Перейти к содержимому


Фотография

В поисках смысла — Почему мы играем?


  • Авторизуйтесь для ответа в теме

#61 Ссылка на это сообщение Lord RZ

Lord RZ
  • Лорд Зайчик

  • 20 530 сообщений
  •    

Отправлено

В прошлой статье, пожалуй, пока что закрывающей тему происходящего в индустрии, я упомянул об одном из свойств такого развлечения, как игры. А именно — способности игры подарить человеку чувство собственной значимости и иллюзию контроля над своей жизнью. И мне стало интересно: почему играете лично вы? На самом деле, о внутренних мотивах своего поведения многие люди даже не догадываются, пряча их от себя, как «негодные». Но давайте попробуем найти самые распространенные из всех.

pre_1482069713__professional-ny-e-gejmer


Эскапизм. Этим мудреным словом иначе называют пресловутое бегство от реальности. Именно эта причина для игры считается уже чуть ли не классической. Следует слегка расшифровать все это, потому что обыкновенно упоминание эскапизма встречает законное раздражение у тех, кто играет нечастно и сильно занят в реале. В голове у людей прочно сидит образ вросшего в компьютер корнями гика, и они, разумеется, отказываются сопоставлять себя с подобным персонажем. На самом деле, убегание от реальности — стандартная психическая защита от силы переживаний или неумения справляться с ситуациями и отношениями. Главный ее посыл — «ничего не могу сделать, поэтому просто подожду, заняв мозг чем-то интересным, а оно само отвалится» — идеальная почва для игры. И да, «я так отдыхаю» — это форма подобной защиты. Повернулся к экрану, и вот уже реальные проблемы отступили на задний план. В этом нет ничего плохого. пока такая позиция не начинает сама создавать неприятности.

pre_1482069173__maxresdefault.jpg


Эскапизм — отец прокрастинации, состояния, когда мозгу приятнее читать историю вымершего племени мумба-юмба или играть вместо занятия учебой или работой, которые требуют сосредоточения и часов нудной деятельности. Это состояние возникает, когда сиюминутное удовольствие постоянно перевешивает заботу об очень неопределенном будущем. О том, как с этим бороться, написан миллион книг, но очевидно можно сказать, что прокрастинация — выражение тревоги или попросту нежелания заниматься тем, чем вы занимаетесь. Здесь игры приходят на помощь в самой разной форме: от строительства фермы в соцсети до просиживания в ММОРПГ.

В этом случае значимость человека в коллективной или индивидуальной игре защищает его от чувства вины перед людьми реальными и самим собой. Чувство нужности и занятия чем-то важным для всех, где он может играть роль спасителя мира или по меньшей мере — своей роты, вообще в принципе является для человека огромной мотивацией к деятельности и сильно перевешивает реальность, где он часами, днями и неделями занят чем-нибудь незначительным и маловажным, по его мнению. Кстати, некоторые психологи считают подобное состояние следствием индивидуалистического воспитания, когда детям предрекают и навязывают светлое будущее, несостоявшееся у родителей, и они уверены, что станут богатыми и знаменитыми, или по меньшей мере будут очень важны этому миру, стоит только получить красный диплом. Иллюзия разбивается с большим сопротивлением со стороны носителя, этот процесс травмирующий и рождает кризисы. Игра же может воплотить несостоявшиеся идеалы с завидной легкостью.

pre_1482069390__ne-zaciklivatsya-na-sebe


Немудрено, что у некоторых людей, склонных к зависимости, она и развивается. Зависимость в данном случае дает все: уход от мучительной для психики реальности, вознаграждение в виде чувства своей важности и нужности где-то там в игре и даже защиту от вины (я полезен своей бригаде/полку/гильдии). Это наиболее тяжелая форма, которая большинства геймеров совершенно не касается, и которой тем не менее всех запугивают. В стандартном случае игры больше приедаются, чем привлекают. (Вот почему мы так недовольны всякими пинболами, мистер Говард! Играть не во что среди тысяч поделок!)

Не будем углубляться в негатив и вспоминать умерших за компьютерами игроманов, а посмотрим на положительные стороны игр, которые могут привлекать разумных людей. Если бросить беглый взгляд на место, где я пишу, то главным среди прочих можно счесть общение. Игры объединяют и становятся общим интересом для сотен тысяч людей. О, ты всегда знаешь, что подарить на праздник другу-геймеру! Фигурка из любимой игры, кружка с Довакином, новая серия неубиваемого Ассасина Дункановича Маклауда, плюшевый гуар, ключик к стим-изданию шикарной новеллы… Да бездна их, зависящая лишь от кошелька. Чувство принадлежности к сообществу, социальной значимости, возможности завести новые контакты и хороших товарищей несомненно очень привлекательно.

Особенно если, как я уже тоже упоминал, общение напрямую связано с творчеством. А игры эту тягу стимулируют весьма, пробуждая нашу фантазию. Что там, за горизонтом уже изученного? Моддинг, скрин-арт, фан-фикшн — целые творческие направления приобретают все новых и новых поклонников. Творчество по игре, книге или фильму, обращенное к целевой аудитории, к тем, кто разделяет с тобой удовольствие от игры — это индивидуальный взгляд в сочетании с чувством сопричастности. Очень привлекательная композиция, вы не находите? Особенно когда человек обнаруживает способности и находит дело своей жизни. Или по крайней мере, обретает знаменитое чувство собственной важности. Над ним много смеются, но без него человек не может обрести устойчивость.

Любопытство и тяга к информации и знаниям — тоже не последняя причина творить и играть. (Последняя, пожалуй — «что-то совсем делать нечего»). Для любопытных людей игры заменяют собой более распространенные книги и кино. В каждой из этих форм есть особенная привлекательность. Книги развивают воображение, заставляют мыслить самостоятельно, создавая в голове картину происходящего и интерпретируя его смысл. Они преподносят нам иную реальность более схематично. Кино подает готовую картину, дарит эффект присутствия и одновременно транслирует некую мысль, замысел автора. Удачно или нет, другой разговор. Игра — это следующая ступень. В ней вы присутствуете в иной реальности в виде собственного аватара, наделенного некими, может, несвойственными вам качествами, но деятельность которого, несомненно, будет в той или иной мере зависеть от вашего характера и привычек.

Это прибытие в иную реальность побуждает людей к исследованию, изучению, запоминанию, активирует способность ориентироваться, требует пустить с ход все ресурсы и возможно, даже создает положительный стресс (иногда и не положительный). Игроки встряхиваются, оживляются, ощущают предвкушение новых знаний и занятий. И новых возможностей.

pre_1482069659__1387315073_1108242710.jp


Возможностей, потому что игры дарят нам пути к осуществлению мечты, которая иначе сбыться не может. Даже если вы попробуете стать космонавтом, то пройти отбор могут лишь немногие счастливчики, а о путешествии на другие планеты все равно пока нечего и думать. Вы так же не сможете окунуться в глубокое прошлое или попасть в будущее, сделаться вампиром или побывать в шкуре ангела. А тем более вряд ли захотите воевать, если нет на это сверхострой необходимости. И возвращаясь к отправной точке, даже просто начальником, а тем более — героем, звездой или крутым спецагентом станут немногие из нас.

Вот такие причины удалось мне собрать. Пользу от игр я упоминать не стал. Специально ради этого играют разве что на интерактивных тренажерах, но они доступны очень немногим. Киберспорт тоже пока не стал олимпийской дисциплиной, хотя полагаю, хотя бы несколько киберспортсменов найдется и среди нашей аудитории. Все рассказы о том, как игры помогают расслабиться и снизить уровень агрессии, улучшить запоминание, визуальную память и мелкую моторику я оставлю рекламщикам, а про отдых мы уже говорили выше.

pre_1482069025__4be610f49903faa13d5a4b8f


Лично я сам играю, пожалуй, ради исследования, но скорее, не новых миров, а творения других людей: как устроено все, как сделан дизайн, насколько хорош рассказ, история, смысл, заложенный в ней. Мне нравится обращать внимание на детали, я восхищаюсь мелочами: отличной проработкой окружения в WOW при вот такой грубоватой рисованной стилистике (одна анимация мотыльков чего стоит!), необычными видами в Morrowind и так далее, всего не перечислишь.

А почему и с какой целью играете вы, уважаемые пользователи? Что игры дают лично вам, помимо удовольствия, конечно? Поделитесь.

Тело переводчика - храм для его разума, и существует на пожертвования.

pre_1537047529__128.png



  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 64

#62 Ссылка на это сообщение VikingMC

VikingMC
  • Усталый странник
  • 249 сообщений
  •    

Отправлено

 Тема на самом деле гораздо более сложная,чем кажется.В двух словах дать ответ или выбрать из предложенного лично для меня не представляется возможным.Причин моей тяги к играм довольно много.

 Все мало мальски здравомыслящие люди уже давно начали понимать,что этот мир болен,всё встало с ног на голову.Всё,что веками ценили и уважали - не стоит ничего,а то,чему цена в базарный день - пятачок за пучок,- наоборот,встало во главе угла.

 Вот и причина,-видеть мир таким,каким он должен быть на твой взгляд.Именно это обуславливает отдых от реальности,не простая смена декораций,о нет! А ещё игра может стать средством самопознания и самосовершенствования.Прислушивайся к своим ощущениям в процессе игры и узнаешь о себе много нового,но только если будешь честен,не станешь кривить душой,давая себе оценку!

 Можно ещё много причин назвать и развернуть на целую диссертацию,но это требует некоторой подготовки,а она,в свою очередь,требует времени,которого катастрофически не хватает...

P.S. Пойду поиграю перед сном,три дня в командировке томился)) :dwarf:


Бороться и искать, найти и........ перепрятать!

#63 Ссылка на это сообщение Danmerredoran325

Danmerredoran325
  • Новенький
  • 1 сообщений

Отправлено

Интересно, любуюсь красотами игры, меня это очень вдохновляет.



#64 Ссылка на это сообщение shamanwise

shamanwise
  • Скиталец
  • 52 сообщений

Отправлено

Собственно всё, что я хотел здесь написать по теме, написал выше VikingMC.



#65 Ссылка на это сообщение Оливье

Оливье
  • вечно молодой, вечно правый
  • 249 сообщений

Отправлено

Вся жизнь игра, потому и играем. Пока играем - живём значит.



#66 Ссылка на это сообщение Седой

Седой
  • de mortuis aut bene aut nihil
  • 1 170 сообщений
  •    

Отправлено

Играем пока интересно. И пока есть что - либо новое в жанре игр.






Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых