Дорогая передача! Во субботу, чуть не плача,
Вся Канатчикова Дача за мозгами сорвалась.
Вместо чтоб поесть, помыться, уколоться и забыться,
Вся безумная больница за детективами гналась.
Нескладная вариация на тему песни В. Высоцкого «Письмо из Канатчиковой Дачи».
Хорроры. На самом деле, весьма интересная тема. Необычная, уникальная, труднообъяснимая тема. Люди добровольно хотят бояться. Хорошие люди им предоставляют возможность пощекотать нервы. Ещё интересней — сурвайвл-хорроры. Тут к простому выделению адреналина добавляется потребность постоянно спасаться от прогулки на тот свет, так или иначе выживая в предельно негостеприимном мире. Я мог бы зайти в поисковик и поискать научно-психологическое обоснование такой тяги к «испугайте меня и попытайтесь убить». Но мне это не особо интересно. В конечном итоге, результат ясен: есть некая группа игроков, которые любят пугаться и выживать. Когда-то для них и придумали такой жанр. Рождением жанра по праву считается
Resident Evil. А главная заслуга в создании «Обители Зла» по праву принадлежит Синдзи Миками. Он серию давно забросил (его можно понять — заниматься выпуском одной и той же серии рано или поздно надоест кому угодно). Но жить на что-то надо. Так что Синдзи-сан решил вернуться. Основал он студию
Tango Gameworks, попросил денег у
Bethesda Softworks (нет, они не сделали «Древние Свитки») и засел за новый проект —
The Evil Within. Что у него получилось — попробуем понять.
Над выбором жанра Миками не задумывался. И с самого начала нам обещали суровый сурвайвл-хоррор с суровыми монстрами, суровыми пугалками, суровым вообще всем. Обещали напугать по самое не хочу. Самый пугательный проект года обещали. Забегая вперёд, скажу: как раз с пугашками ничего не вышло. Нет, оно как-бы вышло… Только даже я, человек, к хоррорам непривычный, слабонервный и проч., мог с точностью сказать, когда позади окажется большой дядя с пилой, когда толпа недоубитых трупов, когда мертвяк из-за угла выскочит. Если и не мог предсказать, то всё равно реакция была скорее раздражённая (тут не без причин, о них позже). Возможно, потому что образ ходячих мертвецов уже забит до состояния трупа, простите за низкоуровневый каламбур. Факт остаётся фактом: пугаться тут сможет разве что маленький ребёнок. Но на такие случаи стоит рейтинг «18+» (сказал человек, который в случае соблюдения рейтинговых ограничений не имел бы права играть в эту игру). Однако, не торопитесь отчаиваться, кое-что, ради чего стоит остаться, в
The Evil Within есть.
Но я что-то сразу в карьер. Сначала принято говорить о зачине игры. Извольте, взыскательная публика. В перекрестье прожекторов детектив Себастьян. Едет он себе едет с задания. С двумя напарниками и водителем. Вдруг бац, срочный вызов. Всем машинам явиться в психиатрическую клинику. Если бы Себастьян водил близкое знакомство с масс-культурой, он бы ни за какие коврижки не решился бы отвечать на вызов. Лично я во время вступительного ролика ему кричал: «Чувак, ты разве не знаешь, что нет ничего хуже психушек в дождливый день и кладбищ в полночь?!». Он, понятное дело, не послушался. И поехал в психушку, где зверски были убиты все, включая персонал и приехавших коллег героя. Потом начинается какая-то чертовщина, какие-то призраки, потусторонняя реальность, потом резкое возвращение в привычный мир с остановкой в странном госпитале, город рушится, монстры… Короче, полный бред, доложу я вам. Трудно даже понять, в каком измерении герой пребывает в любой конкретно взятый момент времени. Сюжет тут совершенно невразумительный и абсолютно бредовый. Хотите сохранить ясность рассудка — вообще за ним не следите. Концовка многое объясняет, но до неё дойти надо. Персонажи (иногда нормальные люди, но редко) несут заправскую белиберду уровня сбежавших из психушки. Короче, если вам нужно логическое объяснение происходящего на экране — вы опять не по адресу.
Спасибо всем, кто пройдёт, то есть, простите, прочитает этот текст хотя бы до этого момента. Я вас люблю. Итак, дорогие смельчаки, идём дальше. Отсутствие в игре элементов второй половины названия её жанра и сюжета ещё не даёт нам права списать
The Evil Within в окончательный шлак. Дело в том, что с первой половиной названия тут всё в полнейшем порядке. Вот что есть, то есть, как говорится. Тут надо выживать. И рассказ о выживании невозможен без краткой справки о врагах, обитающих в психоделическом мире
The Evil Within. Так вот, враги. В большинстве своём — тупые, но довольно резвые зомби. Некоторые особи вооружены топорами и прочим оружием ближнего боя. Встречаются даже товарищи, которые вооружены огнестрелами. Показателем крутости врага является колючая проволока, торчащая из подчас самых неожиданных мест. Тут, кстати, доходит до смешного. Смотревшие обрывки геймплея ещё до выхода игры могли заметить парадокс: из головы зомби торчит кусок проволоки, который ему совершенно не мешает. Но вот если провести незаметную атаку, то герой воткнёт в ту же голову нож, и зомбяк умрёт. Более того, если вы попытаетесь выстрелить в голову противнику, то велик шанс снести выстрелом процентов половину черепа. Что не помещает вражине радостно на вас бросаться. Но от ножа гибнет, ага. А ещё нож нельзя использовать в честном ближнем бою, только в скрытных ударах.
Однако, шутки шутками, а трястись за свою жизнь придётся. Выживание в игре — задача нетривиальная. Опасность ждёт на каждом шагу. Враги всё же удивляют разнообразием. То есть, когда вы окончательно научились справляться с какой-то разновидностью местных уродцев, вам тут же подсовывают новые вариации. И вы понимаете, что ничему так и не научились. Особенно это касается боссов — на их создании экономить вдохновение не стали и завезли крайне любопытные экземпляры. Некоторых вообще убить нельзя, только избавиться на время. Плюс тут полно ловушек. Когда их распихивали по уровням, разработчики рассчитывали усложнить процесс прохождения. Хотели как лучше, а получилось как всегда. Честно, ловушки тут — изрядное такое подспорье! Во-первых, если их обезвредить, то вы получите материалы (зачем они — ниже). Ну а во-вторых, ловушки не только на вас действуют. Врагов они взрывают с не меньшим успехом. Да и засечь их труда не составляет — просто надо смотреть под ноги и избегать капканов, обращать внимание на натянутые поперёк комнаты шнуры (кто делает растяжки на уровне пояса?!) и на мигающие на стенах устройства. Ах да, и будьте осторожны с редкими сундуками, в них, скорее всего, тоже заложены мины. Для обезвреживания нужно просто открывать сундук аккуратно. И да, на обезвреживание взрывной мины даётся только один шанс, второго круга стрелка не сделает. Проверено на собственном опыте.
С ловушками разобрались. Предположим, даже заманили в них зомби. Но с большинством всё же приходится разбираться самому. Для этого у нас есть аж четыре вида оружия. В самом начале Себастьян получает револьвер. Точность так себе, убойная сила почти никакая. Обычному врагу надо три-четыре пули минимум, чтобы быть убитым. Только пугать врагов. В третьей главе можно убить зомби-снайпера и отобрать у него дробовик. Точность отсутствует в принципе. С убойностью уже лучше — если в упор да в голову, то пары выстрелов хватает. Только перезарядка и количество патронов заставляют плакать кровавыми слезами. Там же, в третьей главе, добывается самое интересное оружие игры — арбалет «Агония» (наконец агонизировать будут зомби, а не мы). Штука наипрелюбопытнейшая. Имеет четыре вида болтов: обычные, заострённые, ядовитые, взрывные. Последние особенно хороши, ведь все местные очень не любят огонь. Точность арбалета потрясающая, урон отличный. Но вот количество болтов… В начале их можно носить по два каждого вида плюс один заряженный. К счастью, болты можно клепать на коленке из материалов, находимых в укромных местах и получаемых за обезвреживание ловушек. Ещё есть гранаты. С ними всё понятно: кидаешь, бабах, огонь, агония. Смотрите, не киньте под ноги.
С оружием связана самая главная неприятность игры: патронов тут всегда, абсолютно всегда и для всех стволов (аж двух) в обрез. Каждый на вес золота, на любом уровне сложности. Если вы нашли больше десяти патронов за пять минут — готовьтесь к жуткой заварушке, в которой придётся потратить двадцать патронов. Тут становится понятно, зачем в игре есть стелс. Более того, игравшие в
Skyrim мгновенно узнают знакомую систему. Если вы крадётесь, и рядом есть враг, на экране появляется приоткрытый глаз. Если вас заметили, глаз открывается полностью. Просто и понятно. Неприятно лишь то, что ты не знаешь, с какой стороны тебя заметили. В режиме скрытности можно подкрадываться к врагам и убивать их втихую. Если сделать неосторожное движение или, не дай Бог, произвести много шума, то на твои поиски отправится всё, что может двигаться в округе. От врагов можно спрятаться в шкафах и под кроватями. Только если вас видели влезающим в шкаф, то всё, пиши пропало. И вот ещё любопытная деталь: смотрите под ноги и ищите лежащие трупы. Они могут встать у вас за спиной. Делать контрольный в голову не надо, только привлечёте внимание. Трупы можно жечь. Кстати, сжигайте все трупы, даже которые вы только что убили (парадокс, я понимаю). Ведь если зомби упал, это не значит, что зомби мёртв. На проведение аутодафе тратятся спички. Вы уже догадались, что спичек тоже не завались?
Вы поразитесь, но тут есть даже система прокачки. Навыки, впрочем, ограничены ерундой типа увеличения полоски здоровья, снижения отдачи и повышения количества носимых патронов. Меня порадовал способ набора опыта. Понятно, что его дают за прохождение миссий. Но в процессе прохождения можно собирать баночки, наполненные зелёной жидкостью с какими-то плавающими в ней соплями в форме мозга. Выглядит прикольно. Ещё интересней выглядит процесс приобретения навыков: вы садитесь в жуткое кресло, на голову опускается не менее жуткий головной убор, в мозг вонзаются иглы… Мило, правда? Хотя, чего ещё ждать от игры, в которой даже значок сохранения выполнен в виде мозга, в который втыкается штырь…
Под конец, по традиции, о графоне. И вот тут ещё пара ласковых в адрес
Tango Gameworks. Нет, ограничение кадров на отметке в 30 fps, убранное первым патчем, меня не особо напрягает. Но вот нашумевшие гораздо сильнее чёрные полосы по краям экрана… Кто, нет, ну вот кто решил, что это добавит какой-то там кинематографичности? Я что, покупал здоровенный монитор затем, чтобы половину монитора у меня срезали?! Это в фильмах приемлемо, что поделать, так снимают для кинотеатров. Но в домах игроков крайне редко найдёшь монитор с соотношением сторон 21:9. А чёрные полосы в игре выглядят дико. Мало того, часто из-за них ограничивается и без того не самый широкий обзор, не говоря уже о ситуации, когда иконка предмета и иконка кнопки, нужной для подбора предмета, не помещались в экран, что удобства не добавляло. До выхода первого патча пришлось пользоваться творением фанатов, убирающим ненавистные полосы. В остальном графика на довольно приличном уровне, хотя звёзд с неба не хватает. Огрехов в оптимизации замечено не было, у меня игра нормально работала на довольно высоких настройках при довольно отвратительном оборудовании. И в который раз подтвердилась моя теория, что производители процессоров приплачивают игроделам за совершенно идиотские системные требования, абсолютно не соответствующие действительности.
Странные, доложу я вам, получаются у нас итоги. Неоднозначные. Попытаюсь разложить их на пункты. Пункт первый. Хоррор. Почти отсутствует, ожидающим пугалок проходить мимо. Пункт второй, выживание. Есть в полной мере, жаждущим испытаний оставаться. Пункт третий, о котором я не говорил, но который того стоит. Атмосфера. Как это ни странно, есть, и именно та, что нужно. Эдакая отвратительная, липкая, тягучая, как подсохшая кровь, с толикой психического бреда в стиле романов Стивена Кинга. Но это на любителя, да и у всех разное восприятие, тут сложно быть объективным. Пункт четвёртый. Геймплей. Интересен в определённой мере, может затянуть. Но местами (часто встречающимися местами) томителен и однообразен. Присутствуют элементы, вызывающие раздражение. Пункт пятый. Графика. На уровне «могло быть и лучше». В итоге — это явно не то, чего мы ждали, но лучше того, что могло бы получиться. Играть или не играть — ответа дать не могу, слишком многое вызывает противоречивые эмоции. Но лучше всё же поиграть, авось и понравится. За сим прощаюсь и до новых встреч… в адекватном мире!
Рецензия подготовлена специально для сайта TESAll.ru.
За рождение названия статьи спасибо Sihay.