В первой части трактата о жадности мы писали о том, что заставляет людей совершать глупые поступки. А теперь пришла пора поделиться сводной хроникой скандала вокруг самых известных устроителей этих казино.
Как известно, жадность приносит беды. Но любая индустрия создана не только затем, чтобы создавать что-то и даровать этому миру, но и иметь с этого какую-то прибыль. Не является исключением и индустрия видеоигр. Уходили времена романтиков и забагованных дырявых движков, глюки которых обуславливались дополнительно навороченностью всего и вся, кроме ориентированных на рекламщину и пиар раздутых бюджетов. Разработчики придумывали и создавали игры, осваивая бюджет, издатели делили шкуры неубитых медведей и подсчитывали выручку, попутно пытаясь вникать в перипетии разработки игр и дружить с разработчиками. А наиболее ушлые и хитрые представители вида Publisherus Vulgaris пошли дальше, придумывая хитрые способы выжимать больше, а продавать меньше и чаще.
Человек — такой зверь, что в конце-концов привыкает ко многому, в крайнем случае находит компромисс, в чём помогают разум и здравый смысл. Мы пережили тёмные века всемогущих Отца-Securom, Сына-Star Force и Святого Духа - SafeDisc. Ужились с тем, что полноценные дополнения к играм культурно раздробились, породив такое явление, как DLC. Вошли в плотный симбиоз с неизбежным приходом массовой сетевой разновидности DRM, которую принесли Steam, Origin и иже с ними (и нынче интенсивно подкашиваемой еретическим нонконформизмом польского ренегатства). Есть даже люди, пережившие тяжкую мутацию, которую историки запомнят, как Denuvo, терзавшую железо многих пользовательских ПК. Мы дружно посмеялись, когда по цивилизованным странам бичом прокатилось OOPS!-эхо Явика, оказавшегося на дисках с третьей частью Mass Effect.
Мы радовались, веселились, нежились в лучах молодости, а акулы издательского бизнеса индустрии, денежные массы в оборотах которой давно конкурируют с аналогичными числами индустрии кино, прощупывали почву для новых узких дорожек, которые позволили бы им тихой сапой выжимать больше соков из людей, к сердцам которых они уже и так проложили дороги из жёлтого кирпича.
И вот, идея возникла. Помучав людей микротранзакциями, приучив уже целое поколение к этому истинно модному и прогрессивному явлению (ведь уже купивший игру покупатель имеет полное право ещё сильнее облегчить себе виртуальное бытие, тем самым обеспечив себе грандиозную победу над врагом в кратчайшие сроки!), наконец-то озаботились дать зелёный свет новому этапу — лутбоксам. Микротранзакции в отдельно взятой одиночной игре были лишь шагом на пути к славе и богатству, теперь нужно было идти к намеченной цели, развивая дополнительный покупной контент именно там, где его дом — в сетевых играх.
Встречайте — ящики с добычей!
Как и следовало ожидать, по-настоящему мощно раздувать огонь инноваций принялась великая и ужасная корпорация Electronic Arts, за годы своей живительной деятельности ставшая героиней множества остросюжетных многотомных романов и настоящей притчей во языцех у игроков по всему миру.
Не так давно вышла долгожданная для фанатов вселенной «Звёздных войн» игра Star Wars Battlefront II, и прошло не так уж много времени, прежде чем крупные издания начали подводить мрачные итоги того, к чему привёл новый эксперимент акул игробизнеса, когда тех настигла уверенность, что почва к внедрению новых способов монетизации и превращению сверхприбылей в омегаприбыли наконец-то подготовлена:
- Ящики с добычей дают явственное преимущество над «неплатёжеспособными» и вообще нифига не порядочными холопами, стоящими на пути у капиталистического прогресса.
- Фанаты успели озаботиться тем, что суммарный «гринд» ради разблокировки одного единственного нового Героя займёт около 40 часов.
- Из-за Кристаллов — премиум-валюты, система развития в игре оказалась крайне запутанной (ведь гораздо лучше, если игрок будет паинькой и закупится упрощающими ему жизнь лутбоксами, не так ли?)
И это только верхушки айсбергов. В прессе всплыло множество негативных отзывов, потому что для людей стало очевидным очередное пришествие одного из Всадников Игроапокалипсиса — Pay-to-win, и они начали высказывать ожидаемое недовольство.
И кто бы сомневался: пока малое количество игроков возмущалось, а молчаливое большинство молчало и потребляло «новшества» по части улучшения качества жизни, EA стали внедрять в массы осознание, что обращение игр в «Live-сервисы» является надёжным способом поддержания жизни проекта в долгосрочной перспективе. Неважно, однопользовательский он или нет. И на паузу ставить игры, кстати, тоже незачем. Что мы, в каменном веке, право же?!
Разумеется, где есть массовое внимание и очень спорные темы, там вскоре возникают и скандалы (с интригами и расследованиями). Вскоре пришли новости о том, что один из разработчиков неоднозначной игры, представленный в Твиттере под ником BiggSean66, получил в свой адрес множество угроз от фанатов, после чего история разлетелась по крупным СМИ, вроде USA Today и BBC. Западные журналисты провели расследование (включая пробивание по ресурсам вроде Linkedin) и установили, что никакого сотрудника под ником BiggSean66 в списках сотрудников EA нет, а вся эта заварушка оказалась, судя по всему, чьим-то пранком.
Потом подоспел новый скандал. На Reddit была поднята тема, что из Origin якобы удалили возможность возврата средств за предварительный заказ SWBII, на основе чего люди (ожидаемо разгорячившись последними событиями) быстро наделали выводов, что это очередная махинация EA с целью сдержать финансовый отток, который могла спровоцировать негативная реакция на эпопею с микротранзакциями, лутбоксами и иже с ними.
Тем не менее, было подмечено, что система Origin подразумевает, что загодя сделанный предзаказ изымает ваши средства только ближе к выходу конкретного продукта, а до тех пор возврат можно оформлять через опцию, доступную в истории заказов. Но даже в случае, если заказ был уже сделан ближе к выходу (следовательно, деньги были зарезервированы на счёте), то вопрос возврата средств рассматривается через службу поддержки.
Так или иначе, страсти вскипели и акулы бизнеса поняли, что попытались откусить больше, чем могли прожевать. В рамках промежуточного финала безобразий EA отключили микротранзакции в новой игре, рассчитывая вернуть злополучные кристаллы в игру после «внесения необходимых правок» в будущем. К этому моменту игра уже успела обзавестись сомнительными достижениями, вроде разгромных оценок от игроков на Метакритике и фигурирования в расследовании бельгийской комиссией по азартным играм — что уже может быть интересным прецедентом, так как в цивилизованном мире начинают понимать, что вся эта эпопея с лутбоксами, к которым всё больше присматривается индустрия, имеет признаки попытки умело манипулировать различными брешами в правовом поле.
Разумеется, было бы наивно полагать, что такой скандал, в центре которого оказалась одна из весьма ожидаемых игр по «Звёздным Войнам» нашего времени, не привлёк бы внимания нынешнего владельца самой франшизы — компании Disney. В свете скорого выхода «Последних джедаев» на большом экране ожидалось, что игра будет воспринята с соответствующим наплывом «хайпа» и заинтересованности, а вместо этого EA «порадовали» компанию своим громким фиаско. Так или иначе, микротранзакции вылетели из игры, как пробка из бутылки, не только из-за непокорных игроков, но и потому что из Disney тоже позвонили.
Тем временем, продажи игры на конец ноября глаз так и не порадовали, а акции Electronic Arts, следуя за общим микротранзакционным фиаско, упали по выходу злополучной игры примерно на 2,5%, хотя компания и попыталась держаться молодцом, делая хорошую мину при плохой игре и заявляя, что отказ от микротранзакций никак не скажется на финансовых потоках и стратегии компании. Разумеется, при учёте того, что за уходящий год дела компании шли в гору, удар по акциям не такой значительный, но создающиеся юридические прецеденты в области лутбоксов и риск оказаться на плохом счету у Disney (вплоть до потери лицензии на их игры), могут иметь куда более дурные последствия.
А пока сильные мира сего разбирались, веселье пришло с весьма неожиданной стороны. А именно — от играющих в FIFA, которые после шума с лутбоксами и вывода микротранзакций из SWBII решили, что в их любимой игре такого «добра» тоже не хочется, несмотря на то, что микротранзакции в популярном спортивном симуляторе реализованы по-другому, якобы более сбалансировано (тем не менее, оставаясь при этом «Pay-to-win-элементом»).
Только вот шанс, что микротранзакции уйдут и из этой игры ожидаемо мал, так как в данном случае игроки разделились на два лагеря, где одни утверждают, что покупные комплекты карт — зло, а другие, напротив, защищают их наличие, так как считают, что особенных преимуществ над игроками они не дают, а лишь позволяют сэкономить время тем, кому его не хватает, но хочется оставаться «на волне».
Попутно, подоспели и важные прецеденты — Бельгия, проанализировав явление лутбоксов в таких играх, как Overwatch и SWBII, заключила, что это — вид азартных игр, так как вносит дополнительную игру с денежными ставками и шансами выигрыша, а значит их присутствие в играх с соответствующими рейтингами (в которые играют также дети и подростки, психике которых это дело может навредить) должно подвергаться соответствующему регулированию, либо быть запрещено на территории постановившей заключение страны. «Смешивание денег и зависимости называется азартной игрой»
Тем временем к мировой вечеринке подключились американцы, на этот раз в лице гавайского политика Криса Ли, входящего в состав Палаты представителей США, который определил феномен лутбоксов в SWBII, как «эксплуататорское поведение» со стороны EA, сообщив, что работает над этим вопросом с другими штатами, намереваясь поднять вопрос о законодательном препятствии распространению подобных азартных элементов в играх, в которые могут играть несовершеннолетние.
Следуя гавайскому и бельгийскому примерам, лутбоксы были объявлены формой азартных игр и в австралийском штате Виктория, но при этом было отмечено, что проработка всей законодательной части займёт длительный срок, так как подобные процессы развиваются медленнее, чем технологии, что послужило отдельным уроком для законодателей, которым следует учиться идти в ногу со временем.
Пока мировая тусовка набирает обороты, а к столу подсаживается всё больше стран, у самих игроков справедливо сдали нервы, и они создали петицию с просьбой к Disney отнять таки у EA права на франшизу Star Wars, которая собрала уже более 150 тысяч подписей. Попутно, в Америке из представителей игровой индустрии сформировался «Национальный комитет по игровой политике», что говорит о том, что подобные вопросы начинают решаться всё более и более организованно.
Приехали. Вот нас в очередной раз и объявили почётной расой потребителей, которым можно скормить любой скам. Кстати, минутка юмора — лутбоксы появились даже... в классическом DOOM! В виде... любительского мода!
А что думает обо всех этих возмущения эфира TESALL? Как вы полагаете, а какую сторону пойдут законодатели? Просто обложат безобразие налогами, объявят азартной игрой и велят писать сие на коробочке, запретят или...? Какова все же ваша личная позиция: вообще долой весь этот рак, или пусть будет, но не влияет на равенство игроков?