Искал подходящую тему для моего вопроса и наверное нашёл: Куда попадает душа относительно плохого человека, который не поклонялся ни Даэдра, ни Аэдра?
Подозреваю, что уже неактуально, но все же напишу ответ, чтобы мозги размять. В конце концов, души и посмертие - это один из ключевых элементов игрового бэкграунда. Не задумываясь о таких вещах, не понимаешь своего персонажа, а значит о каком-либо игровом ролеплее не будет и речи.
Под душой подразумеваю слепок личности на каком-то носителе. При этом важна целостность и непрерывность.
Иллюстрация 1. У тебя заболел зуб. Ты пришел к магу-целителю. Тот магическим путем создает с тебя копию, но со здоровым зубом. И говорит, что это теперь и есть ты. После чего клона отпускает, а тебя пытается прикончить, утверждая что таким образом зубная боль гарантированно прекратится. Дашь ли ты себя убить? Очевидно, что нет, т.к. ты - это ты, а клон - это какое-то постороннее существо.
Иллюстрация 2. Еще недавно лоботомирование (хирургическая операция, повреждающая головной мозг) было универсальным средством. Его применяли психиатры, политики и даже невропатологи. Вот только пациент менялся полностью. Совершенно другой человек с другой мотивацией. В конечном итоге общественное мнение приравняло лоботомию к убийству. Хочешь ли ты, чтобы на твоем месте появился совершенно другой человек? Очевидно, нет. Если только не склонен к суициду.
Исходя из такой трактовки прогноз для нашего покойника неутешителен. Если свести воедино все эльфийские знания, то получается, что душа отправляется на обеденный стол к более сильному духу, где будет либо съедена, либо обгрызена до неузнаваемости. Концепция неплохо выведена у Киза в его Умбриэле. Обычные смертные едят пищу. Для более утонченных на первый план выходит кулинария, вкус, приправы и т.д. Ну и совсем утонченные, которые переродились или развоплотились в процессе "эволюции", предпочитают души смертных. Или даже души бессмертных, если удастся наложить на таких лапу и переварить.
Чтобы рассмотреть конкретные варианты, надо сначала обратиться к теории. Если продолжfть в эльфийском ключе, то базовая механика следующая. Мир - это совместный коммерческий проект разнокалиберных духов. Началось с того, что однажды Лорхану пришла в голову новая модель мира, а именно Аурбис в виде Башни. Башня это по-нашему пирамида, а точнее финансовая пирамида. Множество духов по разным причинам согласились на доводы Лорхана и затеяли совместный бизнес. В итоге получилась следующая картина. Мелкие духи стали смертными. Они рождаются, живут и умирают, после чего отправляются в Этериус. Откуда больше не возвращаются, по крайней мере целиком. Очевидно, что их там если и не сжирают, то основательно надкусывают. В Этериусе засели более крупные духи. Один из них, Аркей, следит за круговоротом душ в Тамриэле. Души рождаются благодаря Аркею. Но Аркей же обеспечивает смерть от старости. А также следит, чтобы мелкие духи не жрали друг друга (некромантия). Что неудивительно, так как иначе Этериус недополучит души, а отожравшиеся друг на друге мелкие духи станут крупными и полезут в Этериус уже не в виде пропитания, а в качестве конкурентов. Ну и наконец сам Лорхан. Внезапно по итогу замысла оказалось, что у него контрольный пакет акций всей этой душевно-финансовой пирамиды. Причем исторически вышло забавно. Лорхан заявил, что всех кинул и он теперь главный. Сильные духи возмутились и его замочили. Но внезапно выяснилось, что в результате того, что его так вовремя замочили, Лорхан действительно стал духом всего проекта. Неважно, кто ты, бессмертный некромант или полевая мышь. Любая твоя мысль может оказаться мыслью Лорхана. Ну и опять же на кого списать постоянную общемировую инфляцию? В смысле, что бы ты ни строил в этом мире, все равно тебе требуется постоянная подпитка душами, чтобы не разваливалось. Надо также упомянуть и лордов даэдра. Те подтянулись позже и начали таскать души в Обливион, считая, что они самые умные и всех перехитрили. Но см. пункт про то, что Лорхан - бог всего сущего, поэтому по-любому имеет свой процент. А сами даэдра незаметно для себя стали частью единого целого (типа Азуры, насылающей кошмары на своих последователей и т.д.). При этом от вмешательства даэдра души смертных лишь стали более разнообразными, так сказать на любой вкус. Переходим к вариантам посмертия.
1. Основной по распространенности вариант гарантировать себе посмертие - провести жизнь так, чтобы она была интересной для сильных духов. Тогда появляется неплохой шанс, что эти духи сохранят большую часть твоей души, засушив в гербарии, т.е. сохранив в собственном плане. Не обязательно "поклоняться", кривляясь у алтарей, или произнося бессмысленные фразы. Есть множество других предпосылок. Например расовые. Норд может не знать о Совнгарде, пока не умрет в бою. Аргонианин может ничего не знать о Хисте. Особенно когда Хист заставляет его подражать другим обитателям Тамриэля. Но когда наступает смерть, все равно все знания и опыт аргонианина оказываются у Хиста. Правда Шор может отказаться от норда, если тот оборотень. Такой норд невкусный, или неинтересный. Точно также Хист однажды отказался от целого города, который населяли аргониане, изображавшие из себя имперских обывателей. Эти аргониане были отданы на съедение Умбриэлю. Это я еще и к тому, что некоторые души, вроде имперских обывателей или мелких бандитов, проживших серую жизнь, - это мелкий расходный материал. Может внезапно оказаться, что прирезанный в постели норд не отправился в Совнгард. Его душу может прихватить какой-нибудь Хирцин в качестве одноразовой цели для охоты. Мерунес Дагон кстати тоже не особо разборчив, откровенно зажрался и гребет все, до чего может дотянуться. На его вкус герои и обыватели не особо отличается друг от друга, т.к. в огненной лаве скворчат одинаково. Поэтому он без сожалений сливает в эту лаву даже собственных служителей. Из-за такой неразборчивости мелкий убийца и мелкий чиновник могут после смерти оказаться в одном котле с кипящей лавой, хотя при жизни ни сном ни духом про Мерунеса Дагона. И кстати, как бы ни были лживы посулы жрецов аэдра, но возможно логика в этих обещаниях какая-то есть. Лучше целенапрвленно стремиться к безболезненному растворению в "снорукаве", попав на обед Маре, Дибелле и прочим. Чем случайно "попасть на зуб" какому-нибудь даэдра, который может доводить тебя до съедобной кондиции весьма болезненными способами, а то и вовсе оставить валяться обгоревший огрызок где-нибудь на свалке. Получится весьма неприятное посмертие.
2. Второй вариант негативный. Душа остается в Тамриэле, если к чему-то сильно привяжется. Эмоционально или что-то в этом роде. Например жаждущее мести привидение на месте жестокого убийства. Недостатки подобного существования - такой дух страдает и постепенно сходит с ума, если его никто не поддерживает. Причина - пресловутая "инфляция". Кстати, подобный фокус может проделать какой-нибудь некромант (настоящий, а не даэдропоклонник), например ортодоксальный данмер, получив доступ к твоим останкам. Так у данмеров наказывали некоторых членов данмерских домов. Заставляли духов умерших сторожить свои гробницы и сокровищницы, но не кормили. А те постепенно деградировали, сходили с ума и становились агрессивными.
3. Третий вариант 50 на 50, хотя возможно единственно верный. Теоретически можно и вовсе покинуть Аурбис - башню. Тогда ты будешь сам себе пространством и временем, внешние обстоятельства перестанут влиять и довлеть. Декларируемая мечта истинных эльфов. По всей вероятности, только двемеры добились этой цели. Почему 50 на 50? Потому что если живешь в мире Лорхана, то часть твой сущности по-любому будет заточена под взаимодействие с окружающим миром. И если мир покинуть, эта часть тебя оборвется. Неслучайно двемеры выглядели ненормальными психами и страдали непонятной фигней. Они специально оставались чуждыми этому миру, не приспосабливались к нему самостоятельно, а использовали для этой цели посредников - сотворенные ими механизмы, чтобы в итоге безболезненно свалить из Аурбиса. Кстати, двемеры не поклонялись никаким богам, как и наш предполагаемый покойник. Может оказаться, что наш покойник - истинный эльф, разгадавший тайну двемеров. А значит у него есть шанс свалить из Аурбиса даже будучи духом или призраком.
4. Четвертый вариант - усилиться и стать бессмертным. Но для этого придется самому охотиться за чужими душами. Это и есть настоящая некромантия. Скайримский маг, который переселился в Черную Звезду Азуры - как раз такой некромант, который несколько переоценил свои силы. Если что, те мелкие колдуны, которые заключают договор с Идеальными Повелителями, Молаг Балом или любой другой живностью из Обливиона - обычные лохи, попавшиеся на дешевую разводку, а не некроманты. Но лучший примером могут оказаться цаэски, которые каким-то образом научились использовать души драконов и драконорожденных. Т.к. души драконов качественно отличаются от всех прочих. Драконы пришли из другой реальности, не из лорхановской. Поэтому их души не принадлежат ни Обливиону, ни Этериусу. Неплохой шанс обзавестись собственным планом, поддержание которого не требует ни магии, ни душ. Так цаэски "поглотили" человеческое население Акавира. А потом внезапно оказалось, что никаких хвостатых змеелюдей-вампиров как бы и нет (переселились в личные планы). Зато есть ... обычные люди. Хорошие бойцы (ага, особенно если будучи убитыми, могут возрождаться в планах обитания своих хозяев - копится опыт, при этом ни смертей, ни увечий). При этом акавирцы обладают умением, под названием "тактика" , о котором рассказано в книге "Таинственный Акавир". Акавирцы умеют внезапно "размножаться". На стоянке была рота. А как начался бой - бац, а это уже батальон. Обычное дело, если имеешь дело с даэдра. Но в данном случае появляются не даэдра, а акавирцы. Имперские аналитики о таком варианте даже не помышляли и списывали подобный казус на тактическое мастерство акавирцев.
К чему я это? Наш покойник может обрести нестандартное посмертие, попав в руки цаэски. Например, Нереварин был бессмертным и драконорожденнным. Но сотрудничал с Клинками и отплыл на Акавир. Результат. Наш герой в Скайриме - это последний драконорожденный( в смысле совсем последний, больше нет). А еще мы опять сотрудничаем с Клинками. Которые уже даже не стесняются и сняли маску. Оказывается не служат они ни императорам, ни Талосу, ни драконорожденным. А всегда работали на цаэски. Поэтому кстати, вполне возможно, что немало хороших бойцов Тамриэля переквалифицировались в вечных и бессмертных "карманных" акавирских бойцов.
5. Пятый вариант - это скорее дополнение к предыдущим и некоторые отдельные мысли для сведения. Душа может быть разделена на части. Например, Олаф Одноглазый. Основная часть его души бегает по древнему драконьему храму в виде драугра. И в то же время другая часть его души выставлена в Совнгарде в представительских и рекламных целях.
Такое может произойти, даже когда персонаж еще жив. В Скайриме по сюжету мы может отдать часть своей души как плату Идеальным Повелителям за вход в их план. Такая сделка подается как стандартная. Вот и думаем, если Довакин не станет возвращать душу, а уйдет и где-нибудь сгинет, можно ли считать часть его души в лапах у Идеальных Повелителей посмертием Довакина? Или это совершенно постороння сущность?
Или излечение от ликантропии. Можно выдернуть из своей души ту ее часть, которая кровожадный зверь, любящий охоту, и вернуть ее Хирцину. Жить станет не так весело, боевого ража убавится. Хирцин получит свое еще при жизни, но останешься ли ты тем, кем был до этого? Или это один из вариантов лоботомии? Считаю, что тут подход индивидуален и зависит от персонажа. Например, альтмер и данмер будут принимать противоположные решения. Альтмер борется за чистоту и стремится к идеалу. Ни за что не согласится стать оборотнем или вампиром, скорее пожертвует часть души. А данмер знает, что если слабый дух хочет стать сильным, то ему не раз придется сильно измениться. В результате душу неверующего альтмера потянет в Этериус. А душу данмера в Обливион. А злые они или добрые были при жизни ... Такого понятия в мире TES нет, точнее есть, но только в контексте внутриигровой пропаганды.
6. Шестой вариант. Наш покойник изначально может быть создан одним из богов. Например, шезаррин. Или драконорожденный. Шезарр - это Лорхан, бог всего сущего в эльфийском варианте бытия. Дракон, т.е. Акатош - это Алдуин, сожравший прошлый мир нордов. Он устроился на послеобеденный отдых. И снится ему, что вокруг новый мир, он опять дракон - Алдуин, вокруг еще драконы, попроще и т.д. Это называется кальпа, послеобеденный отдых Алдуина. Акатош соответсвенно отец всех драконов. А драконы изобрели такую штуку, что души драконов могут возрождаться не только в драконах, но и в людях, и прочих животных. Так появились драконорожденные. Но в итоге все души все равно возвращаются к Акатошу, когда в последние дни мира этот мир съедается Алдуином. В общем, Акатош тоже бог всего, но только в атморском варианте бытия. Как бы то ни было, такие персонажи, которые шезаррины и драконорожденные, пропадают бесследно, не доставаясь никому. Не важно, молятся они кому-то конкретному, всем сразу, или полные атеисты. Возможно ,что Лорхан и Акатош просто очень сильные и никому свое не отдают.
Но есть и другое мнение, что герои - это виртуальные объекты. Мир освобождает в себе место и веде себя так, будто внутри него есть такой объект, как герой. Но героя на самом деле нет. Какое может быть у такого персонажа посмертие, если он существует лишь в головах окружающих?