Если мы начали обсуждать любимых авторов, то позволю себе присоединиться к столь интересной теме.
Удивлен, что еще никто не вспомнил Умберто Эко. Впрочем, это к лучшему. Рассказать об авторе любимых романов всегда приятно.
Родился 5 января 1932г. в Алессандрии (Пьемонт), небольшом городке к востоку от Турина и к югу от Милана. Отец Джулио Эко, бухгалтер по профессии, ветеран трёх войн, мать – Джованна Эко (урожд. Бизио).
Исполняя желание отца, который хотел, чтобы сын стал адвокатом, Эко поступает в Туринский университет, где слушает курс по юриспруденции, но вскоре оставляет эту область науки и начинает заниматься изучением средневековой философии.
1954 – оканчивает университет, в качестве диссертационной работы представив сочинение, посвященное религиозному мыслителю и философу Фоме Аквинскому. Поступает на работу на RAI (Итальянское телевидение), где является редактором программ по культуре, печатается в периодике.
1956 – выходит первая книга Эко «Проблемы эстетики у Св. Фомы» (Il problema estetico in San Tommaso). Впоследствии она будет доработана и переиздана под названием «Проблемы эстетики Фомы Аквинского» (1970).
1958-1959 – служит в армии.
1959 – Эко начинает сотрудничать с журналом «Il Verri», выступая с ежемесячной колонкой. В этом же году публикуется вторая книга Эко, выдвинувшая автора в число наиболее авторитетных специалистов по средневековью «Эстетика средневековья» (Sviluppo dell'estetica medievale); после пересмотра и доработки она переиздаётся под названием «Искусство и красота в средневековой эстетике» (Arte e bellezza nell'estetica medievale, 1987).
1959-1975 – Эко становится старшим редактором миланского издательства «Бомпьяни».
Прочитав книгу французского семиотика Р.Барта (1915-1980) «Мифологии» (Mythologies. 1957), Эко обнаруживает, что его подача материала во многом схожа с бартовской и потому меняет манеру. Теперь он выступает со своеобразными пародиями, иронически осмысляя те же идеи, которые серьезно рассматривались на страницах журнала.
1962 – публикация книги «Opera aperta», в которой, рассуждая об общих проблемах культуры, в частности, о визуальных коммуникациях, для чего в качестве анализируемого материала привлекаются телевизионные репортажи, Эко выступает против постулатов классического структурализма. Основная идея книги сводится к тому, что «произведение искусства – это принципиально неоднозначное сообщение, множественность означаемых, которые сосуществуют в одном означающем». Само понятие «открытое произведение» (давшее название англоязычному изданию и вошедшее в научный обиход) подразумевает наличие широкого поля для интерпретаций, тогда как «закрытое произведение» – одну-единственную интерпретацию.
В этом же году Эко женится на немке Ренате Рамге, работавшей тогда искусствоведом-консультантом. У них рождаются двое детей – сын и дочь.
1963 – выходит сборник статей, опубликованных в «Il Verri», «Diario minimo», озаглавленный соответственно рубрике, которую вел Эко. Спустя почти три десятилетия публикуется сборник «Второй Diario minimo» (1992).
1961-1964 – Эко читает лекции по эстетике на факультете литературы и философии Туринского университета и на архитектурном факультете Миланского политехнического института
1964 – работа «Устрашенные и сплоченные» (Apocalittici e integrati) где рассматриваются вопросы теории массовой коммуникации.
1965 – «Поэтика Джойса» (Le poetiche di Joyce).
1966 – Эко в соавторстве с Э.Карми пишет 2 книги для детей – «Бомба и генерал» (La bomba e il generale) и «Три космонавта» (I tre cosmonauti). Сюжет последней показателен: представители столь разных стран, как США, Россия и Китай, способны выжить, только помогая друг другу.
1966-1969 – является профессором визуальных коммуникаций архитектурного факультета Флорентийского университета.
1968 – пафосом борьбы против стремления возвести категорию структуры в ранг основополагающе, а также против абсолютизации текста в процессе литературоведческого анализа проникнута книга «Отсутствующая структура» (La struttura assente) – расширенный и переработанный вариант предназначенного для студентов пособия «Заметки по семиологии визуальных коммуникаций» (Appunti per una semiologia delle comunicazioni visive, 1967), написанного в тот период, когда Эко преподаёт на архитектурном факультете Флорентийского университета. Кроме того, выходит книга «Определение искусства» (La definizione dell'arte).
1969 – в качестве приглашенного профессора читал курсы лекций в Нью–Йоркском университете.
1969-1971 – является профессором семиотики архитектурного факультета Миланского политехнического института.
1971 – выходит работа «Знак» (Il segno). Эко основывает журнал «Versus», посвященный вопросам семиотики.
1971-1975 – назначен профессором семиотики факультета литературы и философии Болонского университета.
1972-1979 – Эко – генеральный секретарь Международной ассоциации семиотических исследований.
1973 – исследование «Домашний обиход» (Il costume di casa), посвященное проблемам истории культуры и «Беат Лиебанский» (Beato di Liebana).
1974 – Эко является организатором первого международного конгресса по семиотике, прошедшего в Милане.
1975 – Эко назначен заведующим кафедрой семиотики Болонского университета. В качестве приглашенного профессора читает курсы лекций в университете Сан-Диего. Выходит «Трактат по общей семиотике» (Trattato di semiotica generale).
1976 – в качестве приглашенного профессора читал курсы лекций в Нью-Йоркском университете. Выходят «Теория семиотики» (A Theory of Semiotics) и «Сверхчеловек в массовой литературе» (Il superuomo di massa).
1976-1977, 1980-1983 – является директором Института наук о коммуникации и зрелищах Болонского университета.
1977 – в качестве приглашенного профессора читает курсы лекций в Йельском университете. Выходит «На периферии империи» (Dalla periferia all'impero) и пособие «Как пишется диссертация» (Come si fa una tesi di laurea).
1978 – в качестве приглашенного профессора читает курсы лекций в Колумбийском университете.
1979 – «Lector in fibula» (1979), работа, где выдвигается понятие «образцовый читатель».
1979-1983 – Эко – вице-президент Международной ассоциации семиотических исследований.
1980 – в качестве приглашённого профессора читает курсы лекций в Йельском университете.
В этом же году выходит первый роман Эко «Имя розы» (Il nome della rosa), который сразу попадает в список бестселлеров. По признанию автора, он поначалу хотел написать детективную историю из современной жизни, но затем решил, что ему, как медиевисту, будет гораздо интереснее выстраивать детективный сюжет на фоне средневековых декораций. Действие романа разворачивается в бенедиктинском монастыре XIV в., где происходит ряд таинственных убийств, которые, как полагают, являются дьявольскими происками Ключевые символы романа – библиотека, рукопись, лабиринт – отсылают к творчеству аргентинского писателя Х.Л.Борхеса, чья фигура является не только одной из центральных для литературы XXв., но и особо почитается Эко. Роман насыщен разнообразными сведениями по средневековой культуре, теологии и т.д. Книга была переведена на многие иностранные языки, удостоилась таких литературных премий, как итальянская премия Стрега (1981) и французская премии Медичи (1982). Экранизация романа «Имя розы» (1986), осуществлённая французским кинорежиссером Жан-Жаком Анно (р. 1943), получила премию Сезар в номинации «Лучший зарубежный фильм» (1987), чему способствовало то, что роль Вильгельма Баскервильского сыграл знаменитый актер Шон Коннори, а съемки проходили в монастыре Эбербах под Франкфуртом, где в полной мере сохранилась атмосфера средневековья. Позднее Эко выпустил книгу «Заметки на полях "Имени розы"» (Postille al nome della rosa, 1983), своеобразный интеллектуальный комментарий к роману.
1981 – в качестве приглашенного профессора читает курсы лекций в Йельском университете.
1983-1988 – является директором Института наук о коммуникации Болонского университета.
1984 – в качестве приглашенного профессора читает курсы лекций в Колумбийском университете. Выходит работа «Семиотика и философия языка» (Semiotica e filosofia del linguaggio).
1985 – работа «О зеркалах» (Sugli specchi e altri saggi).
1986-2002 – директор программ получения ученой степени по семиотике Болонского университета.
1988 – выходит второй роман Эко «Маятник Фуко» (Il pendolo di Foucault), несмотря на все внешние отличия – действие происходит в XX в. и кроме исторических экскурсов здесь немало лирических отступлений в недавнее прошлое, в частности, во времена Второй мировой войны, – концептуальный «двойник» романа «Имя розы
1989-1995 – член Исполнительного научного комитета университета Сан-Марино.
1989 – президент Международного центра семиотических и когнитивных исследований, директор Департамента семиотических и когнитивных исследований.
1990 – работа «Пределы интерпретации» (I limiti dell'interpretazione), где предпринята попытка, опираясь на труды логика и философа К.Поппера (1902–1994), дать разграничение истинных и ложных прочтений текста.
1991 – выходят «Stelle e stellette» и «Vocali».
1992 – работа «Интерпретация и гиперинтерпретация» (Interpretation and overinterpretation).
1992-1993 – Эко – профессор Коллежа де Франс, Париж.
1993 – работа «Поиски идеального языка в европейской культуре» (La ricerca della lingua perfetta nella cultura europea), рассматривающая возможность существования такого языка, который отражает сущность явлений.
1992-1993 – читает цикл Нортоновских лекций в Гарвардском университете, текст которых затем был издан отдельным сборником под названием «Шесть прогулок в литературных лесах» (Sei passeggiate nei boschi narrative, 1994).
1994 – сборник избранных эссе «Отложенный Апокалипсис» (Apocalypse Postponed). Выходит роман «Остров накануне» (L'isola del giorno prima), который также как и прошлые романы, перенасыщен отсылками и скрытыми цитатами. Эко представляет его в качестве барочного произведения. Тем не менее, это очередная игра, затеянная романистом. Читателю предлагается в чистом виде постмодернистский роман, но постмодернизм в интерпретации Эко – духовное состояние, а не явление, вписанное в ту или иную хронологическую канву.
1997 – сборник «Пять эссе на темы этики» (Cinque scritti morali) и работа «Кант и утконос» (Kant e L'ornitorinco), исследование, посвященное вопросам эпистемологии (философский термин, употребляемый для обозначения теории познания).
1998 – работа «Между ложью и иронией» (Tra menzogna e ironia), где автор анализирует феномен лжи в различного рода практиках, как речевых, так и поведенческих.
1999 – с этого времени Эко является президентом Высшей школы гуманитарных исследований Болонского университета.
2000 – выходит роман «Баудолино» (Baudolino). Он вновь написан на историческим материале, в центре его – приемный сын Фридриха Барбароссы, человек, бывший инициатором Крестовых походов и вдохновителем поисков Грааля.
2002 – опубликован сборник «О литературе» (Sulla letteratura), куда вошли публичные выступления Эко и его журнальные статьи.
С этого года Эко является президентом Итальянского института гуманитарных наук.
2003 – книга «Говорить почти то же самое» (Dire quasi la stessa cosa), основанная на материалах семинаров, которые вёл учёный в различных университетах, и работах по проблемам, связанным с переводом. Кроме семинаров и лекций, прочитанных в итальянских университетах и различных учреждениях, выступает с лекциями и ведёт семинары в университетах и культурных центрах множества стран: от Австралии до Японии.
Эко член различных академий, в том числе Болонской Академии наук (1994) и американской Академии литературы и искусства (1998) и почетный доктор множества зарубежных университетов, лауреат многих литературных премий, отмечен наградами разных стран, в частности, он кавалер французского Ордена Почетного легиона. (1993). О нем написано около шести десятков книг и огромное количество статей и диссертаций, его творчеству посвящаются научные конференции.
Эко не чуждается политики. Так, в конце 1990-х он активно участвует в избирательной кампании, является инициатором идеологических конгрессов и конференций, одна из которых прошла в замке Гаргонца в 1997. Ведёт публичные дискуссии.
Много сил отдает разработке новых форм коммуникации, контролирует разработку научного софтвера для «Оливетти», из энциклопедических отделов периодов развития человечества осуществлены «Семнадцатый век» (1995) и «Восемнадцатый век» (1997). Другой проект – создание «Мультимедийной Аркады». Мультимедийная библиотека, компьютерный тренировочный центр, выход в Интернет составляют комплекс на 50 терминалов, объединенных в сеть, которую обслуживает специальный персонал (преподаватели, техники, библиотекари). Основная идея – дать возможность пользоваться новейшими технологиями за символическую плату. На первом этапе проект рассчитан на жителей Болоньи, но опыт может быть распространен в пределах страны и даже в мировом масштабе.
Доступность знаний – важнейшее, по мнению Эко, завоевание цивилизации. Одной из первых его попыток создать доступное учебное пособие, причем доступное во всех смыслах, было издание «Заметок по семиологии визуальных коммуникаций». Посчитав, что рукопись, размноженная на ротаторе, будет дорого стоить, а потому не слишком обеспеченные студенты его приобрести не смогут, он договорился с издательством «Бомпьяни», и пособие было выпущено за возможно низкую цену (при условии, что книги не поступят в широкую продажу, а будут распространяться только среди студентов).
Эко ведет еженедельную колонку «Коробок с бумажными спичками Минервы» в журнале «Эспрессо». Считается, что заметки для этой рубрики он делает именно на таком спичечном коробке. Так и остались не завершенными публиковавшиеся в периодике «Какопедия» (энциклопедия навыворот) и юмористическая история философии в стихах и карикатурах «Философы на свободе». Впрочем, возможно, это очередной розыгрыш и автор никогда не намеревался заканчивать эти сочинения.
Романы:
Имя Розы
Маятник Фуко
Остров накануне
Баудолино
Таинственное пламя царицы Лоаны.
Пражское кладбище.