Несомненно, каждый из нас рано или поздно замечал какие-то аналогии в играх TES с реально существующими (или существовавшими некогда) народами, порядками и культурами. Давайте забавы ради поделимся своими соображениями по теме? Ведь в TES собраны самые привлекательные культуры земли.
империя и легионы
Это самая простая и легкая аналогия из всех возможных. Калька с Римской империи, империя Септимов обладает самыми узнаваемыми атрибутами, собранными, впрочем, из разных эпох. Так, хотя в Тамриэле существует Император, многими делами управляет Совет Старейшин и канцлер этого Совета. Это несколько напоминает римский Сенат. По латыни - senatus, от senex — «старик». Иными словами, Сенат - это и есть «совет старейшин».
Конечно же, легионы по римскому образцу тоже делают прототип Империи весьма узнаваемым. Даже если бы сама Империя была устроена куда хитрее, чем древний Рим, его уши торчали бы за этой ширмой напоказ как раз из-за легионов, даже дизайн брони которых напоминает где деталями, а где и всем дизайном о реально существовавшей. Но разве мы имеем что-нибудь против? Любой, кто мечтал когда-нибудь носить эту замечательную броню, вестника гордой славы, может это сделать, играя в TES, особенно с реплейсерами, придающими игровой броне вид настоящей римской. Для легиона существуют очень неплохие расширения, еще более приближающие его к прототипу, например, мод для Oblivion - Fort Akatosh redux, который добавит полностью функционирующий легион.
Между тем, Империи присуща эклектика: вы найдете в ней и дома, более приличествующие какой-нибудь восточноевропейской деревне, и готические соборы, и строения, напоминающие о древней Греции. Дополняйте, что вы успели еще заметить? Что же, перенесемся теперь из Империи далеко-далеко на Восток.
несложные загадки акавира
Что еще выглядит как сборище пасхальных яиц, так это Акавир. Нет, его не было еще в играх (зато он был в модах, например, вот и вот.) Но весь известный лор Акавира и все попадающиеся в играх его следы прямо говорят о том, что перед нами гремучая смесь культур дальнего и не очень Востока - Индокитая и Японии.
Архитектура Акавира слизана с китайской и японской. Оружие и детали брони - то же самое. Орден Клинков сохраняет некоторые традиции боевых школ и монастырей дальневосточных народов. И даже сказочные народы, населяющие Акавир, тесно связаны с мифами реальных цивилизаций земли. Его называют землей драконов. Драконы прочно укоренились в китайской мифологии и сказаниях Японии.
Цаэски, или полулюди-полузмеи, взяты из мифологии Индии, где их называют нагами, правда, там они не люди, а демоны. Но цаэски тоже, как считается, вампиры, пожиравшие человеческое население Акавира. (Интересно, что при переводе буддийских текстов на китайский санскритскому "нага" соответствовало китайское "лун" (дракон). Цаэски оставили в имперской культуре яркий след, а один из них, Версидью Шайе, даже посиживал на императорском троне в качестве потентата (упд: подсказали, что Савириен Чорак тоже там сидел, ну, трон дело такое, мало ли кого пускают на нем посидеть).
Народ тигров Ка По'Тун напоминает каджитов, а еще тот факт, что тигр - наиболее опасный и почитаемый хищник Азии и Дальнего Востока и конечно, священное животное, куда без этого. Существует даже целый монастырь тигров.
Обезьяний народ Акавири Танг Мо тоже, вероятно, пришел из мифологии Индии. В Индии обезьяна - священное животное. Это Хануман, один из обезьяньего народа, украл манго из великанского сада и подарил его людям, за что был наказан (очень похоже на миф о Прометее). А вот в эпосе Рамаяна Хануман уже волшебное существо, сын бога ветра (привет, Кин) и обезьяны, и помогает богу Раме одолеть врагов.
Снежных демонов оставлю на ваш суд. Акавир стал ярким сборником мифологии Востока, но мы двигаемся дальше.
Хай Рок: бретоны
Еще одна раса и место, за прототипами которых далеко ходить не придется. Полуостров Бретань, ныне находящийся во Франции, приютил кельтский народ бретонцев. Арморика, частью которой является Бретань, раньше была покрыта лесами, которых осталось немало по сей день. Помпонский лес, или Brekilien, стал прототипом для многих мифологических лесов (я, например, слышу сходство с Брокилоном из Ведьмака, а еще это Бресилианд из мифов о короле Артуре и Бресилиан из Dragon Age).
В TES бретоны считаются потомками эльфов и недов и наделены магическими талантами. Кельтам в древности из-за их чудных обрядов и легенд тоже приписывали особенные колдовские способности, о кельтах я еще упомяну. Архитектура Хай Рока имеет некоторый готичный шарм, так как Хай Рок довольно суровое место.
Как в Империи бретоны живут наособицу от имперцев, так и бретоны реальные живут наособицу от Франции, храня свои традиции, кельтский язык и прекрасную музыку.
валенвуд
Население Валенвуда - лесные эльфы, или босмеры. Это довольно диковатая, близкая к природе цивилизация, ответ на вопрос, куда делись выжившие айлейды (многие были ассимилированы босмерами). Именно эти эльфы TES унаследовали одну из часто эксплуатируемых черт мифологических эльфов земли: искуснейшее обращение с луком и стрелами.
Один из магических талантов этого народа, Дикая Охота, прочно связан с мифами европейских народов. Дикая охота существует в преданиях Германии, Скандинавии, Ирландии, Норвегии и других. Это всегда плохая примета. Превратившись в монстров и духов, босмеры уже не могут вернуться в свою форму, так что это редкий ритуал. (Дикую охоту так же устраивает даэдра Хирсин, но этот вариант ближе к английскому прототипу, совершенно другого происхождения в мифологии TES и требует иного ритуала (ритуал Невинной жертвы)). Дикая охота существует и в других играх (например, Ведьмаке).
Но главное, что надо знать об их культуре - это Зеленый Пакт, который они неукоснительно соблюдают. Зелёный Пакт основан на религиозных принципах, согласно которым босмеры могут питаться насекомыми и плотью себе подобных, но не могут причинять вред лесам Валенвуда, хотя эльфы не брезгуют оружием из дерева или продуктами растительного происхождения, которые были сделаны или выращены кем-то другим.
Откуда же народ, который должен по идее больше походить на целующих тыл Природе-матушке хипстеров, унаследовал ритуальный каннибализм и поклонение деревьям? А я обещал вам еще упоминание о кельтах выше.
Кельтские друиды Ирландии изрядно пугали римлян своими привычками. Священные деревья (а друиды были большими поклонниками деревьев, как и босмеры) украшали кишками людей, человеческие жертвы приносили по всякому важному поводу, сопровождая большой жестокостью, скажем, ломанием костей, а чтобы добро не пропадало, жертв ели. Какие приятные люди. В итоге босмеры явно имеют прототипы среди кельтов.
Мне кажется, что эти черты унаследовали и люди Предела. Тут мы плавно переезжаем в наш любимый Скайрим.
викинги тамриэля
В очереди самых типичных Скайрим в целом должен был бы стоять едва ли не на первом месте, особенно в свете моды в последние годы на викингскую тематику. Ее даже и доказывать не нужно, но я бы хотел обратить ваше внимание на некоторые черты других культур, потому что это куда интереснее.
В частности, захоронения местами очень похожи на пещеры ордена тамплиеров, найденные в центре Англии. А Якорная церковь, построенная саксонцами там же, и ее пещеры добавляют интереса. Вы только посмотрите на этот дизайн.
Большой интерес вызывает культура ричменов, диких племен Предела. Они вобрали в себя черты сразу нескольких прототипов. Тут вам и признаки древних кельтов с их обычаями и легендами (ричмены практикуют ритуальные жертвоприношения и пересаживают воинам так называемые "вересковые сердца", получая крутых зомби), и просто дикарские замашки, как жизнь в пещерах и варварская жестокость.
Подобно Пакту босмеров, ричмены имеют свой "Старый путь", но от него почти отказались из-за той самой жестокости. Среди ричменов есть даэдрапоклонники, а есть и следующие Старым Богам. Обряды вроде самобичевания, самосожжения, каннибализма и купания в крови существовали и в человеческих культурах матушки Земли, ничего нового. Ничего нового и в обычае убивать "выделывающихся" - считается, что лишнее внимание к подробностям это признак слабости, а слабых надо убивать. (Люди до сих пор это делают, и ничего).
Неудивительно, что жители Предела с почтением относятся к Хирсину и особенно к его оборотням. Сами они дружат с ворожеями, практикующими некромантию.
Вся эта околоприродная дичь и ее дизайн интересно роднит босмеров, ричменов и поклонников Хирсина. И босмеры, и ричмены украшают себя шлемами с рогами оленя. Босмеры сами бывают украшены небольшими рожками - наследие от времен Хаоса. Оленьи же рога носит сам Хирсин.
Этот образ принадлежит кельтскому богу Кернунну (Цернунну), богу леса, покровителю всего свободного и дикого, похожему на человека с рогами оленя. Фигура довольно распространенная и эксплуатируемая и в кино и в играх.
Скайрим плотно связан и с другими культурами Тамриэля - двемерами, раса которых и культура унаследовали черты древних ассирийцев, снежными эльфами-фалмерами, трагически деградировавшим под влиянием магии племенем, населяющим подземелья. Не хватит места, чтобы вместить в одну статью все расы и культуры Тамриэля. Взять тот же Хаммерфелл, позаимствованный из какой-нибудь Мавритании, где сплелись черты Африки и Ближнего Востока!
Я выступил, конечно, Капитаном Очевидность и не заметил множества других отсылок. Но было бы весьма интересно когда-нибудь собрать такую энциклопедию в разделе статей, так что я прошу дополнения в комментариях.
Подмечали ли вы в обычаях и чертах народов, архитектуре и повседневном быте Тамриэля черты реальности? Что напоминает вам жизнь высоких эльфов, данмеров, откуда есть пошли зверолюди? Продолжим разговор?
Автор карты на обложке - Barmaglott
Комментарии