
Подъем Российского флага. Архипелаг, названный первооткрывателями как "Земля Императора Николая II"("Северная Земля" c 1926 года), 1913 год.

Спуск на воду спасательного судна "Волхов" с Путиловской верфи. Санкт-Петербург, 17 ноября 1913 года.


Построенное под руководством известного кораблестроителя полковника Александра Павловича Шершова (русский учёный-кораблестроитель, педагог, профессор (с 1930 года), инженер-вице-адмирал (с 1944 года)), судно - катамаран - спасатель подводных лодок "Волхов" стало одним из самых совершенных в мире судов в своём классе. Корабль до сих пор несёт боевую вахту в рядах Черноморского флота РФ и является полностью применимым в современных условиях.
Приказом Государя Императора Николая II Александровича от 26 июня 1913 года кораблю было дано имя "Волховъ" и корабль был зачислен в список судов флота в класс транспортов.
Восемнадцатиметровые грузоподъёмные фермы позволяли "Волхову" поднимать затонувшие подводные лодки, осуществлять их обслуживание, ремонт и водолазные работы.
В состав Балтийского флота судно вошло 14 июля 1915 года. 31 декабря 1922 года переименовано в «Коммуна». В 1967 году судно с Балтийского флота перешло в Севастополь в состав Черноморского флота.
По одной из корабельных легенд, стальные листы несколько лет были выдержаны в пинских болотах и затем подвергнуты дополнительной холодной прокатке. Этим достигалась повышенная вязкость стали и ее коррозионная устойчивость. Ныне технология изготовления аналогичной стали безвозвратно утеряна. Современные сварщики неспособны что-либо приварить к путиловской стали и лишь специалисты Киевского института Патона сумели кое-как разработать технологию сварочных работ при ремонте судна. При доковании спасателя в 1990 году износ большинства стальных листов не превышал 3%. Ни одно заклепочное соединение не ослабло и не потекло! Ржавеет и сыпется только сталь советского производства, установленная на судне в ходе ремонтов и модернизаций.
Судну предстояло выполнять роль носителя-испытателя глубоководных аппаратов и одновременно обеспечивать испытания макетов корпусов проектируемых подводных лодок. Модернизация продолжалась ровно три года и обошлась в 11 миллионов рублей. Акт приёмки подписан 28 апреля 1973 года, а в ночь с 4 на 5 декабря 1373 года к борту судна был пришвартован транспортный плавдок. В нем по внутренним водным путям из Ленинграда доставили опытный образец глубоководного обитаемого аппарата "АГА-6" (заводской номер 01650) проекта "1832". Аппарат предназначался для погружений на глубины в 2000 метров и в дальнейшем именовался в документах, как "Поиск-2". Аппарат весил 65 тонн и имел длину 16,Зм, ширину-2,5м, скорость подводного хода 3 узла и экипаж из трёх акванавтов. СПС "Коммуна" тринадцать раз выходила в море для испытаний "Поиска-2" и провела с ним 48 ходовых суток. Погружение аппарата на рекордную глубину в 2026 метров состоялось 15 декабря 1974 года, на траверзе мыса Сарыч в 60 милях от берега. С борта "Коммуны" погружением руководил командир группы подводных аппаратов капитан 2 ранга Леонид Лей. В аппарате на погружение пошли пять человек: командир аппарата капитан 3 ранга Сергей Антоненков, механик Александр Мосунов, мичман Федор Бобров, главный конструктор аппарата Юрий Сапожков и председатель госкомиссии капитан 1 ранга Николай Мышкин. Само погружение осуществлялось ступенчато, с остановками через каждые триста метров. В 14 часов дня было получено "добро" на всплытие с рекордной глубины, где аппарат пробыл более 20 минут. Всплытие завершилось через три часа и далее "Поиск-2" с трудом был отбуксирован в базу в условиях нарастающего 5-тибалльного шторма.
Далее последовал сентябрьский поход 1977 года к кавказским берегам для поиска погибшего экспериментального самолёта-штурмовика "СУ-25'' и средний ремонт на Севморзаводе в 1979 году.
По директиве Главного штаба ВМФ СССР в 1984 году началось расформирование военного экипажа "Коммуны" для ее передачи научному гражданскому ведомству. Судно фактически было разграблено. Исчезли серебрянные закладные доски, ценная мебель и обшивка кают, килограммы исторической и технической документации.
В конце 1985 года судно заняло свое привычное место в бригаде аварийно-спасательной службы КЧФ. СПС "Коммуна" продолжило испытания и пробные погружения макетов нового оружия по теме "Глубина", осуществляло плановую отработку подводных аппаратов "СПС-5", "АС-8", "АРС-4,5,17,32". За десять последующих лет судно оставило за кормой более 5000 миль.
Очередной вехой в судьбе корабля стала дата 8 апреля 1991 года, когда на флагштоке "Коммуны" - "Волхова" вновь взметнулся Русский Андреевский Флаг. СПС "Коммуна" - Царский "Волховъ" продолжает служить Русскому Флоту и поныне, участвуя почти во всех учениях и сбор-походах.

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Кеми, Архангельская губерния. Начало ХХ века.

Железнодорожный мост через реку Кемь, Архангельская губерния. 1916 год. Фото С.М. Прокудина-Горского.

Собор Спаса Преображения в Холмогорах, Архангельская губерния. Начало ХХ века.

Крестьянин Семен Чупров с племянником у своей лавки. Деревня Ижма. Архангельская губерния, Печорский уезд. Начало XX века.

Лесопильный завод в маймаксанской деревне близ Архангельска. Начало ХХ века.

Троицкий проспект в зимнем Архангельске. Начало ХХ века.
Сообщение отредактировал Erindeir: 03 декабря 2023 - 21:47