Я помню тот день, когда вышла первая, сырющая альфа Baldur's Gate 3 с её поломанными анимациями, растянутыми на весь экран трупами врагов и откляченной задницей Арадина. Уже тогда по обилию деталей и заглушек "тут что-то будет" стало ясно - нас ждёт шедевр. Ну что же.. за прошедшие годы сам мир несколько раз поменялся, а сырой шедевр таковым и остался. С прошедшим Днём Балдура всех нас!
О релизе
Чтобы структурировать свои эмоции, восторг и претензии, я сделаю выжимку тех моментов, которые мне понравились в игре и которые меня неприятно удивили. Обзор содержит спойлеры.
Понравилось
- Редактор персонажей и обилие классов. Вы сможете кастомизировать своего аватара пусть и не как душе угодно, но эстетически достойно. Много причёсок, мелирование, расширенный набор тату, пирсинг, гетерохромия глаз и - да, да - бритые или кустистые причиндалы вам в помощь. В отличие от Cyberpunk 2077, эта игра показывает обнажёнку с прямых ракурсов в катсценах. Камера, которую забрали у Миранды, переехала сюда.
- Сюжет. Я его не понимаю, не вижу, не могу собрать. Это сводит меня с ума. И это прекрасно. То самое чувство, когда осознаёшь, что всё взаимосвязано, что всё не просто так, что кусочек ложится к кусочку, ниточка плетётся с ниточкой, но от тебя ещё слишком многое сокрыто, картины не видно целиком, а персонажи юлят и умалчивают ценные детали. Особенно приятно видеть знакомые отсылки вроде трупа бога Миркула из Neverwinter Night's 2: Mask of The Betrayer.
- Персонажи. Отлично озвученные (я бы даже сказал, что в какие-то моменты по-голливудски озвученные, такой накал страстей), написанные в рамках своих характеров.
- Ориджины. Основные персонажи, истории которых прочно и глубоко вплетены в сюжет. Они хороши в качестве компаньонов: озвучены, реагируют на происходящее, активно себя проявляют во время своих сюжетных квестов. Они хороши в качестве главных героев: пусть и молчаливые, ориджины-гг добавляют в диалоги много уникальных реплик, получают уникальные катсцены (которых иначе не увидеть) и вообще перестраивают историю под себя даже в мелочах. Демонолог Уилл в странствиях находит несюжетный артефакт святой веры - игра даже на это среагирует. Гейл-сопартиец много расскажет о своей крылатой кошке, но вы встретите её в первую же ночь, если решите сыграть за Гейла.
- Мелкие отсылки и секреты. Не ленитесь совершать, казалось бы, излишне муторные поступки - лутать все трупы или ломать мебель. На мёртвом гитиянки можно найти жареную тушку миниатюрного гигантского космического хомяка (привет, Бу), а отломанная ножка "великанского стула" внезапно станет достойным зачарованным оружием. Можно выкрасть порох у враждебно настроенной гномки во время диалога, обшарив её карманы, и в диалоге это будет упомянуто. А ещё тут есть мимики!
- Тактика. В игре много моментов, когда сражение можно сильно упростить, столкнув врага, обложив его бочками или заманив под гидравлический пресс. Также увеличенный урон наносят предметы, брошенные с высоты. Экспериментируйте!
- Заклинания. Они красивые, большинство - сомнительной полезности, но... они красивые! Обязательно берите себе телепорт во всех его видах и газообразную форму. Последнее нужно для проникновения в мелкие отверстия, которые пока что ни в какое особое место меня не привели, но мало ли.
- Артефакты. Магического лута и магических товаров в игре много, большая их часть - приятные и полезные вещи, какие-то настолько качественные, что на них можно построить билд.
- Поломанная экономика. Дисбаланс, но возможность набить себе карманы золотом всегда приятна. Воровать тут легко и полезно. Наслаждайтесь.
- Оптимизация. На удивление хороша, учитывая то, что моя 1070 тянет игру даже на ультранастройках при рекомендованной 2070. Тянет пару часов, объекты в новых локациях минуту подгружаются, но это на максимальных настройках. Анимация в катсценах плавная. При отдалении камеры картинка немного мыльная даже на высоких. Сама игра лучше себя чувствует на Вулкане, но на Директе, как мне кажется, картинка чётче.
- Анимация в катсценах. Это что-то запредельное. Ты покупаешь изометрическую игру от студии, у которой человечки раньше максимум могли подбочениться и подбросить жезл в воздух. А получаешь кино уровня эксклюзивов от Sony. Без лагов. Без битых анимаций. С человеческой, живой, натуральной мимикой и такими же жестами. Огромным количеством мимики и жестов. Потрясающе.
- Боссы. Интересные, необычные, с особыми механиками и хитростями. Не жирные, не нудные, но приятно держат в тонусе какой-никакой тактикой. Музыка на боссах мне особенно понравилась.
- Тактическая сложность. Не только делает врагов толще, но и добавляет боссам новые механики. Приятно.
- История принца Орфея. В башне Подземья и в яслях гитиянки я нашёл две скрижали, которые добавляют сюжетных штрихов. Не пропустите.
- Бард и монах. Крутые классы, от которых я ничего не ждал, а оказался приятно удивлён уровнем их проработки и полезностью.
сожгло стул
- Баги. Их в игре пока очень немного. Когда видишь весь размер и сложность Baldur's Gate 3, какие-то шероховатости воспринимаешь как данность. Вот баги, которые попались мне: персонаж мускулистого телосложения не помещается в капсулу наутилоида и просто в ней стоит при первой катсцене; не всегда включается катсцена с отрезанием головы врага, и квест становится непроходим; слишком много красных, опасных для взаимодействия предметов. Например, хочешь поскорбеть у могилы (и там есть вариант именно поскорбеть, а не вскопать могилу) - тебя нарекут вором и насадят на вилы всем селом. Убедишь стражника склада, что тебе можно там всё брать - неа, ни до чего по-прежнему нельзя дотронуться. А уж за взятый на общей кухне кусок колбасы назовут мясником, живодёром и выродком. Видимо, потому, что колбаса тут - боевое оружие. Я не шучу. Как пел бард древности: с салями в руке, с ведром на башке, верхом на космической свинье скачу я защищать Астральный план.
- Прочность. Я возненавидел это слово всей душой, потому что ничего кроме духоты, траты времени и парадоксов оно в игру не принесло. Кроме того, напрямую противоречит концепции студии Larian: видите дверь - взломайте её тысячей способов! А нет, теперь ни двери, ни сундуки, ни ловушки (определённые), ни завалы (определённые) ломать нельзя. Вернее, сломать можно именно определённые, у подавляющего большинства мешающих пройти или хранящих лут объектов теперь иммунитет к урону. Либо взламывайте, либо ищите, чем можно подорвать. Потому что бомба с силовым уроном завал расколет, а луч чернокнижника с точно таким же типом урона - нет. Отвратительное нововведение, которое появилось только на релизе и не откалибровано самими разработчиками. К примеру, минотавр в Подземье, который по скрипту выламывал ворота и врывался в крепость, теперь их выломать не может. И бьётся он в них рогами, и бьётся. И выглядит это крайне глупо и печально.
- Особый сорт трупов. Очень часто возникают ситуации, что труп никем нельзя допросить (даже тем, кто его не убивал), как и нельзя отрезать голову, которую необходимо сдать по квесту. Видел объяснение, что дело тут в типах урона: если персонаж убит энергетическим уроном, лучистым или некротическим, то его тело меняется (обгорает, гниёт, замораживается и т.д.), что не позволяет проиграть с этим телом никакие анимации. Как-то двусмысленно звучит, но проблема очень раздражает. Надеюсь, что это баг, а не фича, о которой нигде не сказано.
- Неповоротливое управление. В игре есть моменты, когда очень хочется нажать на паузу и спокойно раздать указания для быстрого реагирования. Паузы, увы, нет. Есть режим тактики, но он серьёзно ограничивает мобильность персонажей и в целом замедляет и без того нудный геймплей. Я горящий "Приют Воукин" как проходил с матами в бэте, так проходил его и теперь. Загрузки, загрузки, загрузки.
- Неадекватная сложность бросков. Пороги в 30 сразу после первого акта? Да ещё безо всякой награды за прохождение этих порогов, с тем же результатом при проверке, что и при фейле? С возможностью сохраниться прямо в диалоге и перезагружать игру до посинения пальцев и выпадения крита (к слову, крит проходит любой порог, так что даже у минусовой характеристики есть шанс пробросить 99)? Это дурость, ровно такая же, как введение прочности объектов. Создаёт препятствия из ничего на пути гладкого прохождения и ничем не награждает по итогу. Только тянет время в сухом остатке.
- Неудобный интерфейс. И в создании персонажа, и в самой игре - набор оторванных от единой схемы окон, разбросанных туда-сюда.
- Камера. Те, кто ругал камеру от Миядзаки (ТМ), загляните сюда. Камеру нельзя погонять по локации, чтобы быстро осмотреть окрестности или сказать персонажам добежать туда-то. Камеру нельзя поднять выше определённого уровня, что доходит до абсурда. В лагере гоблинов меня столкнули в яму. У меня есть телепорт и есть заклинания, чтобы выбить дверь. Что же я делаю? Сижу в яме до скончания веков, потому что камера не пускает меня наверх, чтобы нацелить телепортацию, а дверь я выбить не могу - она ведь теперь прочная. Спасибо, Larian, вы бесподобны. Вас там медведь, кстати, в кустах ждёт.
- Непонятки. Так я решил назвать ситуацию с друидом Хальсином, который честь по чести вступил в мой отряд, даже треники уже походные надел, но в партию никак не добавляется. На словах он уже весь мой сопартиец, а в диалоге даже строки такой нет, чтобы его поскорее взять. Теряюсь в догадках, что вообще с игрой происходит. Я тоже хочу медведя в кустах, знаете ли.
- Локализация. Паршивая, целые куски диалогов не переведены. Потеряна озвучка некоторых сцен.
В целом, игра безусловно может претендовать на звание шедевра, возложенные на неё ожидания оправдала, багов я встретил сравнительно мало. Но есть очень странные и неприятные решения, которые мне лично заметно портят тот самый воспетый бардами игровой опыт.
Комментарии