Разработчики серии Ведьмак и предстоящего Cyberpunk 2077 не первый раз заявляют о важности терпимости и толерантности как в мире, так и в игровой индустрии. Месяц назад CD Projekt RED перенесли своё мероприятие в знак солидарности с BlackLivesMatter, а теперь дали более развёрнутый комментарий прессе о своей позиции в целом. Привожу перевод этого интервью.
— Проблема прав ЛГБТ стала горячей темой. В начале июня компания перенесла Night City Wire (мероприятие, на котором показали геймплей Cyberpunk 2077) в свете социальных волнений в США. Почему CD PROJEKT предпочитает высказываться, когда большинство польских компаний, особенно таких же видных, как ваша, предпочитают молчать?
Адам Кичинский: Потому что это важно. Люди приходят в CD PROJEKT не просто для того, чтобы зарабатывать на жизнь. Наш бизнес всегда был основан на определенной системе ценностей. В небольшой компании деловые операции часто отражают личные убеждения владельцев. По мере роста компании такие убеждения превращаются в фундамент, на котором основывается командный и трудовой дух. Основатели CD PROJEKT, Марчин Ивински и мой брат, Михал, уважали различия между их личностями и сосредоточились на том, что их объединяло: страсть к видеоиграм.
26 лет спустя компания выросла во что-то гигантское, а потому мы все больше и больше начали осознавать важность взаимного уважения, терпимости и, проще говоря, честной игры. Наша команда состоит из самых разных людей: левых и правых по правовым, экономическим и мировоззренческим вопросам, не говоря уже о нескольких десятках национальностей, множестве этнических групп и большом количестве ЛГБТ-представителей. Мы гордимся нашим разнообразием, но мы также понимаем, что эффективная деятельность требует активных мер, способствующих взаимному уважению и терпимости.
— Как эти события отразились на ваших игроках/инвесторах?
Адам Кичинский: Полученный фидбэк показал широкий социальный дискурс: некоторые были за [открытую поддержку BlackLivesMatters], некоторые — против. Подавляющее большинство откликов были положительными. Я лично считаю, что помимо того, что вы слушаете других, вы также должны оставаться верными себе.
— Является ли вопрос толерантности важной частью творческого процесса при разработке видеоигр и инноваций?
Адам Бадовский: Я хочу ответить цитатой из стратегии CD PROJEKT: «Мы за терпимость. Мы боремся со всеми формами расизма, гомофобии и ксенофобии, поскольку считаем, что толерантность является основой творчества и инноваций». Конечно, наше понимание толерантности не полностью охвачено этими двумя короткими предложениями. Скорее, они служат руководством, которое каждый из нас может интерпретировать по-своему. Некоторые поддерживают точку зрения профессора Марии Оссовской, известного польского социолога, которая утверждает, что терпимость — это способность уважать потребности и мнения других людей, которые мы сами не поддерживаем, и воздерживаться от борьбы с явлениями, которые мы считаем злом. Другие в большей степени согласны с утверждением Поппера о том, что толерантное общество, если оно хочет оставаться терпимым, не должно терпеть нетерпимость. В нашей студии также есть люди, которые не согласны с обоими взглядами.
Ключевой вывод заключается в том, что разнообразие, о котором Адам говорил ранее, и различная чувствительность и взгляды, которые вытекают из него, не ведут к конфликту. Таким образом, энергия нашей команды может быть полностью направлена на творчество. А создание сложных работ, по своей сути, является коллективным усилием.
Более того, существует тесная взаимосвязь между открытостью к «другому» и влиянием этой открытости на креативность и мотивацию. На мой взгляд, это в основном связано с повышенным чувством безопасности. В среде, где вы можете просто быть самим собой, становится легче вести откровенные дискуссии, обмениваться идеями и высказывать мнения — это обеспечивает отправную точку для многих интересных действий.
Статус-кво преодолевается с помощью смелых действий. Если мы говорим, что в какой-то дисциплине произошла «революция», само слово «революция» подразумевает нарушение статус-кво. Когда происходит революция в космическом полете, это происходит потому, что какой-то парень в Калифорнии осмелился представить это. Когда происходит революция в RPG, это происходит потому, что команда смелых мужчин и женщин смело высказывает свои идеи. Наша роль как руководителей заключается в том, чтобы управлять этим процессом — с должной храбростью и рациональностью.
Адам Кичинский: Калифорния — прекрасный пример того, как открытость, уважение и терпимость способствуют развитию инновационного бизнеса и стимулируют экономику. Я убежден, что в современном мире лучший способ построить современную конкурентоспособную экономику — оставаться открытыми для новых идей и принимать разнообразие.
— Вовлечение компании в повестку ЛГБТ, похоже, вызвало бурю в Польше, но было относительно спокойно воспринято на Западе. Почему? Это потому, что польское общество более консервативно?
Адам Кичинский: Мне так не кажется. Да, была некоторая критика, но я определенно не назвал бы это бурей. Когда дело доходит до польского общества — это не мне судить. Я рад, что родился в Польше; у меня была возможность стать свидетелем фундаментальной трансформации страны — когда рухнул коммунизм, я уже был взрослым и знал, что происходит. Меня заботит растущая поляризация, но это не только польский феномен. Современная европейская приверженность толерантности выросла из ужасных бедствий, навлекаемых на нас нетерпимыми тоталитарными системами. К сожалению, мы начинаем забывать этот урок.
— Как тема толерантности рассматривается в ваших ключевых видеоиграх? Как она влияет на сериал «Ведьмак» (который явно имеет сильный антирасистский и антигомофобный оттенок) и как она будет влиять на «Киберпанк»?
Адам Бадовский: В своей литературе Анджей Сапковский довольно жестко подходит к расизму. Как и его книги, видеоигры признают антагонизм между людьми и «нелюдьми», то есть эльфами, гномами и т.д. Наши игры показывают последствия стигматизации различий, раскрывают связь между социальным неравенством и ксенофобскими настроениями и показывают, на что способны люди, когда они верят, что могут действовать безнаказанно. В «Киберпанке» похожая атмосфера.
Например, руководство Майка Пондсмита, опубликованное в 1980-х годах и являющееся источником вдохновения для нашей игры, довольно либерально, когда речь идет о гендерной модификации. Весь этот вопрос рассматривается как относительно незначительный по сравнению с необходимостью выразить свой личный стиль — и это обеспечивает гораздо большую плавность. Я искренне надеюсь, что, как и в случае с Ведьмаком, Cyberpunk 2077 удивит всех тем, сколько смелых, зрелых и проницательных повествований может быть передано с помощью видеоигр. Я с удовольствием вернусь к этому вопросу после релиза в ноябре.
— CD PROJEKT — глобальная компания. Что вы думаете о вопросах толерантности в сфере цифровых развлечений за рубежом? Следуют ли другим студиям идти по тому же направлению, что и CD PROJEKT? Их игры также обеспечивают социальную перспективу? Если да, можете назвать несколько примеров?
Адам Кичинский: Индустрия развлечений сильно способствует разнообразию. Так было не всегда, и есть несколько плохих примеров из прошлого, но два последних десятилетия привели к мощной оттепели. Самое молодое ответвление индустрии развлечений — разработка видеоигр — оказалось самым прогрессивным. Мы многому научились из недостатков и достижений наших коллег в киноиндустрии, литературе и музыкальной индустрии, и я полагаю, что мы можем быстрее внедрить определенные новые механизмы.
Еще в 20-м веке превосходный писатель Андре Нортон (урожденная Алиса Мэри Нортон) решила публиковаться под мужским псевдонимом, потому что ее издатель полагал, что аудитория мужчин не будет интересоваться фантазиями, созданными женщиной. Такой проблемы в видеоиграх не существует. Да, есть другие проблемы, такие как сексуализация женских персонажей, но они обсуждаются открыто, и предпринимаются смелые шаги для их смягчения. Сексуальная ориентация находится в аналогичном положении. То, что долгое время было табу в мейнстрим-кинематографе, теперь превращается в то, что должно было быть с самого начала: истории человеческой романтики, а не рассказы о борьбе за право быть принятым.
Комментарии