4 марта студия Fool's Theory, причастная к созданию серии игр The Witcher, перезапуску первой части, а также самой Baldur's Gate 3, релизнула изометрическую ролевую игру на основе исторических событий с нотками славянского дарк фентези. Ваш непокорный слуга прошёл сей продукт от начала до конца, закрыл все активности и спешит поделиться мнением.
лор игры
Встретились как-то ведьмак, покемоны, ядрёная русская хтонь - и на свет появился "Тауматург".
Славянский мир, населённый демонами из сказаний, трещит и коптится на кострах грядущей революции. На дворе 1905 год, исторический период, когда часть Польши находилась в подчинении Российской империи, что подготовило богатую почву для национальной ненависти поляков к русским. Почти все события развернутся в Варшаве, городе на присоединённых территориях.
В игре действуют две враждебные друг другу фракции - ППС и Охранка. ППС – революционное движение польских социалистов, целью которого является автономия Польши от Российской империи. Средства организации разнятся от агитлистовок до открытого террора. Охранка – тайная полиция России, которая следит за тем, чтобы Польша и дальше оставалась присоединённым государством.
Несмотря на то, что игра отсылает игрока к реальной истории, этот мир полон демонических сущностей, известных как салюторы, «приходящие». Салюторы это воплощённые фантазии человечества из мифов, сказок и легенд. Фениксы, кикиморы, кощеи, минотавры, вурдалаки и многие другие. Салюторы невидимы для большинства людей и паразитируют на ярко выраженных психологических травмах и их последствиях: зависти, гордости, трусости, упрямстве, ненависти и прочих.
Такие травмы в сеттинге игры называются изъянами.
тауматурги
Есть те, кто видят салюторов. Творцы с чувствительной натурой, особенно художники. Те, кто способен заглянуть за грань обыденности. Когда такой чувствительный человек в детстве переживает травматичный опыт и получает изъян, к нему приходит салютор, и заключается своего рода симбиотический пакт. Человек, предложивший свой изъян салютору, становится тауматургом.
Тауматурги - те же ведьмаки, но с другими целями. Они изучают нечисть мира и охотятся за ней, но не чтобы уничтожить, а чтобы подчинить. Сила тауматурга напрямую зависит от числа поке... салюторов в его владении.
Каждый тауматург способен читать мысли и эмоции, оставленные людьми на значимых для них вещах. Тауматург может погрузить другого человека в местный аналог чертогов разума. Это ментальная клетка, в которой не идет время и никто из участников не может лгать. Здесь же тауматург способен натравливать на жертву своих салюторов - демонов, на минуточку, - что приводит к серьёзным психическим последствиям.
В бою тауматург использует салюторов, чтобы накладывать различные вредоносные эффекты на врагов. Со стороны это выглядит как нападение полтергейста. В разговоре тауматург может воздействовать на разум собеседника, склоняя его к определённым мыслям и действиям.
Из-за того, что тауматурги крайне редки, а статус их подвешен - где-то подвергают гонениям, где-то признают, - о них, в принципе, все знают, но словам тауматурга не доверяют слепо. Иначе получились бы из тёмных магов ультимативные сыщики, которые могут докопаться до любых тайн, а после использовать их себе во благо.
Своеобразная ирония игры заключается в том, что главный герой - урождённый поляк и тауматург, вот только Польша настроена враждебно к демонологам. А русские захватчики тауматургов признают и разрешают им открыто действовать.
В центре сюжета рассказ о семействе Шульских, представителей варшавской буржуазии. Играем мы за Виктора, молодого тауматурга, который в подростковом возрасте совершил преступление и был сослан отцом во Францию. Пятнадцать лет спустя Виктор предпринял неудачную попытку приручить дикого салютора паймона, из-за чего получил ментальную травму. В надежде излечиться он едет в небольшую деревушку, где проживает таинственный целитель. С этого и начинается игра.
Львиную долю своего очарования "Тауматург" получил от главного героя. Виктор несёт в себе изъян гордыни, поэтому зачастую ведёт себя так, словно весь мир – его сцена, а люди – декорации для отработки остроумия. Дурачества и злые колкие шутки, иногда откровенная надменность соседствуют в образе с уютной флегматичностью, заботой о близких и умением посмеяться над собой. Виктор настолько харизматичный и милый парень, насколько может им быть наглухо отбитый асоциал. Он близок к образу нового Шерлока в исполнении Камбербетча, но ещё ближе – к образу Печорина из "Героя нашего времени". Дерзкий фаталист, считающий себя бессмертным, не иначе, который провоцирует острые ситуации и бросается в них с головой, чтобы на яркие негативные эмоции приманить салюторов. По сути, Виктор использует людей с изъянами как наживку в своей охоте. И то, с каким беспощадным цинизмом он это делает, вызывает оторопь и восхищение.
Если вы хотели получить глубокую сюжетную игру с токсиком-очаровашкой в главной роли, "Тауматург" – ваш выбор.
В диалогах варианты ответа, продиктованные гордыней, отмечены короной. Они не несут никакого функционала и являются чисто ролеплейными, но стат гордыни копится и ближе к финалу может закрыть для вас одни пути прохождения и открыть другие. Это не выход на «плохую концовку» (игра вообще честно следует пути тёмного фентези и не маркирует никакие поступки как плохие), просто она будет больше соответствовать образу надменного манипулятора или карьериста.
Другие важные персонажи в игре:
Лигия Шульская – сестра-близнец главного героя. Умная, пробивная, заботливая. Одна из немногих, кто на троллинг Виктора способна дать холодный аргументированный отпор. Прекрасный персонаж и грамотное воплощение образа сильной независимой женщины.
Станислав (он же – «Сатанислав») Шульский – могущественный тауматург и деспотичный отец близнецов, от воспитания которого они и получили свои изъяны. Высокомерный, прагматичный и бескомпромиссный – таким его помнит Виктор, глубоко раненый тем, что когда-то давно батюшка отказался от непутёвого сына, сослав его во Францию. Одна из веток «гордого» отыгрыша Виктора – доказать назло отцу, что его сын может стать ещё более могущественным тауматургом и успешным человеком, чем «демонический папочка».
Александр Воронин – дядя Виктора по материнской линии и шеф варшавской полиции. Душевный дед с мягким и покладистым характером, полная противоположность Станиславу.
Абауриций Неджич – лучший друг детства Виктора, простолюдин. На его отца Станислав повесил преступление сына перед тем, как отправить последнего в ссылку. В Абауриции поровну намешано ненависти к Шульским и преданности лично Виктору, что вкупе со взрывным характером делает его ярким, мятущимся и даже трагичным образом. Этакая тронутая на головушку замена Лютика.
Иван Конечкин (aka мужик с обожжённым лицом) – таинственный друг семьи, который появился уже после отъезда Виктора. Имеет значительное влияние на сюжет, но какое именно – спойлер.
В целом, персонажи – самая сильная и проработанная деталь игры. Они живые, запоминающиеся, с ними много диалогов и сцен, у основных персонажей есть линейки личных квестов. Всё как мы, фанаты ролевых, любим.
Прокачка и сражения
Основная прокачка в игре происходит за счёт поиска и подчинения новых салюторов. Четырёх основных нельзя пропустить или не получить, они – цели первых сюжетных квестов. Каждый салютор закреплён за гранью тауматургии (сердце, разум, действие, слово) и позволяет прокачивать эту грань, получая новые способности и уровни в грани. Уровни нужны, чтобы активировать подсказки, влиять на собеседника в диалоге и пробивать резисты врагов в бою. Первый салютор в цепочке навыков позволит развить грань до пятого уровня, второй (необязательный) откроет доступ к шестому уровню той же грани.
Четыре дополнительных салютора опциональны и для прохождения сюжета не нужны. Более того, чем больше салюторов вы соберёте к финальной битве, тем сложнее она станет. Первые два дополнительных салютора обретаются в побочных квестах Повисле и Мирува. Просто бегая по этим районам, вы легко запустите нужные события. Третий дополнительный салютор появляется в основном задании, его не пропустите. Последнего в списке получить сложнее всего, потому что ведёт к нему городская тайна – одно из мусорных заданий типа подай-принеси. Ищите тайну, связанную с фейерверками, после чего идите вниз района Пражский порт, там увидите склад с огромными дверьми. Зайдёте внутрь – квест начнётся, и последний салютор ваш.
Наивысшая проверка на поиск улики в квесте равна пяти. А вот проверки в диалогах круче. Если хотите к концу игры ломать чужой разум взглядом, вам понадобятся грани шестого уровня, а грань сердца – седьмого. Всё это прокачать вряд ли получится, но помимо салюторов за квесты можно получать чужие изъяны, некоторые из которых повышают уровень отдельных граней на один.
Кроме того, в игре до третьего акта опыт течет рекой и капает буквально за всё: за драки, за поиск улик, за чтение записок (причём одна и та же записка, которая попадается в разных локациях, повторно даёт опыт), за квесты. Сделать перекача тут как сходить в деревенский туалет. Нужны лишь смелость да минимальная сноровка.
Квесты делятся на сюжетные, побочные и городские тайны. Вопреки тому, что все задания, кроме сюжетных, помечены таймером и якобы могут стать недоступны (спойлер – нет, они будут доступны очень долгое время), делать в первую очередь стоит именно сюжетные квесты. За них вы получите салюторов, прокачаете грани и спокойно пойдёте в побочные квесты, где сможете собрать даже высокоуровневые улики. Задания с таймером отпадают только при смене главы, а по сюжету всегда ясно, когда ждать перехода в следующий акт.
Городские тайны очень скучные и быстро выполняются, нужны только для фарма опыта и заключаются в том, что вам нужно узнать о каком-то месте и сходить туда. Просто сходить и посмотреть, никакого взаимодействия не будет.
Боевая система довольно простая, хоть и требует от вас немножко потерпеть, прежде чем раскроется. Хотя нет, она не раскроется, потому что всра... хм, очень неудачная в самом своём концепте.
Боёвка выглядит как карточная, но ей не является, потому что у вас есть фиксированные способности, которые не приходят случайно, а просто оформлены в стилистике карт. Вы создаёте билд из скупого набора талантов, их усилений и проходите им всю игру на максимальной сложности. Единственным испытанием станет финальный бой, который проектировал пан Миядзакуш, не иначе.
Способности открываются с прокачкой салюторов, там же открываются и усиления. Усиления можно ставить на любые способности, лишь бы уровень усиления соответствовал уровню способности. На способность нельзя ставить несколько усилений, только одно, даже если его уровень ниже. Усиления можно снимать и переставлять в любой момент вне боя.
Способности делятся на четыре типа: быстрые атаки (совершаются перед ходом салютора), запланированные атаки (совершаются с задержкой – после хода салютора), периодический урон и снижение концентрации. Ещё есть сильная атака, которую можно выполнить только во врага без концентрации.
Запланированные атаки я не использовал ни разу, их полезность вижу только в финальной битве. Снижение концентрации – имба, поскольку враг без концентрации пропускает ход, а ещё по нему могут выстрелить ультой Виктор и его салюторы разом. После такого не живут.
Начиная с первого акта, все враги будут забафаны защитными эффектами, которые можно снять любой атакой указанного в описании эффекта салютора либо понизив концентрацию цели до нуля. Я играл через концентрацию.
В бою отлично реализован тактический элемент: игрок видит очерёдность ходов и все запланированные действия, что позволяет влиять на ход сражения и превращает скучные потасовки в лёгкие бодрящие головоломки. Сюжетно это преподносится как тот самый провидческий дар тауматурга, с помощью которого мы читаем мысли и эмоции людей в квестах. Всегда круто, когда механику пытаются литературно объяснить.
Что не круто, так это сражения, в которых Виктора режут ножами и саблями, бьют монтировкой по лицу, сам он стреляет в обидчиков из револьвера, рвёт их челюстями и крошит в фарш лапами демонов, но после битвы все отряхиваются и топают по делам как ни в чём не бывало. Никто никого не ранит и не убивает, хотя ещё раз повторюсь, в битве всё анимировано как техасская резня бензопилой. Сей момент очень криво выглядит на фоне сюжетно обоснованной очерёдности ходов и напрочь ломает погружение.
вердикт
Итого мы имеем очередную сделанную на коленке за бутылку пива игру, в которую вложена душа и над которой работали профессионалы. Со старанием. Почерк создателей "Ведьмака" виден сразу. Ещё игра наверняка напомнит вам Disco Elysium и "Чёрную книгу".
Плюсы:
- Сюжет. Он потрясающий. Игра похожа на сериал с сериями-квестами, в каждой из которых есть своя история и постепенно раскрываются персонажи.
- Главный герой и его озвучка. Виктор – дьявол со змеиным языком и честным мужественным сердцем. Отморозок, который любит пить какао и рисовать котиков. Голос ему подходит идеально: то меланхолично тихий бубнёж умалишённого, то зычный рокот, которому все обязаны подчиниться (гордыня же), то сладкое мурчание кота, который вот-вот публично раскроет чьи-то сокровенные тайны баловства ради.
- Богатый язык. Игра хорошо написана и переведена, в ней много качественного юмора.
- Хороший плохой финал. Вы не обязаны отыгрывать добряка, чтобы получить хеппи энд для своего персонажа. Более того, в финале по любой из веток можно красиво обыграть и уничтожить конкурентов.
- Музыка и атмосфера. «В Варшаве куда не пойди – всюду блевота и ссанина», как пишут в загрузочных экранах. Истории людей, пережёванных большим городом, преподносятся на фоне роскошных балов и суаре. Буржуа общаются под звуки расслабляющей мелодии, в которой отчётливо слышится змеиное шипение. Ну разумеется, игра цепляет за душу этими контрастами.
- Мало багов. Из тех, что были у меня: враги в бою держат пистолеты дулом на себя, а после битвы тела висят в воздухе.
- Доступность. Игра переведена на русский и доступна в русском стиме за чуть высокую для себя, но всё ещё приемлемую цену – 1300р за базу и 1600р за издание с косметикой. Сюжетного контента в игре много. Защиты у неё нет, можно ознакомиться, а после принять решение о покупке в благодарность.
Минусы:
- Боёвка. Всё описал выше, повторяться не буду. Скучная, простая, глупо реализована.
- Романы. В игре есть явные намёки на три романтические линии, но все они обрублены и никуда не ведут.
- Озвучка. Со временем к ней привыкаешь, но поначалу... Дело не в качестве, а в том, что "Тауматург" насквозь пропитан славянским духом и звучать должен либо на русском, либо на польском. Английская речь с русскими словечками и фразами в исполнении «русских» с акцентом звучит несколько дико, пусть временами и забавно.
- Невнятный пролог и слитый финал. В прологе происходит вялая раскачка сюжета, а на проработанную кульминацию не хватило то ли средств, то ли запала. Обычное, к сожалению, дело для хороших игр.
Такая вот игра про революцию, демонов, токсичных мужиков и сильных женщин. И, каким-то странным образом, всё это здесь прекрасно. Если вам нравятся ролевые игры с качественным сюжетом и харизматичным главным героем – не проходите мимо, поиграйте и не пожалеете.
Комментарии