хоррор "Субстанция", заметки к рецензии
кино
Пересказывать фильм я не стану, так что если вы его не смотрели, вряд ли эта запись будет вам хоть чем-то интересна.
Кино не шедевральное, не глубокое, не из тех, что оставляют неизгладимое впечатление, но смешное и красивое.
Собственно, обширная цитата из рецензии на "Афише Дейли":
Фаржа не заморачивается по поводу деталей и не объясняет нам, как устроена связь между главными героинями Элизабет и Сью. У них одно сознание на двоих или они связаны только физически? Помнит ли что‑нибудь Элизабет, когда приходит в себя? И если нет, то в чем смысл этого паразитирования, если это два разных человека, а Элизабет просто батарейка для молодого тела? Хорошо, предположим, что это все-таки два разных человека, но тогда вместо молодости главная героиня получила только недельную кому. Какой смысл ей продолжать этот эксперимент? А если у Элизабет и Сью все же одно сознание на двоих (что сомнительно), то тогда никакого конфликта, на котором строится фильм, между ними не должно быть. Фаржа удобно не отвечать на эти вопросы, потому что во многих местах «Субстанция» шита белыми нитками. Потяни за одну — и вся конструкция просто разойдется по швам. Но зачем заморачиваться в деталях, если враг (патриархат) назван с самого начала? Можно забить на всякие несостыковки в сюжете и дальше снимать яростный памфлет против сексизма.
Фильм действительно не задаётся целью выдвинуть хоть сколько-нибудь правдоподобный обоснуй происходящему. Но нужен такой обоснуй только человеку, который ни разу не оставлял в раковине на ночь гору посуды: перемою всё завтра; а затем не просыпался с мыслью: ах ты ж, сволочь! Или, скажем, не всасывал в больших количествах водку, запивая её колой, нимало не заботясь о себе-в-похмелье.
Да, я к тому, что фильм можно прочитать как очень простую метафору. Обе героини — это один и тот же человек, но разделённый временем, Сью — "вчерашняя" (или молодая) Элизабет, а Элизабет, соответственно, "завтрашняя" (или постаревшая) Сью.
Молодая коза не заботится о себе пожилой, вот странно-то! А много ли среди нас таких, кто заботился? В двадцать тебе в основном глубоко безразлично, что вот сейчас ты убиваешь печень, а в сорок из-за этого загнёшься. И многим, думаю, знакома мысль: "вот же я был тупой, когда был молодой, по морде бы себе надавать", и одновременно: "вот бы мне опять мои -дцать лет" — а это те самые противоречивые стремления, которые толкают Лизабету-Демимур, невыносимо тоскующую по былому обожанию, щедро изливавшемуся на неё когда-то, продолжать "эксперимент". То, что сознание не существует независимо от тела и не может в неизменном виде пребывать как в старлетке, так и в возрастной тётке — подтвердит хоть биохимик, хоть нейробиолог, и рецензенту, имхо, стоило бы немного над этим задуматься, прежде чем писать про белые нитки.
Автор рецензии, разумеется, умный хотя бы потому, что уж сам-то бы точно в такую историю не вляпался. А двуединая героиня-то откровенно глуповата, и режиссёр именно такой её задумал и показал. Да и зачем ей быть умной при её-то красоте? Перед ней и так все дороги открыты. Вот рецензент недоволен тем, что фильм якобы обличает сексизм — ы-ы-ы... "Больной, вы страдаете алкоголизмом? - Нет, что вы, я им наслаждаюсь". Не сексизм и не патриархат доводит героиню до плачевного финала, туда она катится сама, изо всех сил крутя педали.
И еще о сексизме. У меня была красивая подруга (действительно красивая), и я неоднократно наблюдала, как в ее присутствии неглупые адекватные мужчины мгновенно становились жалкими хвастливыми бестолочами, просто потому, что кровь не может одновременно приливать и к мозгу, и к ширинке. Со мною-то мужчины могут проявлять свои лучшие человеческие качества, но что видят глаза красивой женщины? Стайку перевозбуждённых мартышек? Стоит ли пенять на зеркало с такими-то рожицами? Или иногда можно немного посмеяться над собой?
Кино-то смешное... Это не громкий хохот, который ты не можешь удержать, это смех про себя, где-то смешанный с грустью. Для одноразового аттракциона, для ужастика оно, имхо, неплохо.
И даже создаёт простое объяснение для неглубоких зрителей из числа повесточных активистов, создавая видимость некой глубины, но в итоге всё равно остаётся фильмом про личную проблему с сугубо личной мотивацией, которая чётко задана в самом начале. Т.е. и предсказуемым итогом. Схожую тему, кстати, с другого ракурса пытался ковырять фильм "Неоновый демон" https://www.kinopoisk.ru/film/623721/ но там получился в большей степени клип, чем фильм.
Аттракцион бы не удался, если бы его не вытягивала режиссёрская работа и удачно подобранный актёрский состав. Но мне кажется, что Панос Косматос https://www.kinopoisk.ru/name/1886684/ с его упарыванием в аудиовизуал или Йоргос Лантимос https://www.kinopoisk.ru/name/757762/ с его умением снимать подворот кукухи, могли бы снять эффектнее.