В глазах западного человека мрачная российская действительность пропитана фатализмом, обречённостью, покорностью судьбе.  И такая своеобразная квинтэссенция русского менталитета иногда проникает в компьютерные игры.

Атмосфера серии шутеров Metro насквозь пропитана глубоким страхом перед всем иностранным. Игры эти основаны и глубоко вдохновлены одноимёнными романами Дмитрия Глуховского – журналиста и писателя, родившегося в 1979 году, чьё художественное творчество известно детальным описанием российского антиутопического постапокалипсиса.

История романа Метро 2033 и всех его продолжений повествует о глубоко укоренившейся паранойе перед холодной войной и ядерном истреблении постсоветской цивилизации. Игры по мотивам книги дают нам шанс своими глазами увидеть людей, объединившихся в мелкие сообщества, укрывшихся в глуби разветвлённой системы московского метрополитена. Подобный образ действий продиктован глубоким ужасом перед вторжением извне.

Несчастные, запертые глубоко под землёй жители разрушенной сверхдержавы, вынуждены скрываться и выживать в кишкообразных жилах подземной сети, скрывающей в себе всевозможные кошмары и раскинувшейся, по меньшей мере, на две сотни километров. Всё это невольно напоминает про политику железного занавеса (не самую умную), которая и сейчас формируется, можно сказать, прямо на наших глазах.

В этом смысле как творчество Д. Глуховского, так и серия игр по нему стали, пожалуй, символом эпохи. Особенно для тех, кто живёт в России.

Max Sabetskiy. «After the Disaster»

Для большинства выживших радиоактивная поверхность Москвы представляет собой запретную зону. Только самые смелые рейнджеры отправляются туда, отваживаясь сразиться с «демонами» – мутировавшими ужасами, что угнездились среди окровавленных костей некогда прекрасного города. Рейнджеры вынуждены идти на подобный риск, ведь их общинам тоже нужны припасы.

Там, наверху, среди искорёженных остовов зданий и обугленных трупов, даже воздух убьет вас. Сама планета возненавидела человечество.

В сущности, Metro – демонстрация ксенофобии, процветающей в современном российском обществе, визуальная демонстрация того, что происходит, когда люди разделяются на мелкие и враждующие между собой племенные братства. Да, наш герой, Артём, по своей натуре авантюрист без предрассудков, но тоннели метро заполнены фашистскими сектами. Вдали же от обычной человеческой угрозы зверствует род непостижимых сущностей – которые убивают выживших без серьёзной на то причины, просто так. Существа эти известны под именем «тёмных».

Julien Long. «Missing»

Мир Metro не просто пережил ад, он продолжает злобно, угрожающе клацать смертельно острыми челюстями — в нём нет места беззаботности, веселью и легкомыслию. Именно так выглядит постъядерный мир глазами пессимиста, родившегося в тоталитарном государстве, а сейчас живущего при авторитаризме.

Интересно отметить расхождения между этим сеттингом и миром Fallout, где люди переждали войну в безопасных зонах – в убежищах (пусть даже это своего рода ловушки) – а теперь мечтают вернуться обратно на поверхность. 

Metro – демонстрация ксенофобии, процветающей в современном российском обществе, визуальная демонстрация того, что происходит, когда люди разделяются на мелкие и враждующие между собой племенные братства.

Кирк МакКеанд

Тепло пустошей против холодной звезды севера

Безусловно, мир Fallout нельзя назвать совершенно безопасным, однако в нём наблюдается примечательный оптимизм. После исхода из убежища вас неизменно встречает ослепительно яркий солнечный свет, мир бесконечных возможностей и старые добрые хиты в радиоэфире. И это происходит в каждой новой главе серии постапокалиптических RPG от Bethesda.

Официальный арт для одноимённого DLC.

В Metro же ваши краткие путешествия на поверхность сопровождаются отвратительными воплями крылатых монстров, ядерными штормами и критической угрозой нехватки кислорода, уровень которого постоянно уменьшается. Перед вами не стоит сложная моральная дилемма – подарить ли бездомному бродяге чистую воду, либо пройти мимо, вороча нос, быть ледяным титаном по отношению к людям, вас окружающим, или же ангелом Пустошей. Выживание – вот единственная цель, о которой надлежит заботиться.

В свою очередь, для контраста взгляните на Fallout 76 – там даже ядерные бомбы способны сослужить добрую службу! Направьте энергию взрыва в определённую область. Радиация, в конечном счете, выдохнется, оставив после себя высокоуровневых врагов и редкий лут. Возможно, администрация Трампа была права — немного радиации вам точно не повредит!

Россия и США. Два полюса, которым никогда не суждено соприкоснуться. Два безгранично разных общества, одно из которых превыше всего ценит брутальность, парадоксальным образом соединённую со смирением перед внешними обстоятельствами, а другое – активное преодоление проблем посредством активной социальной деятельности. Вера, что ты можешь что-то изменить, противопоставленная уверенности страдающего существа, что всё очень плохо. Линия раздела между странами, пролегающая где-то на глубоком ментальном уровне, оказалась представлена во всей своей наготе, когда смотришь на две знаменитые серии постапокалиптической фантастики. И от выбора геймера зависит, наречь ли Fallout наигранным карнавальным представлением, сделанным для детей, или Metro — погребальной песнью, порождённой духом унылости, излишне фаталистичной и некстати выставляющей напоказ свои накачанные мускулы. 

Различия между двумя культурами, западной и восточной, можно с лёгкостью заметить, даже мельком бросив взгляд на выбор разработчиками валюты. В мире Fallout люди покупают вещи за бутылочные крышечки от ядер-колы. А вот рынки Metro наполняются жизнью за счет пуль. Они — единственная ценность.

Кирк МакКеанд

Своеобразный взгляд Fallout на ужасы постапокалипсиса замечательно гармонирует с внешним видом его маскота, Волт-Боя. Вся фишка последнего – подражание государственным пропагандистким видеороликам времён Холодной войны. Ведь ядерная война не кажется столь страшной, когда о выживании вам рассказывает дружелюбная мультяшная черепаха.

Та самая черепашка.

Различия между двумя культурами, западной и восточной, можно с лёгкостью заметить, даже мельком бросив взгляд на выбор разработчиками валюты. В мире Fallout люди покупают вещи за бутылочные крышечки от ядер-колы. А вот рынки Metro наполняются жизнью за счет пуль. Они — единственная ценность. Они — залог выживания. Они дают право на убийство.

Только в Metro Exodus история вышла за пределы сдавливающих разум русских тоннелей, их тесных, сырых стен, смещая акценты на исследование неизвестного с помощью мобильной базы. В Exodus Артём наконец-то видит, что лежит за пределами Москвы, и посещает сообщества, которые каким-то неведомым образом смогли выжить на поверхности. Оказывается, вне холодных тоннелей существует большой мир, и он далеко на всегда враждебен! Может быть, ксенофобия – это всё-таки плохо, ребята?

Michael Bierek. «Fallout New Vegas»

С каждым разом в сюжетной линии Fallout внимание всё сильнее сосредотачивается на восстановлении цивилизации, ведь серия продолжает жить. И быть может, для Metro в конечном счёте тоже откроется проблеск надежды – такой внезапный после длинной, почти бесконечной чёрной трассы. Конечно, две серии по-прежнему никогда не смогут пересечься (Metro Exodus столь же мрачен, как обычно, не волнуйтесь), но всё равно будет очень интересно посмотреть, как американская команда Bethesda Game Studios и украинская команда 4A Games смотрят в будущее, выстраивая одновременно с этим новый мир.

Оказывается, вне холодных тоннелей существует большой мир, и он далеко на всегда враждебен! Может быть, ксенофобия – это всё-таки плохо, ребята?

Кирк МакКеанд

Как вы думаете, почему так получается? Почему суровый русский постапокалипсис так разительно отличается от «парка развлечений» с американской точки зрения? Как вы считаете, не слишком ли оптимистичным стал мир Fallout с тех пор, как попал в руки Bethesda?

По материалам VG24/7

16

Комментарии

Добавить комментарий

Ну, соглашусь, что фоллаут 4, например, действительно производит впечатление парка развлечений, а уж с ДЛК "Нука-Ворлд" и подавно)

Azazellz
модератор
10.10.2018 — 14:41

Чота ерунда какая-то.
Зачем было приплетать к сравнению сеттингов двух видеоигр какой-то там менталитет "Орла и Медведя"?
Он тут не при чем совершенно.

Всё просто: русские глубже чувствуют жуть происходящего.

Он тут не при чем совершенно.

А что тогда "при чём"?

А я нет, не соглашусь. Просто в первых фоллах из-за своей изометричности это было незаметно. Но фолл никогда не был мрачной игрой в смысле "мы все умрём". Мир Фолла - это мир, переживший ядерную войну. Но именно переживший. А мир Метро умер и на его трупе копошатся паразиты, отсюда и полная безнадёга. Хотя Братство Стали и Анклав в этом мире были бы как свои.

Он тут не при чем совершенно

Наоборот.
В конечном счёте, что такое видеоигра? Это такой же культурный феномен, как книга, например. Или знаменитая картина. Особенно если игра так известна, как герои материала, и пользуется всемирной популярностью. Не стоит забывать, что мы живём в цифровую эру. А следовательно, реализация... не побоюсь высокопарного слова – духа сообщества, может принимать новые и часто весьма неожиданные формы.

Давно стоит смириться с тем, что в наше время игры перестали быть банальным развлечением. Уверена, через пару десятков лет учёные будут их очень даже серьёзно исследовать. )

Azazellz
модератор
10.10.2018 — 15:10

Как раз все правильно.
Вы тут взяли одну конкретную игру из целого вороха - и сравниваете с одной конкретной игрой из другого вороха.
Никакого "духа" такая выборка не показывает.
Показывает только личные предпочтения создателей (и эксплуататоров) сеттинга, ничего более.

Вы тут взяли одну конкретную игру из целого вороха - и сравниваете с одной конкретной игрой из другого вороха.

Статья понравилась но согласен с Azazells, по одному примеру с каждой стороны маловато для таких заявлений.)

Metro - это survival horror FPS. Так с какого бодуна эта игра должна быть веселой и радостной?!

Статья интересная, но даже ни знаю, на сколько корректным может быть сравнение двух, пусть и про постаппокалипсис, но все-же находящихся в других жанрах. Единственно, что точно можно сказать, так это то, что американский орел в лице Фола стал через чур политкорректным и даже не пытается показывать ужасы выживания в мире, пережившем катастрофу и не пытается показать нам опасности и ужасы такого мира. Фол превратился в историю, где постаппокалипсис является просто декорацией, что сделало его каким-то через чур плюшевым тем временем как в Метро выжившие действительно пытаются выжить в новом мире, но при этом еще не отринув старый мир, давно потерянный. Термин: Война, война никогда не меняется имеет куда большее отношение к Метро, чем к Фолу.

"Смотрите, мы делаем весёлые и жизнеутверждающие игры даже в мире постапокалипсиса (потому что мы классные), а у русских процветает безысходность и ксенофобия (ну этож русские, чего с них взять). Как я это понял? Да вы посмотрите на эту игру."
"история вышла за пределы сдавливающих разум русских тоннелей, их тесных, сырых стен"
Что? какие нахрен "русские тоннели"? Они такие тесные и сырые... А в фоллаутах они жизнерадостно-розовые, и там поняшки бегают?
Про пули тоже бред. Пусть про отрезанные пальцы вспомнит. И расскажет нам что-нибудь жизнеутверждающее о "Manhunt".
В общем. И в целом. Автор статьи знатный тролль.

Спасибо за перевод, но эта "статья" высосана из пальца, и высосана она с одной единственной целью.

А ещё серия Metro пропитана едкой такой клюквой(+1000% продаж у проклятых капиталистов). Использование крышек в качестве валюты абсолютно логично, так как потреблялось много газировки(а пули лучше использовать по назначению). Автор высосал из пальца большую часть своей статьи.

Lord RZ
администратор
10.10.2018 — 18:24

Сравнение такое же корректное, как Лавкрафта и Маршака.

>>Перед вами не стоит сложная моральная дилемма – подарить ли бездомному бродяге чистую воду, либо пройти мимо, вороча нос, быть ледяным титаном по отношению к людям, вас окружающим

Автор, похоже, не играл в Метро, а знает об этой игре со слов других геймеров. В играх серии Метро мы давали патроны и матери с ребёнком, и пацанёнку какому-то, и бывшему системному администратору.

Факинговая политота уже и до обзоров игр докатилась, тьфу.

Тьфу на тебя, Кирк МакКеанд (С) .

Сэцуна - молодец, нашла "яркую" статью. Я "сагрен".

"Всё это невольно напоминает про политику железного занавеса (не самую умную)"

Это, мягко говоря, спорно. Бывает политика ВЫНУЖДЕННАЯ политикой соседних держав, в силу естественной разницы интересов (ну или - "мы хорошие, а они нет").

"Два безгранично разных общества, одно из которых превыше всего ценит брутальность, парадоксальным образом соединённую со смирением перед внешними обстоятельствами, а другое – активное преодоление проблем посредством активной социальной деятельности."

Ага, про Блокаду Ленинграда, Сталинград, Битву за Москву и прочие примеры "смирения перед внешними обстоятельствами" советского/российского общества, Кирк МакКеанд, похоже, не слышал.
Или, как мне кажется, он просто мудак. И, видимо, фанат фильма "Красный воробей".

"Как вы думаете, почему так получается? Почему суровый русский постапокалипсис так разительно отличается от «парка развлечений» с американской точки зрения? Как вы считаете, не слишком ли оптимистичным стал мир Fallout с тех пор, как попал в руки Bethesda?"

По вопросам:

  • Думаю, потому что "яркий и жизненный постапокалипсис" найдет больший отклик у аудитории.
  • Основная масса игроков, полагаю, рядовые граждане. Явная и горькая передача бытовых страданий именно БЫВШИХ рядовых граждан, лично меня, заденет сильнее. Возможно, это актуально для многих в нашем обществе.
  • Уже не помню первые две части, так что не знаю.

Почему все всегда забывают про строчку "По материалам VG24/7"?

Почему все всегда забывают про строчку "По материалам VG24/7"?

И..? Перейди по ссылке и расскажи нам, что автор новости переосмыслил и добавил от себя (кроме красивых словечек и дурацкой клюквы в названии, в противовес ОФИЦИАЛЬНОМУ символу США).

Lord RZ
администратор
10.10.2018 — 21:56

Потише. Статья, безсловно, провокационная, но давайте не забывать о правилах. Ну и вообще, это ведь ясно, что если Глуховский - правда о нас, то Стивен Кинг - правда о них. Ужас, да? :D

И..? Перейди по ссылке и расскажи нам, что автор новости переосмыслил и добавил от себя (кроме красивых словечек и дурацкой клюквы в названии, в противовес ОФИЦИАЛЬНОМУ символу США).

Не надо меня посылать никуда, пожалуйста. Если вам очень надо, подите сами.

Понятно. Объясните, пожалуйста, какую мысль вы хотели выразить вашим комментарием?

Понятно. Объясните, пожалуйста, какую мысль вы хотели выразить вашим комментарием?

Лишь сказала, что мне некомфортно, когда люди пишут в комментариях "вы тут написали" и подобное. Если внизу ссылка на оригинал, логично предположить, что писали не мы, и вешать всех собак на переводчика в очередной раз...некорректно.

Конкретно в этой новости одно такое сообщение. Но я вас понял. И думаю, переводчики отнюдь не так глупы чтобы обижаться на подобные промахи.

Постапокалипсис: русский медведь против американского орла?.....Чего? По мне так местные предметы сравнеия не самые удачные. С таким же успехом можно сравнивать наш какой-нить комедийный фильм с западным фильмом, но уже с уклоном в серость и уныние. С учётом, что оба эти фильма затрагивают одну и ту же тему. А потом заявить что мы вот такие весёлые медведи, а они все такие депрессивные ага -_-

Ну, не знаю насчёт весёлого и жизнеутверждающего FallOut-а.
Я не фанат этой серии и не играл в первые три части, но четвёртая часть оставила ощущение шоколадной конфетки в красивой обёртке с начинкой из булавок и битого стекла.
На первый взгляд всё хорошо и оптимистично, но если вникать в детали и мелочи, по которым Беседка очень большой специалист, то картина вырисовывается весьма неприятная и безнадёжная.
И ксенофобия очень широко присутствует, только она хорошо замаскирована.
И цели, которые ставят перед собой более или менее серьёзные организации, очень далеки от благих.
Нет надежды на будущее и желания начать новую жизнь, только попытки уцепиться за островки старого доядерного мира, хотя именно это и привело к катастрофе.
А так-то, да - можно отстроить себе именьице из ржавых железяк, выложить своё имя цветными лампочками, смотреть весёлые мультики и считать, что всё зашибись.
В общем, сама статья тоже напоминает попытку выложить своё имя цветными лампочками и не замечать серьёзных проблем - у нас всё хорошо, потому что мы хорошие, а у русских всё плохо, потому что они - редиски.

YourBunnyWrote
администратор
11.10.2018 — 07:22

Статья полна СПГС чуть более, чем полностью, а в переводе к тому же обильно приправлена словоблудием и шаблонными поинтами в стиле "Россия умирает". С таким же успехом можно было бы сравнить сказки про Золушку и Белоснежку.

Ну,сразу понятно,что автор вероятнее всего даже не делал попыток поглубже вникнуть во вселенную "Метро".Для начала-воюет Артём против не "тёмных",а Чёрных,помимо фашистов в Метро присутствует ещё целая гора фракций и подфракций от Красной Линии,решившей возродить идеи коммунизма,вот только половина её верхушки коммунизм себе представляет по книгам Солженицына,Ганзы,которая может купить и продать всё и всех,притом это в буквальном смысле-люди там такой же инструмент для получения прибыли,как и мешок шампиньонов и Полиса,в котором собрался самый вменяемый народ,образовав нечто вроде фоллоутовского Института,только наизнанку-эти ребята надеются возродить цивилизацию,и надо сказать имеют шансы до анархистов,сектантов трёх десятков различных видов от сатанистов до червепоклонников и ребят,обожествивших Виктора Цоя и кого только не ещё.Это первое.Второе-если брать не только игры,но и прежде всего книги-становится ясно,что на поверхности давно уже далеко не везде требуется защитный костюм-на окраинах Москвы можно ходить и без респиратора(но сталкеры об этом никогда и никому не скажут,потому что иначе амба их бизнесу).И третье-главное-нет там никакой "раздолбанной России",там Весь Мир в таком состоянии-от Северного Полюса до Южного,и не затронутых территорий не осталось от слова "напрочь".К слову,в Британии творятся вещи ещё похлеще,чем в России,Италия так вообще превратилась в иллюстрацию к манге "Берсерк",только с автоматами,а Америка...Ну,туда даже подплыть нельзя,и имеются намёки,что на поверхность там вообще не выходят.И да,при этом стоит сказать,что над вселенной работает множество авторов из целой кучи стран,так что каждый описаный уголок мира охватывается с учётом того,как его знают те авторы,что там живут,так что при всех колоссальных размерах вселенная проработана на высоком уровне.Видеть на её месте просто "историю о том как всё глухо в России"-значит даже об игре судить ну очень поверхностно-раз и предвзято-дваз.На фоне этого фоллоут попахивает мягко говоря хреноманью.Внятные сюжеты там вообще закончились с "Нью-Вегасом",а сам мир не проработан и наполовину от того каким его хотелось бы видеть.Это уже не говоря о тотальной заполненности историями о том,как какой-то голодранец высовывает рыльце из ближайшего бункера-и оп-па,через полчаса его уже уважают в ближайшем городке,через час-знают по всей округе,а через день он этой округой заправляет,притом никто даже не задумывается о том,"э,ктой ты ещё за хрен с горы и чаво тут вынюхиваешь,ась?!".

Сдаётся мне, что Кирк Маккеанд просто пишет то, что будет «хорошо читаться» посетителями VG24/7, полностью игнорируя тот факт, что розовые очки намертво прикручены к игроку только в Fallout 4, и не идут в комплекте к другим играм, действие которых разворачивается в постапокалиптическом мире. И я как раз таки имею в виду игры от западных разработчиков: Wasteland 2, The Last of Us, да те же старые части Fallout полностью лишены такой «аляповатой идеализации», которая присутствует в Fallout 4. Как говорил мэр Маккриди: «А там, снаружи, полная … и безнадёга». А сравнение Орла с Медведем, тут уместно, как сравнение острого и зелёного.

Какой-то уж сильно ряженый медведь и весьма бутафорный орел получаються.

Опять политота и знаменитый русский фатализм, кругом эти клеше в виде тоталитарного государства, гулага, ненависти ко всему забугорскому. Мысль типична и понятна сразу "русские выйдите из своего тоталитарного совка, железного занавеса..мир не так враждебен". Нужно ли мне говорить что тот же американец в годы холодный войны и сейчас с таким же недоверием и опаской смотрит на нас? Они к слову искренне верят что у нас " коммунизм-гулаг-сталин" с медведями-ушанками и водкой с автоматами ак. Как то много клюквы сочной в статейке. Русские не такие фаталисты на самом деле, ад и американцы не шибко оптимистичны и не фапают на мульты. Посмотрите последние картины вышедшие в США за последние 10 лет, там такие эпичные антиутопии вышли, что нашим сталкерам и метро до того фатализма идти и идти. Хотя это можно объяснить тем что мы разучились делать хорошие фильмы, а американцы напротив преуспели в создании годного кино.

Потише. Статья, безсловно, провокационная, но давайте не забывать о правилах. Ну и вообще, это ведь ясно, что если Глуховский - правда о нас, то Стивен Кинг - правда о них. Ужас, да? :D

Тут скорее дело в том что Глуховский хотел передать нам идею того что лучшие побуждения и идеи могут извратится до неузнаваемости. Там фашисты людей направо и налево убивают по признаку "мутаций". Там коммунисты прямые выходцы из книги Солженицына-держат всех в нищете, врагов трупами закидывают и кругом репрессии учиняют. Там капиталисты Ганзы людей спокойно как товар продают. Про полис вообще молчу-они эдакий аналог "масонов" тайного правительства всего метро что скрывают правду о внешнем мире от жителей метро. Эта вполне брутальная антиутопия о том что власть имущие всегда стремятся к полному контролю и не брезгают любыми средствами..чего стоят рассказы о метро 2 от жителей подземки о том что советские чинуши спрятавшиеся там после развала СССР "изменились" и ныне жаждут подчинить себе всё метро.

Нипанятно. Если уж сравнивать, то нужно учитывать не только визуальную составляющую, но и ЛОР. И...

Если посмотреть более пристально то ксенофобией страдает как раз фолыч. По другому (соц. эксперименты убежищ, о которых много чего написано в самой игре) я бы не рассматривал. И ведь все эти безобразия вытворялись именно над собственным народом.

А метро, если уж рассматривать опять же изначальный лор, то это вынужденная изоляция, потому что на поверхности выжить просто нельзя, по крайней мере в столице России.

Если посмотреть более пристально то ксенофобией страдает как раз фолыч. По другому (соц. эксперименты убежищ, о которых много чего написано в самой игре) я бы не рассматривал. И ведь все эти безобразия вытворялись именно над собственным народом.

Это не ксенофобия. Абсолютно. Это другому называется.

Авторизуйтесь, чтобы оставить новый комментарий. Или зарегистрируйтесь.