Все любят рождественские сюрпризы. Время магии и волшебства, когда сбываются даже самые, казалось бы, несбыточные желания... Знакомо? Сегодня мы выясним, стало ли явью желание поклонников вселенной А. Сапковского или мир остался таким, каким был прежде.
Автор оригинального материала – Дж. Девенпорт. Весь дальнейший текст идёт от его лица. Ну, почти весь.
Сериал «Ведьмак» не «Игра Престолов». Слишком много перенасыщенных сцен и фольклорных монстров. И это не «Властелин Колец»: слишком много бессмысленных смертей с нулевой моралью, которую можно было бы из них извлечь. Нельзя точно сказать, к чему он ближе – к игровой серии или книгам, своему первоисточнику. Сериал находится где-то посредине между ними. Первый сезон «Ведьмака», в сущности, является оригинальной интерпретацией фэнтезийной эпопеи Анджея Сапковского, с массой средств, вложенных в него Netflix, и это не просто чудесная адаптация, а одно из лучших шоу, которые я видел в этом году.
Временами «Ведьмак» ужасает, а порой он очаровательный и милый. Он бывает смешным, с мягкими нотками комедии, и это очень круто. История обрамлена в дезориентирующий с первого взгляда, сложный политический конфликт, витающий вокруг огромного котла с фирменным супом, и всё это описывается на фоне основной работы Геральта – охоты на монстров. Почти антология, в которой мы следуем за Геральтом по деревням и замкам, наблюдаем, как он делает грязную работу для грязных людей из всех социальных классов и самых разных слоёв общества.
Вселенная «Ведьмака» очень цинична, основана на истории безжалостной колонизации, бесконечных войнах и магии, истоки которой лежат не в мире богов и целей, а в подчинённом хаосе. Это такое место, где монстры часто вызывают больше симпатии, чем люди, будучи лишь следствием насилия и случайных ошибок космического масштаба, а не искривлённой нравственности. Здесь сказки заканчиваются тем, что все умирают ещё до того, как успеют что-то выучить.
И сериал подчёркивает это.
Мы видели только первые пять эпизодов, поэтому не можем в полной мере судить весь сезон с восемью эпизодами, но то, что удалось посмотреть сейчас, вполне доказывает – шоураннер Лорен Шмидт Хиссрик прекрасно понимает, какие именно элементы делают вселенную Сапковского столь привлекательной. Второй сезон уже обещан, но я надеюсь, что их будет намного, намного больше.
Осторожно. Впереди небольшие спойлеры.
Кавилл – это Геральт
Для людей, знакомых с играми, удовольствие от сериала напрямую зависит от того, насколько хорошо представлен Геральт. Не беспокойтесь насчёт этого. Генри Кавилл мгновенно растерял весь свой супергеройский шарм, приняв на себя роль измученного, язвительного и почти незаметного охотника за головами.
Кавилл в образе Геральта столь же гибок и грациозен, каким вам хочется его видеть. Он мастерски орудует своими мечами, как подобает опытному охотнику на монстров. Все вопросы насчёт того, откуда взялась кличка «блавикенский мясник», отпадают во время первого эпизода, где он зарезал 10 человек за 20 секунд, покинув поле битвы со слегка насмешливым ругательством.
В одной непрерывной сцене Геральт блокирует арбалетный снаряд, пронзает парню рот и разрывает голову, раскалывая его череп на части, вскрывает внутренности нескольким парням, откидывает руку, используя знак Аард (базовый силовой удар), и обезглавливает ещё одного паренька. Кавилл размахивает этой штукой так, как если бы родился с ней.
Бесспорно, это не единственный раз, когда Геральт достаёт свой меч. И он часто, слава богу, ставит в сражениях точку одним мощным однострочником, укладываясь в идеальное время, оставляя за собой дорожку из итогов гладких – и столь же бездыханных.
Если избавляться от идиотов незачем, Кавилл исследует мокрые колеи на наличие следов, оставленных монстрами, без особого желания помогает ехидным магам, путешествует с Лютиком или вламывает своим недругам в грязных тавернах. Он любит Плотву, которой тоже не то чтоб наплевать. Нетфликсовский Геральт представляет собой бродягу-нигилиста, просто пытающегося выжить, задумчивого парня, испорченного миром, но неспособного помочь себе самому – ведь ему не всё равно. Ему небезразличны Лютик, Йеннифэр и даже совершенно незнакомые люди, заплутавшие в грязном лабиринте политики.
Вся банда на сходке
Пусть Геральт и приковывает к себе внимание, однако его яркая личность – далеко не всё, что там можно увидеть. Это история-ансамбль. Ранние годы из биографии Йеннифэр тоже очень важны. Аня Чалотра смогла прекрасно запечатлеть её кипящие ярость и боль.
Один из первых, ключевых моментов в личной истории Йеннифэр – это также и одно из самых драматичных телевизионных шоу, которые мне довелось видеть в этом году, переплетённое с другой, не менее насыщенной сценой, происходящей параллельно. Как раз такой случай, когда вроде заранее известно, что произойдёт, но всё равно сильно переживаешь. Адаптация, детка. Новая среда и талантливые создатели смогли подарить второе дыхание истории, столь родной и знакомой.
Цири тоже обладает немалой значимостью, хотя её сцены, в основном, ограничены краткими вставками, связывающими между собой различные пути персонажей. В книгах история Цири по-настоящему начинается только после завершения двух сборников небольших рассказов. Предполагаю, шоу могло бы дать этой арке толчок, однако Фрея Аллан хорошо справляется с тем, что ей дают, даже если большая часть из этого – паническое беспокойство запутавшейся девочки. Интересно наблюдать и за тем, как она справляется с более упрямыми и мрачными оттенками в характере своей героини.
Лютик, которого играет Джои Бэти – тупой, тщеславный идиот, на фоне Геральта, холодного, как камень, выглядящий весьма кстати. Его бардовские мелодии не всегда кажутся подходящими для атмосферы сериала – на мой вкус, они чуть-чуть более современны, чем хочется – но я всё ещё периодически напеваю себе под нос эти песенки. Анна Шаффер в облике Трисс – это, пожалуй, выбор самый разочаровывающий, однако в центре событий находится она недолго. Будучи магом короля Фольтеста, Трисс не более чем простой посредник для Геральта, поэтому её актёрская игра по факту столь же приглушена, как и роль.
Если обобщить, то состав, костюмы, роскошные декорации и (за немногими исключениями) отличная актёрская игра придают обстановке чувство реалистичной истории, где монстры и магия существуют, но к ним относятся со страхом, отстранённо, а не с наивно-восхищённым удивлением или трепетом. Люди ведут постоянную войну на континенте, который они колонизировали, устроив коренным обитателям страшную резню. Цветовая гамма в отдельных сценах приглушена – или же, напротив, искусственно усилена, будто разрываясь на части, а мир лишён баланса, в любое мгновение готов мучительно втянуть в себя воздух, сжаться от чистейшего истощения. Есть что-то ужасное в привлекательности всего этого, в том, что подобные вещи смотрятся более захватывающе, чем политические интриги какой-нибудь «Игры Престолов».
Желание исполнено
Первый сезон, по большей части, является адаптацией историй, взятых из сборника рассказов Сапковского «Последнее желание» – введения во вселенную «Ведьмака» и обязательного шага перед знакомством с более крупными «игроками» цикла.
Эффект адаптации коротких рассказов, казалось бы, специально написанных для полноты повествования о мире, как ни странно, напоминает «Секретные материалы». Почти в каждом эпизоде мы получаем недельного монстра для Геральта, видим новые места, встречаем парочку новых персонажей. Регулярные ретроспективы с участием Цири, Цинтры, магов и Нильфгаарда играют роль своеобразного связующего звена между сюжетными линиями, намекая на войну, в которую погружен континент и космическое предназначение, наполняющее всё происходящее неким высшим смыслом, но при этом история, как таковая, рассказывается в основном на фоне ежедневного «гринда» чудовищ, основного занятия Геральта.
Мне понравилось, как Геральт-Кавилл исследует «дело», как он сводит воедино места преступления, выслеживая монстров. Всё это реально держит в напряжении. Хтонический народный ужас авторам удалось изобразить отлично, и стрыга – по-прежнему главный символ серии, отвратительная тварь с происхождением, столь же неприглядным, как её внешность. Достойная испуганного вопля вещь – это поворот, который стоит ожидать от хорошей «побочки» в The Witcher 3.
Все зверюшки и призраки – искусное сочетание CG-графики и спецэффектов, естественным образом вписавшихся в постмодернистский фэнтезийный мир. Бои с монстрами особенно хороши. Ловкая комбинация хореографии, закадрового редактирования и таланта Кавилла делают сражения весёлыми и напряжёнными.
И, пожалуй, это может быть неизбежным следствием адаптации коротких рассказов в более сплочённое целое, но сериал постоянно балансирует между массой различных точек обзора и нередко – между временными периодами. Это самая большая проблема для меня. Вся структура сюжета может разрушиться от одного неосторожного прикосновения. Никогда не угадаешь момент, в который случается «прыжок» между отрезками времени, иногда это вообще происходит абсолютно бесконтрольно. Правда, есть и плюс – удовлетворение, когда удаётся проявить пристальное внимание к деталям и сложить события друг с другом прямо во время активного действия. Но эй, поместить на экран небольшую дату для зрителя… вряд ли бы данный жест великодушия что-то испортил, правда же?
А ещё в «Ведьмаке» каждую минуту встречаются новые наименования. Исторические персонажи, старые войны, далёкие короли и страны, политические ордена, магия, пророчества и многое другое упоминается мельком, почти без соответствующего экскурса. Есть еще много разъяснений, которые Лютик даже признает необходимыми, выполняя свою работу в качестве оплаченного разрушителя четвёртой стены, так что заглянуть на просторы ведьмак-вики перед просмотром будет не лишним.
И я основательно погрузился в это. Никакие элементы не подверглись ужасному упрощению для лучшего соответствия формату. Этот мир столь же глубок и обширен, как игровой аналог или книжный оригинал. Хотя в сериале, определённо, используется драматический и кинематографический язык многих современных телевизионных программ, действие ничем не напоминает «фанфик по мотивам» от Хиссрик и команды.
«Ведьмак» – это безжалостное фэнтези, нисколько не смягчённое, не разбавленное и не приукрашенное, чтобы угодить умеренным вкусам широкой аудитории. Кстати, перед вами гибрид ежа с человеком. И да, он собирается поцеловать принцессу. Не стоит волноваться, это так… проклятие, бывает. А вот теперь они объясняют Право Неожиданности, т-с-с, молчи. Отбрось все сомнения. The Witcher от Netflix – отличная адаптация и один из самых ярких фэнтезийных сериалов последнего времени.
Семь сезонов
По последним новостям портала GamesRadar, все те, кто успел посмотреть первый сезон, прямо сейчас могут ознакомиться с парочкой известий от Лорен Хиссрик, поделившийся с нами своими планами на второй сезон – и на будущее, которое наступит после него. О, а ещё она немного рассказала о процессе создания первых шести эпизодов сериала.
«Насчёт того крутого, что будет во втором сезоне, могу вам сказать точно – история, написанная нами, в нём станет намного более сфокусированной. Там будет больше драйва, потому что все отношения, построенные в первом сезоне, по-настоящему начинают реализовываться только во втором», – сообщила шоураннер.
Правда в том, что мы располагаем тонной исходного материала и могли бы создавать сериал ещё очень, очень долго.
Согласно намёкам Хиссрик, второй сезон «Ведьмака» несколько отошел от концепции, которая привела к тому, что главные герои – Геральт, Цири и Йеннифэр – большую часть серии действуют порознь: «Персонажи начинают чаще встречаться и взаимодействовать. Иногда это хорошо, иногда не очень. И наводит на мысль, что все строительные блоки, созданные нами для мира, наконец начинают собираться в нечто более определённое».
Что же дальше? Хиссрик чуть ранее рассказала изданию SFX, что у неё есть планы на семь сезонов, и вновь подтвердила свою мысль сейчас, объяснив: «Определённо, есть вещи, которые, мы точно знаем, по-настоящему хочется сделать. В наших мозгах, как писатели, мы говорим себе: "о, это может произойти в конце третьего сезона", или "нет, это случится в седьмом сезоне". Правда в том, что мы располагаем тонной исходного материала и могли бы создавать сериал ещё очень, очень долго».
А вам понравился сериал? Или только собираетесь посмотреть его? А может, ожидаете последующий сезон?
Текст перевела и подготовила Noir на основе материалов PC Gamer, специально для TGM — TESAll Game Magazine. До связи, любимые читатели!
Комментарии