«Когда схема, дающая возможность к восприятию, превращается в сознание?
Когда разностная машина превращается в поиск истины?
Когда имитация личности становится трепетной частичкой души?»
Альфред Леннинг, из к/ф «Я, робот».
Не раз и не два, после того, как я говорил кому-нибудь, что увлекаюсь компьютерными играми, я видел в глазах собеседника недоумение, снисхождение и некую долю презрения. «Ах, игры? Но ведь это для детей! К тому же, они делают людей маньяками!» Думаю, фразы такого рода слышал каждый первый читатель. Не смотря ни на что, видеоигры в массовом сознании остаются развлечением для детей, глупым времяпрепровождением, бесполезной тратой времени, да ещё и тренажёром для серийных убийц. При этом кино, например, считается искусством, хотя ещё сто лет назад движущиеся картинки были не слишком изощрённым развлечением (не говоря уж о том, что большинство современных фильмов таким развлечением остались). К чему такое странное вступление, спросите вы? К тому, что сегодня я предлагаю рассмотреть идеальный пример игры, которая явно выходит за рамки развлечения и предлагает найти ответы на совсем не детские вопросы. Речь идёт о The Talos Principle.
Жаркое солнце палит на небе, легкий ветерок качает густую траву, блики играют в воде двух бассейнов, на поверхности которых плавают кувшинки. С этой сцены начинается игра. Вы обнаруживаете себя посреди странных руин, стиль которых явно тяготеет к временам античности. Тут звучит голос с неба, который представляется вашим создателем по имени Элохим. Он предлагает герою, человекоподобному роботу, исследовать сад, в котором происходит «рождение» и найти там сигилы — многочисленные фигурки, разбросанные по всему этому странному миру. Мир, кстати, не ограничивается одними античными руинами: по мере прохождения декорации меняются на горячие пески и величественные пирамиды Древнего Египта, которые уступают место гордым средневековым замкам и соборам.
Дальнейшая подача сюжета происходит через новые обращения к вашей персоне Элохима, а также через взаимодействие с многочисленными компьютерными терминалами, разбросанными по всем уровням в великом множестве. На каждом терминале можно найти несколько текстовых документов, писем, логов интернет-чатов или форумов, которые постепенно проливают свет на историю этого мира и цель вашего в нём пребывания. Ещё в этом мире можно найти двадцать два аудиолога, которые опять же вносят немного ясности в происходящее. Я, согласно обычаю, не буду раскрывать всех тайн (и прошу воздержаться от этого в комментариях), скажу лишь, что сюжет здесь выполнен на пять с плюсом и служит своеобразной головоломкой посложнее большинства паззлов.
С геймплейной же точки зрения творение хорватской студии Croteam представляет собой головоломку в духе бессмертной Portal. Цель каждого уровня — собрать те самые сигилы, фигурки тетрамино, необходимые, чтобы пройти дальше по сюжету. Каждая головоломка — своеобразный лабиринт, наполненный разными устройствами. К нашим услугам деактиваторы, позволяющие отключать силовые поля, преграждающие путь к цели, или автоматические турели с летающими шарами, которые уничтожают персонажа, отбрасывая его к началу уровня. Позже появятся коннекторы, перенаправляющие лазерные лучи, гексаэдры (в миру кубики), активирующие кнопки, вентиляторы, поднимающие гексаэдры или игрока в воздух, особое устройство, позволяющее записать ваши действия и воспроизвести их, и платформы, которые можно взять в руки и поставить на них что-нибудь.
Вышеперечисленные предметы можно и, как правило, нужно использовать вместе, сочетая их самым причудливым образом. Сигилы делятся на три группы по степени сложности их получения: зелёные (головоломки с ними не представляют особой сложности), жёлтые (тут уже придётся изрядно напрягать серое вещество) и красные (самые сложные, зачастую требуют неординарного подхода к решению задачи). Кроме сигилов на уровнях есть золотые звёзды, необходимые для достижения одной из трёх концовок. Их добыча станет главным испытанием игры — придётся серьёзно поломать голову, ведь зачастую для получения звезды нужно искать скрытые возможности и выносить предметы за пределы отдельных головоломок. И, наконец, в мире The Talos Principle можно найти три «острова» с гробницами посланников Элохима. Если освободить их, вы получаете возможность обратиться к ним в случае затруднений и получить подсказку.
Не забыли разработчики и про визуальную составляющую игры. За неё тут отвечает новейший модифицированный движок Unreal Engine 4, который выдаёт просто потрясающую картинку, так что The Talos Principle можно смело назвать одной из красивейших игр современности. Местные пейзажи настолько прекрасны, что аж дух захватывает, и это с учётом превосходной оптимизации: даже обладатели не самых мощных компьютеров смогут насладиться максимальными настройками графики. В крайнем случае можно залезть в расширенные настройки и изменить решительно всё: это один из тех случаев, когда доступных для тонкой настройки опций несколько десятков.
Тем не менее, всё, о чём сказано выше, не составляет главного достоинства игры. Уникальность The Talos Principle заключается в том, что игра постоянно заставляет вас думать не только и не столько о головоломках. Конечно, непосредственно решение паззлов представляет подчас довольно сложную задачу, но было бы большой ошибкой полагать, что на этом интеллектуальная глубина игры заканчивается. Вопросы, которые раз за разом задаёт игра, намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Загадочен сюжет, удерживающий вас у экрана вплоть до финальных титров, но и у него есть второе дно. Несмотря на то, что главный герой игры — робот, главная головоломка, которую вы должны решить — найти ответ на вопрос, что такое человек. Не зря сами разработчики описывают свою игру как философскую головоломку. Даже название — это вымышленная материалистическая теория, утверждающая, что любой философ не должен забывать: что бы он ни думал о себе, жизнь его опирается на физическое его существо.
Как любая идеальная головоломка, The Talos Principle не даёт ответа на свой главный вопрос, предлагая сделать это игроку. Можно пройти все уровни и собрать все сигилы, можно добыть все звёзды и добраться до каждого посланника Элохима, но подлинная концовка игры наступает тогда, когда в вашей голове формируется пусть приблизительный, но ответ на едва ли не самый сложный вопрос современной философии. Возможно, вы не согласитесь с теми доводами, что приводят разработчики в многочисленных текстовых документах и диалогах, но даже такой результат будет означать, что у вас есть свой ответ. В конечном итоге, наличие ответа — вот главная цель игры.
Повторюсь, The Talos Principle не даст ответ, но заставит вас найти его самостоятельно. Даже не заставит — подтолкнёт, даст повод для размышлений, незаметно затянет в лабиринты разума. Задать вопрос — задача едва ли не более сложная, чем найти ответ. Любой ответ начинается с вопроса, и проект Croteam как раз может стать таким вопросом, катализатором для мысли, толчком, указывающим цель, не сообщая о пути. Она сама — путь, тропинка для рассуждений. Возможно, в конце вы найдёте ответ, возможно — нет, но если вы сдвинулись с места — это уже сам по себе результат. Как минимум по той причине, что The Talos Principle позволяет сдвинуться с места и начать думать, она стоит того, чтобы её пройти. Как минимум поэтому она заслуживает звания прекрасной игры. Игры с большой буквы.
Рецензия подготовлена специально для сайта TESAll.ru.