Дарт Фолс: Недавно вы предложили ролевикам Tesall.ru провести форумную стратегическую игру. Признаться, я в первый раз услышал такой термин. В чём специфика подобных игр?
Криадан: Ролевая игра подразумевает, что игрок выступает "в роли" кого то. Чаще всего подобные игры посвящены известным, культовым сеттингам, и игроки примеряют на себя маски полюбившихся персонажей - Арагорнов, Поттеров, Старков, Кеноби, или придумывают таковых сами. Поведение игрока в данном случае должно соответствовать определённым данным о выбранном персонаже, о его характере, поведении, повадках, намерениях, целях.
В случае стратегических "форумок", игрок выступает в роли правителя, а вернее - всей фракции. И это так же требует умения "вживаться в образ", с той лишь разницей, что в качестве этого образа выступает или тесная оболочка "правителя", или... страна, народ, раса. Думаю, это будет удобнее всего пояснить примером (возьму сеттинг Средиземья). Выбрав в качестве фракции орков, игрок должен реализовать фракцию, как агрессивную, нетерпимую, склонную в вражде и угрозам, нежели к альянсами, торговле и мирному сосуществованию. Говоря проще, каждая фракция, чем бы она не была - первобытным племенем или космической империей - есть набор стереотипов, характерных черт представителей народа, строя, расы. Поэтому в своих играх я всегда рекомендую игрокам при выборе или создании фракции отталкиваться от собственного характера, жизненной стратегии поведения, предпочтений.
Ну и, конечно же, как и всякая стратегия, форумные игры в этом жанре подразумевают макро-контроль. Чем шире круг возможностей в игре, тем больше вещей приходится контролировать, и тем больше есть возможностей для превосходства, соперничества (а потенциальный любитель этого жанра, как мне кажется, должен очень любить соперничество). С первого взгляда это может показаться непростой задачей, но я стараюсь организовывать правила на законах логики - достаточно только осмыслить))
Дарт Фолс: Игры строятся на фиксированных сеттингах либо у игроков есть возможность придумать свою расу или нацию?
Криадан: Тут нет совершенно никаких ограничений. Три лучшие свои игры я строил на сеттинге, мною же и созданным (хотя, конечно, не без привлечения посторонних идей - надо же привести игроками пример, дать образец для сравнения).
Впрочем, использование оригинальных сеттингов или даже этапов реальной истории (если отвлечься от фантастики) совершенно не мешает порой придумывать собственные фракции. Немного дополню свой ответ на прошлый вопрос - для классических ролёвок важен отыгрыш, для стратегических - отыгрыш, компетентность и кругозор.
Дарт Фолс: В игре присутствует строгий порядок ходов и постов, как я понимаю?
Криадан: В сущности, никакой особенной строгости. Ход в данной игре - как правило, определённый и равный для всех промежуток времени, например, месяц (игровой, естественно). Но на этом вся строгость и иссякает. Игроки делают своих ходы в течение отведённого до нового хода мастера срока (это делается, чтобы подогревать интерес и держать игру в узде - если ходы делаются абы-когда, энтузиазм любого игрока сойдёт на нет). В моих играх это, как правило - 2-3 дня, хотя порой и в день укладываемся. Никакой определённой последовательности ходов участников нет, количество и характер (да и наличие вовсе) распоряжений зависит от самих игроков. Ход можно украшать картинкой, выделенным заглавием (оформление постов, по моему - один из главных индикаторов интереса к игре), прописью курсивом места и времени действия художественной части (которая, как я напоминаю, добровольна, хотя и желательна)... в общем то, всё.
Затем следует ход мастера, где подводятся итоги прошлого хода, сообщается о прибытии посольств (если вам их отправляли), результатах шпионажа, завершениях строек и наймов, находках, итогах битвы, приобретаемых бонусах, приводится наличная казна и пр. И так постоянно - ходы игроков, затем мастера.
Дарт Фолс: Как часто игрокам рекомендуется присутствовать в игре?
Криадан: Игра - это совместный досуг. Они (игроки) могут там и вовсе не присутствовать, если поняли, что ошиблись, подав заявку на участие))
Однако поскольку этот самый досуг требует от некоторых людей (мастера, добровольных помощников) определённых усилий, создания и организации проекта, а так же ведения мастер-бланка, т.е. учёта всех действий всех игроков (а всё это делается, только если проект действительно нужен и интересен людям) - к игрокам тоже есть ряд требований. Чисто номинальных, относящихся к вопросам совести. Например: не задерживаться с ходом и тем самым не подставлять других игроков, которые хотят играть и ждут развития игры (бывает, распоряжения некоторых игроков или их реакции на события очень важны для сюжета), предупреждать при отъездах, руководить своей фракцией со всей ответственностью (вести какой то бланк, или хотя бы в блокноте помечать ходы и распоряжения), не проверять границы терпения, как мои, так и окружающих, не убив... впрочем, это как раз можно. Правила как правила - думаю, ни чем принципиальным от правил классических фрпг не отличаются.
Дарт Фолс: Сколько сообщений в день от игрока нужно для стабильного развития проекта?
Криадан: Зависит от него самого, от заинтересованности, энтузиазма. Можно делать скупые ходы раз в 2-3 дня (а то и вовсе через раз, ход в неделю), а можно активно участвовать в обсуждении, вести переговоры с игроками, давать полезные советы.
Дарт Фолс: Какая обычная длительность у ваших игр?
Криадан: Это тоже зависит от игроков. С одной компанией можно вести игру полгода, с другой - неделю. Всё опять сводится к заинтересованности и активности публики. В любом случае, несколько месяцев игры (при стандартной активности ход раз в 2-3 дня) при 5-6 участниках - вещь вполне осуществимая.
Дарт Фолс: Спасибо вам за то, что приподняли завесу тайны над форумными стратегическими играми и предоставили настолько полную информацию для возможных игроков. Уверен, они появятся, и ваш проект ещё станет украшением раздела Наших Игр.
Криадан: Спасибо, я тоже на это очень надеюсь))