Война, война никогда не меняется… Консоли и ПК яростно противостоят в споре "кто лучше" уже очень давно. В странах СНГ данное противостояние проявляется наиболее остро. И ПК-гейминг с виду в России пока что остается более популярным. Однако все далеко не так просто, ситуация весьма неоднозначная.
Давным-давно...
Игры - весьма древнее развлечение, и такое времяпрепровождение не чуждо даже животным. Если говорить о компьютерных играх, доступных каждому, то первая домашняя консоль Magnavox Odyssey появилась в далеком 1972 году в США. Продано было 330 тысяч экземпляров, это был успех! Потом была Atari 2600, распроданная тиражом 40 миллионов, и с тех пор машина игровой индустрии начала работать на полную. Стоит заметить, что основными рынками консолей на начальном этапе были США и в гораздо меньшей степени Европа. Позже активно подключилась Япония и внесла свой весомый вклад. Японские игровые консоли и целые жанры игр, экзотических, так не похожих на западные, покорили сердца многих геймеров по всему миру.
Если посмотреть на даты, то в страны СНГ консоли по-настоящему пришли только после 1991 года, когда развал СССР позволил мировым компаниям выйти на наш рынок. Хотя так же всем известная Dendy, пришедшая в 1992, была лишь неофициальным клоном NES и производилась компанией Steepler, так как Nintendo не продавала свои консоли на постсоветском пространстве. Обилие пиратских картриджей, дешевизна приставок, чуть позже и появление конкурентов – все это послужило невероятной популярности клонов NES и Sega.
Ближе к концу 90-х ситуация накалилась. Все более доступными становились компьютеры, игры там были совсем другими, а их популярность подстегивала людей покупать ПК. Большие РПГ, Half-life (она, впрочем, позже была портирована на некоторые консоли), стратегии и прочие игры, нетипичные для консолей середины 90х и предлагающие совершенно другой опыт, начали захват своего кусочка рынка. Тогда к друзьям ходили поиграть не только в Dendy или Sega, тот, у кого был компьютер, на котором есть Doom, Quake, Fallout, Wing Comander и так далее – считался самым крутым, с ним все хотели дружить. И так было положено начало великой войне.
время перемен
Противостояние на огромной постсоветской территории было ожесточенным и долгим. С выхода PlayStation 1 и до PlayStation 3 и прочих консолей, которые выходили до 2007 года, борьба шла на равных. Этому способствовала дешевизна и консолей, и ПК, игры на обе платформы продавались в магазинах дешево, за авторскими правами не следили, процветало повальное пиратство. Консоли взламывались, богатели магазины, занимающиеся прошивкой и взломом приставок. При всем желании, мало кто мог иметь лицензионные игры и пользоваться непрошитой приставкой, их просто было сложно достать среди огромного объема пираток, да и цены на лицензию тому не способствовали.
Однако мировые компании и правительство России плотно взялись за искоренение нарушений авторских прав. Магазины с нелицензионным контентом начали закрываться, цены на игры были подвергнуты регуляции. Взлом консолей стал более трудоемким, доступный интернет позволил еще больше улучшить защиту игр от взлома, теперь приходилось жертвовать мультиплеером. Но все проще стало потреблять лицензионный контент. Повышающиеся цены компенсировались сервисом, поддержкой и официальной локализацией.
Положение дел
Так что же произошло? Кто победил? В России ситуация обстоит так – консоли менее популярны, чем ПК. Игры на ПК все еще взламываются, есть возможность запуска старых игр, цены на игры меньше. Консоли же просто по историческому стечению обстоятельств не смогли завоевать всеобщую любовь в силу сложной экономической ситуации на момент появления в СНГ и широкого распространения пиратства: на ПК играть бесплатно проще. Не все готовы платить 4000 рублей за одну игру. До сих пор вклад России в рынок игр, даже суммарный, довольно мал по сравнению с лидерами, мы не входим даже в десятку стран по доходности с игр, а многие отличные проекты не переводятся на русский язык. У нас 11-е место, 65 миллионов игроков и 1,7 млрд долларов дохода с игроков, из которых 60% мужчин и 39% женщин играют на ПК, и всего 31% мужчин и 13% женщин играют на консолях.
Россияне еще только привыкают платить за контент. Поэтому консоли в основном покупают уже взрослые и состоятельные люди, те, кто в свое время полюбил Dendy и Sega, и те, кто ценит эксклюзивы и простоту использования. В США, где появилась первая консоль, люди считают, что игровое устройство должно быть чисто игровым, и там консоли очень популярны. Учитывая, что многие люди не разбираются в компьютерах, им проще и удобнее играть на предназначенных для этого устройствах. А вот в Китае ПК очень популярен, как и киберспорт.
Стоит отметить, что цены на игры на ПК и консоли не отличаются в Европе и США, все платят честные 60$. Для мира в целом дешевле иметь консоль, чем хороший игровой ПК, в реалиях нынешних цен на железо. По статистике правда, играют на консолях и ПК совсем в разные игры, аудитория серьезно отличается.
В итоге популярность той или иной платформы зависит от исторического фона и менталитета отдельно взятой страны. Так что же получается, в целом паритет? Да, так и получается. Это даже видно по доходности платформ – ПК и консоли приносят примерно одинаковые деньги. Однако, есть третий противник. И он оказался куда более хитрым и опасным. Глянем на графики и ужаснемся.
Тенденции весьма удручающие. С другой стороны, если кто-то говорит о гибели ПК-гейминга, то и консольный стоит похоронить. Но мобильные игры на вершине - это весьма шокирующий факт. Они доступны каждому второму человеку на земле, не требуют много времени и могут приносить пассивный доход. Тенденции к монетизации в современных ААА-играх неумело позаимствованы как раз из мобильных игр. И по прогнозам мобильный рынок продолжит расти семимильными шагами. К 2020 году он может перешагнуть отметку в 100 миллиардов долларов. Нам остается только наблюдать за развитием событий. А точнее за тем, как новый мобильный Годзилла повергает в прах старых бойцов. Ведь среди российских игроков уже 52% мужчин и 46% женщин играют на мобильных платформах!
А как вы считаете, что ждет игровую индустрию в будущем технически? Кто победит: ПК, консоли, VR с отдельными станциями под нее или телефоны с планшетами? На чем вы будете играть?
Комментарии