Brian Eno
Об Исполнителе:
Брайан Питер Джордж Сент Жан ле Батист де ла Саль Ино (англ. Brian Peter George St. Jean le Baptiste de la Salle Eno; 15 мая 1948, Вудбридж, Саффолк) — английский музыкант-электронщик, музыкальный теоретик и продюсер звукозаписи. Возможно, наиболее известен как отец эмбиентной музыки.
Свою карьеру Брайан Ино начал в качестве клавишника и специалиста по звуковым эффектам в группе Roxy Music в начале 1970-х. Впоследствии, помимо сольной деятельности, сотрудничал с такими музыкантами и группами, как U2, Talking Heads и Дэвид Бирн, Дэвид Боуи, Роберт Фрипп, Элвис Костелло, Джон Кейл, Нико, Пол Саймон, Звуки Му, Genesis, Cluster, Slowdive (англ.), Coldplay. Ино также написал звуковую тему операционной системы Windows 95, которая используется при входе и в другие операционные системы этого семейства. Кроме того, Ино известен и как автор «Темы пророчества» (Prophecy Theme) в фильме своего друга Дэвида Линча «Дюна» (1984).
...
Спойлер
Трудно назвать человека, более заслужившего титул мэтра экспериментального творчества нашего времени: Брайан Ино ― «отец» эмбиентной и генеративной музыки, создатель концепции «звуковых ландшафтов»; он придумал проект 77 Million Paintings — программу, создающую никогда не повторяющиеся картины и аналогично неповторимый звукоряд к ним.
Брайан Ино вместе с Питером Шмидтом создал «Обходные стратегии» — колоду карт с загадочными инсайтными фразами, призванными помочь использующему их преодолеть различные дилеммы повседневной жизни.
Брайан, возможно, широко известен тем, что сочинил мелодию The Microsoft Sound, звучавшую при запуске Windows 95.
Ино внёс непосредственный вклад в творчество таких групп, как U2, Genesis, Talking Heads, «Звуки Му»; музыкантов Дэвида Боуи, Нико и Роберта Калверта.
Количество музыкантов, которых Ино продюсировал, ещё больше. Достаточно сказать, что он дважды получал Brit Award как лучший продюсер года.
Выпускник Винчестерской школы искусств, в далёких 60-х начавший экспериментировать со звуком и инсталляциями, Брайан Ино, побывав в разных ролях и пройдя весь путь творца, исследовал загадочный и манящий мир искусства изнутри.
«Часкору» посчастливилось побеседовать с Брайаном в его лондонской студии и узнать мнение мастера о текущем состоянии искусства и его будущем.
— Каково ваше мнение по поводу будущего музыки? Я знаю, этот вопрос за последние лет сорок был одним из наиболее задаваемых. Может быть, будущего не только музыки, но искусства в целом?
— Сейчас появляется всё больше и больше людей искусства. Их больше, чем было когда-либо, и я думаю, что это потому (показывает на видеокамеру), что ты можешь быть создателем фильма. Всего за двести долларов.
Раньше было очень большое разделение между творцами и всем остальным миром. Этой стены более не существует, она рухнула.
Существует целая тусовка людей, играющих с этим, они как бы наполовину творцы. Они не занимаются искусством всё своё время, но они им всё же занимаются. И иногда они создают очень качественный продукт.
Возьмём в качестве примера YouTube. Это определённо наиболее интересное явление в истории кинематографа за последние пятьдесят лет. Ты видишь все эти вещи, компилируемые абсолютными непрофессионалами, и некоторые из них очень хороши.
К примеру, есть такой парень из Англии по имени Cosmo Jarvis. Он сочиняет песни и для каждой своей песни снимает клип. При этом он задумывает и песню, и клип с самого начала как одно целое.
Он сделал, я думаю, почти сотню таких небольших песен и клипов к ним. И это потрясающие клипы. И, знаете, в конце каждого клипа он указывает, сколько ему стоило создание клипа. Клип заканчивается, и в титрах указано: «Режиссёр Cosmo Jarvis. 240 фунтов» (смеётся).
— Как клип Орена Лави к его песне Her Morning Elegance?
— Да, абсолютно точно. Это прекрасный клип, да.
— Значит, сейчас быть творцом легче, чем это было раньше?
— Да. В прошлом для того чтобы стать творцом требовалось преодолеть своего рода большой мост. Необходимо было оборудование, галерея, люди, заинтересованные в твоём творчестве. Необходимо было доказать, что ты сможешь это, например, годами учась в школе искусств. Существовал огромный барьер.
Я имею в виду: это то же самое, что произошло с фотографией, очень хороший пример. В XIX веке было очень трудно стать фотографом. Нужно было оборудование, технология, ты должен был понимать, как всё это работает. И поэтому фотографов было немного. И это были специалисты.
Но как только в 1920-х появилась камера Kodak, любой человек получил возможность стать фотографом. Это не означает, что каждый становится хорошим фотографом, но это означает, что множество людей, не прошедших путь становления специалистами, обнаруживают себя занимающимися фотографией.
Вовсе не нужно изучать искусство кинематографии, чтобы использовать камеру. И, на самом деле, не нужно учиться музыке, чтобы использовать все те штуки (указывает в направлении студии).
— Такова идея Стива Джобса: есть Macintosh, предоставляющий площадку для занятий творчеством, а всё остальное зависит только от твоих творческих особенностей. К сожалению, креативность — довольно редкое явление, особенно сейчас…
— Да. Вообще-то креативность — это всегда редкое явление (смеётся). Но с другой стороны… Как я уже сказал, стена рухнула, и это даёт возможность людям просто начать играть и внезапно обнаружить себя делающими действительно хорошие вещи.
Cosmo Jarvis, вот хороший пример того, о чём я говорю. 20 лет назад его просто не могло бы быть. Просто не было бы такого музыканта, потому что технология была слишком дорогой. Он не смог бы осуществить то, что делает сейчас. А сейчас ему ничто не мешает.
— А что насчёт начинающих, имеющих дома что-то вроде студии, хотящих заниматься, к примеру, музыкой. У них уже есть оборудование, но что ещё нужно, чтобы создать что-нибудь хорошее, предположим, песню? Одного оборудования ведь недостаточно?
— Нет, конечно, недостаточно…
Во-первых, нужно быть упорным, в смысле: «Я хочу заниматься этим, и буду делать это до конца». По моему личному опыту я знаю, что все хорошие музыканты, художники, люди творчества имеют очень сильную уверенность в том, что то, чем они занимаются — это правильно.
И с ними бесполезно спорить на эту тему. Можно спорить на все другие темы, кроме этой. Такая вера, безусловно, является основой их работы.
Во-вторых, необходимо быть умным. В том смысле, что если тысячи людей делают что-то лучше тебя, то для тебя это, возможно, не самое правильное занятие. Например, я никогда не стану Guitar Hero. Мне просто нет смысла к этому стремиться.
И, в-третьих, ты должен быть полон своего рода страсти, которая выходит за рамки просто «соображать в музыке». Такого рода ум — действительно настоящий враг. Он заставляет тратить время на бессмысленное улучшение продукта, чтобы впечатлить себя самого.
Не нужно впечатлять себя, нужно меняться. Не нужно смотреть на готовый продукт и думать: «Боже, я чертовски талантлив». Скорее: «Неужели это вышло из меня? Кто тот человек, который создал это?»
Брайан Ино вместе с Питером Шмидтом создал «Обходные стратегии» — колоду карт с загадочными инсайтными фразами, призванными помочь использующему их преодолеть различные дилеммы повседневной жизни.
Брайан, возможно, широко известен тем, что сочинил мелодию The Microsoft Sound, звучавшую при запуске Windows 95.
Ино внёс непосредственный вклад в творчество таких групп, как U2, Genesis, Talking Heads, «Звуки Му»; музыкантов Дэвида Боуи, Нико и Роберта Калверта.
Количество музыкантов, которых Ино продюсировал, ещё больше. Достаточно сказать, что он дважды получал Brit Award как лучший продюсер года.
Выпускник Винчестерской школы искусств, в далёких 60-х начавший экспериментировать со звуком и инсталляциями, Брайан Ино, побывав в разных ролях и пройдя весь путь творца, исследовал загадочный и манящий мир искусства изнутри.
«Часкору» посчастливилось побеседовать с Брайаном в его лондонской студии и узнать мнение мастера о текущем состоянии искусства и его будущем.
— Каково ваше мнение по поводу будущего музыки? Я знаю, этот вопрос за последние лет сорок был одним из наиболее задаваемых. Может быть, будущего не только музыки, но искусства в целом?
— Сейчас появляется всё больше и больше людей искусства. Их больше, чем было когда-либо, и я думаю, что это потому (показывает на видеокамеру), что ты можешь быть создателем фильма. Всего за двести долларов.
Раньше было очень большое разделение между творцами и всем остальным миром. Этой стены более не существует, она рухнула.
Существует целая тусовка людей, играющих с этим, они как бы наполовину творцы. Они не занимаются искусством всё своё время, но они им всё же занимаются. И иногда они создают очень качественный продукт.
Возьмём в качестве примера YouTube. Это определённо наиболее интересное явление в истории кинематографа за последние пятьдесят лет. Ты видишь все эти вещи, компилируемые абсолютными непрофессионалами, и некоторые из них очень хороши.
К примеру, есть такой парень из Англии по имени Cosmo Jarvis. Он сочиняет песни и для каждой своей песни снимает клип. При этом он задумывает и песню, и клип с самого начала как одно целое.
Он сделал, я думаю, почти сотню таких небольших песен и клипов к ним. И это потрясающие клипы. И, знаете, в конце каждого клипа он указывает, сколько ему стоило создание клипа. Клип заканчивается, и в титрах указано: «Режиссёр Cosmo Jarvis. 240 фунтов» (смеётся).
— Как клип Орена Лави к его песне Her Morning Elegance?
— Да, абсолютно точно. Это прекрасный клип, да.
— Значит, сейчас быть творцом легче, чем это было раньше?
— Да. В прошлом для того чтобы стать творцом требовалось преодолеть своего рода большой мост. Необходимо было оборудование, галерея, люди, заинтересованные в твоём творчестве. Необходимо было доказать, что ты сможешь это, например, годами учась в школе искусств. Существовал огромный барьер.
Я имею в виду: это то же самое, что произошло с фотографией, очень хороший пример. В XIX веке было очень трудно стать фотографом. Нужно было оборудование, технология, ты должен был понимать, как всё это работает. И поэтому фотографов было немного. И это были специалисты.
Но как только в 1920-х появилась камера Kodak, любой человек получил возможность стать фотографом. Это не означает, что каждый становится хорошим фотографом, но это означает, что множество людей, не прошедших путь становления специалистами, обнаруживают себя занимающимися фотографией.
Вовсе не нужно изучать искусство кинематографии, чтобы использовать камеру. И, на самом деле, не нужно учиться музыке, чтобы использовать все те штуки (указывает в направлении студии).
— Такова идея Стива Джобса: есть Macintosh, предоставляющий площадку для занятий творчеством, а всё остальное зависит только от твоих творческих особенностей. К сожалению, креативность — довольно редкое явление, особенно сейчас…
— Да. Вообще-то креативность — это всегда редкое явление (смеётся). Но с другой стороны… Как я уже сказал, стена рухнула, и это даёт возможность людям просто начать играть и внезапно обнаружить себя делающими действительно хорошие вещи.
Cosmo Jarvis, вот хороший пример того, о чём я говорю. 20 лет назад его просто не могло бы быть. Просто не было бы такого музыканта, потому что технология была слишком дорогой. Он не смог бы осуществить то, что делает сейчас. А сейчас ему ничто не мешает.
— А что насчёт начинающих, имеющих дома что-то вроде студии, хотящих заниматься, к примеру, музыкой. У них уже есть оборудование, но что ещё нужно, чтобы создать что-нибудь хорошее, предположим, песню? Одного оборудования ведь недостаточно?
— Нет, конечно, недостаточно…
Во-первых, нужно быть упорным, в смысле: «Я хочу заниматься этим, и буду делать это до конца». По моему личному опыту я знаю, что все хорошие музыканты, художники, люди творчества имеют очень сильную уверенность в том, что то, чем они занимаются — это правильно.
И с ними бесполезно спорить на эту тему. Можно спорить на все другие темы, кроме этой. Такая вера, безусловно, является основой их работы.
Во-вторых, необходимо быть умным. В том смысле, что если тысячи людей делают что-то лучше тебя, то для тебя это, возможно, не самое правильное занятие. Например, я никогда не стану Guitar Hero. Мне просто нет смысла к этому стремиться.
И, в-третьих, ты должен быть полон своего рода страсти, которая выходит за рамки просто «соображать в музыке». Такого рода ум — действительно настоящий враг. Он заставляет тратить время на бессмысленное улучшение продукта, чтобы впечатлить себя самого.
Не нужно впечатлять себя, нужно меняться. Не нужно смотреть на готовый продукт и думать: «Боже, я чертовски талантлив». Скорее: «Неужели это вышло из меня? Кто тот человек, который создал это?»
Дискография
Спойлер
Сольные альбомы
1973 — Here Come The Warm Jets
1974 — Taking Tiger Mountain (By Strategy)
1975 — Another Green World
1975 — Discreet Music
1978 — Before and After Science
1978 — Music for Films
1978 — Ambient 1: Music for Airports
1980 — Ambient 2: The Plateaux of Mirror
1981 — Ambient 3: Day of Radiance
1982 — Ambient 4: On Land
1983 — Apollo: Atmospheres and Soundtracks
1985 — Thursday Afternoon (саундтрек к видеоролику художественной галереи)
1983-1988 — Music for films III
1990 — The Shutov Assembly
1992 — Nerve Net
1993 — Neroli
1997 — The Drop
2005 — Another Day on Earth
Совместные проекты
No Pussyfooting (1973, ремастер 2008) — совместно с Робертом Фриппом
Air Structures (1975) — совместно с Робертом Фриппом
Evening Star (1975) — совместно с Робертом Фриппом
801 Live (1976) — совместно с Филом Манзанерой
Fourth World 1 - Possible Musics (1980) — совместно с Джон Хасселом
The Plateaux Of Mirror (1980) — совместно с Гарольдом Баддом
My Life In The Bush Of Ghosts (1981, ремастер 2005) — совместно с Дэвидом Бирном
The Pearl (1984) — совместно с Гарольдом Баддом
Hybrid (1985) — совместно с Майклом Бруком и Даниелем Лануа
Wrong Way Up (1990) — совместно с Джоном Кейлом
In A Land Of Clear Colours (1993) — совместно с Питером Синфилдом
Wah Wah (1994) — совместно с James
Original Soundtracks 1 (1995) — совместно с U2 под псевдонимом Passengers
Spinner (1995) — совместно с Джа Уобблом
The Equatorial Stars (2004) — совместно с Робертом Фриппом
Everything That Happens Will Happen Today — (2008) — совместно с Дэвидом Бирном
No Line on the Horizon (2009) — совместно с U2 и Даниелем Лануа
1973 — Here Come The Warm Jets
1974 — Taking Tiger Mountain (By Strategy)
1975 — Another Green World
1975 — Discreet Music
1978 — Before and After Science
1978 — Music for Films
1978 — Ambient 1: Music for Airports
1980 — Ambient 2: The Plateaux of Mirror
1981 — Ambient 3: Day of Radiance
1982 — Ambient 4: On Land
1983 — Apollo: Atmospheres and Soundtracks
1985 — Thursday Afternoon (саундтрек к видеоролику художественной галереи)
1983-1988 — Music for films III
1990 — The Shutov Assembly
1992 — Nerve Net
1993 — Neroli
1997 — The Drop
2005 — Another Day on Earth
Совместные проекты
No Pussyfooting (1973, ремастер 2008) — совместно с Робертом Фриппом
Air Structures (1975) — совместно с Робертом Фриппом
Evening Star (1975) — совместно с Робертом Фриппом
801 Live (1976) — совместно с Филом Манзанерой
Fourth World 1 - Possible Musics (1980) — совместно с Джон Хасселом
The Plateaux Of Mirror (1980) — совместно с Гарольдом Баддом
My Life In The Bush Of Ghosts (1981, ремастер 2005) — совместно с Дэвидом Бирном
The Pearl (1984) — совместно с Гарольдом Баддом
Hybrid (1985) — совместно с Майклом Бруком и Даниелем Лануа
Wrong Way Up (1990) — совместно с Джоном Кейлом
In A Land Of Clear Colours (1993) — совместно с Питером Синфилдом
Wah Wah (1994) — совместно с James
Original Soundtracks 1 (1995) — совместно с U2 под псевдонимом Passengers
Spinner (1995) — совместно с Джа Уобблом
The Equatorial Stars (2004) — совместно с Робертом Фриппом
Everything That Happens Will Happen Today — (2008) — совместно с Дэвидом Бирном
No Line on the Horizon (2009) — совместно с U2 и Даниелем Лануа