Они среди нас – модмейкеры, моделлеры, люди, работающие в геймдеве, обзорщики, летсплейщики, косплееры, в общем, авторы самого разнообразного контента, который доступен нам в наши дни, в том числе на нашем сайте.
Сегодня я задам 10 вопросов Deska ака LofZ, создательнице и переводчице модов для Morrowind. Но конечно, это разговор не только о модах. Спонсоры выпуска - какао и плед!
RZ: Давай начнем с модов. Ты ведь делала моды в основном для Морровинда. Скажи, что для тебя эта игра в целом? И чем тебя увлек моддинг?
Deska: Диск с Морровиндом я впервые увидела в гостях у друзей. И каким-то чутьем сразу поняла, что эта игра обещает целое приключение. "Нет, я не дам тебе этот диск! - возопил хозяин, - а то ты сессию не сдашь!" Но я подозреваю, что он просто хотел наслаждаться игрой сам, эгоист этакий. Через некоторое время у меня появилась своя копия (и это не помешало сдавать сессию). Я начала открывать мир Тамриэля. И каждая новость - что, оказывается, есть два дополнения, что существуют моды - будоражила воображение!
Не скажу, что мой путь был оригинален. Сначала устанавливала моды, потом захотелось попробовать самой. Конечно, сначала я сделала пышный и кривоватый "замок Нереварина" в лучших традициях новичков. Потом стала учиться создавать квесты. Вначале это было очень тяжело. Я помню, что потребовалось несколько попыток, чтобы сделать простейший квестик по гайду про гуара, который сожрал штаны главного героя. У меня ничего не получалось. Казалось, что создавать квесты очень сложно. Но я не опускала руки, учила "Скрипты для чайников", пробовала снова и снова. Потихоньку начинало получаться. И к какому-то моменту я на приличном уровне овладела конструктором, сама стала делать квесты и даже писать статьи об этом. Отчаяние исчезло и заменилось чистой радостью от творчества.
Моды дают возможность рассказать свою историю другим игрокам, поделиться с ними тем, что у тебя на сердце. Открывая заново мод спустя годы, ты удивляешься, как в моде замечательно сохранилось все, что было дорого тебе раньше.
И для меня Морровинд и модостроение - это больше чем игра и какие-то манипуляции с программой. Это увлечение, благодаря которому я нашла новых друзей, которых очень ценю. Например, для меня большой честью было познакомиться с Siegrun, особенно я была рада встретиться в реале один раз во время поездки Питер. Siegrun сделала невероятно много для русскоязычного сообщества ТЕС. И она потрясающий человек.
RZ: Звучит здорово. Значит, твой путь был - рассказывать свою историю? Я вот лично хотел бы кое-что улучшить и исправить, а это немного другое. Ты работала, как мне известно, и одна, и в команде? Даже название у вас было?
Deska: Да, и моддинг захватывал меня тем, что история получалась невероятно объемной. И игрок мог в ней жить, взаимодействовать и выбирать свой путь.
Давно это было, наверное, в позапрошлую эру. Один знакомый с форума, который ныне и вовсе не существует, формально включил меня в свою команду, которую он назвал "Фрилансеры". Это была команда, собранная для разработки масштабного мода про нордов, затопленные замки и гнев лордов даэдра. Но прошло немного времени, испарился энтузиазм, кажется, даже у самого создателя, а разработка мода толком так и не началась. Админ форума написал, что всех разгонит. С утра открываю я форум - а там столь "приветливое" обещание! И оно так поразило меня, что я начала всех собирать. В команду было записано человек 20. Мало с кем удалось восстановить связь. Но с оставшимися мы организовали новую команду. А со временем перешли на другой форум. И к нам присоединился GKalian - один из лучших модмейкеров, которых я знаю и замечательный человек. При нем команда получила новое название Dreamers Guild. Мы создавали моды по Морровинду.
Скачать моды Deska и Dreamers Guild
Однако жизнь не стоит на месте, и это даже хорошо. У людей появляются новые интересы, со временем практически все отошли от дел. Даже я увлеклась другими вещами. Но не закрываю для себя дверь к созданию модов.
RZ: Да, и спасибо большое за тест квеста, который я переводил. А ты знаешь, сколько раз его скачали? Ты не поверишь, 200+ раз. Люди любят истории, это правда. Скажи, почему тебя явно не заинтересовал моддинг к Oblivion и Skyrim на том же уровне, что к третьей части? Игры не такие интересные?
Deska: Локализовывать моды - это тоже очень интересная и творческая задача, я всегда рада поучаствовать в подобных проектах, так что тебе спасибо. Причина того, что я не занималась последующими играми TES совершенно банальная. Мой компьютер тогда не тянул их редакторы, да и сами игры с большим трудом.
RZ: Честно сказать, это очень досадно, мы многое потеряли по такой банальной причине. Но ты говоришь, что у людей появляются новые интересы. А расскажи о своих увлечениях на сегодняшний день, ведь у них тоже давние корни?
Deska: Мне нравится писать обзоры на книги и выставки, аниме, игры (я куратор в Steam), переводить субтитры, комиксы и книги. Как раз собираюсь написать про одну выставку, она называется "Разящая красота Востока". Это выставка старинного оружия, в основном холодного, из Японии, Китая, Турции и т.д. Мне кажется, посетить такую выставку очень полезно для модмейкера. Ведь одно дело, когда мы наблюдаем в игре катаны, танто, ятаганы и т.д., а другое дело - видеть это оружие своими глазами вживую, понимать, как Нереварин или герой в реальности мог бы им орудовать. Это поистине впечатляет и вдохновляет!
В последние месяцы я так же участвую в одном крайне интересном проекте: озвучке сериала по трансформерам 80-х Masterforce (это самый первый трансформерский мультсериал, показанный у нас в 90-е годы под названием "Воины Великой силы", уверена, олдфаны вспомнят).
Примерно год назад девушка по имени Светлана из Нижнего Новгорода, которая тоже выросла на мультсериалах про трансформеров, решила собрать народ и сделать новую некоммерческую озвучку. И оказалось, что множество талантливых и творческих людей словно только этого и ждали. Azazel из "Анидаб", Володя Неординарный, легендарный Злобстер, Полина Вейдер, MrMaxGaming, Vekamaru, AmazingMax и многие другие люди, занимающиеся озвучкой, профессионалы и любители, собрались участвовать в этом проекте. Особо, конечно, хочется отметить Icebringer - это наш звукорежиссер, занимающийся монтажом и сведением. Он настоящее сокровище. И также очень важно, что Света набралась храбрости и пригласила Михаила Черняка, заслуженного артиста России, который тогда в 90-е годы озвучивал именно этот сериал, снова озвучить одного героя. Михаил оказал нам честь и озвучил Шестизарядника. Это невероятно круто!
Моя роль в этом проекте - создание субтитров и ролевки, пишу статьи для группы, например, с описанием персонажей. Оказывается, информации о них и о Masterforce вообще на русском языке довольно мало, и многие поклонники упускают разные занимательные детали и подробности. Так что тут поле непаханое для работы.
RZ: Этот сериал - лишь часть очень большой вселенной. Я даже знаю, что ты переводила книги по ней. Давно увлекаешься трансформерами? Каким персонажем ты видишь себя в этой вселенной?
Deska: Увлекаюсь ими с детства, ведь я тоже из поколения людей, которые смотрели эти мультсериалы в 90-е. Причем мой год рождения - это одновременно и год выхода первого сериала Transformers: Generation 1, или "Первое поколение".
Долгое время я думала, что увлечение трансформерами стоит оставить позади, как и какие-нибудь другие хобби из давно прошедшего детства. Но в 2010 году вышел сериал Transformers: Prime. Официального релиза еще не было. Только любительская озвучка первых 5 серий. Я посмотрела их, но так захотелось узнать, что же было дальше, что стала учить английский, чтобы самой хоть как-то перевести. И постепенно я осваивала язык, а переводом субтитров стала делиться с друзьями.
Книги, которые я перевела, это как раз трилогия по Transformers: Prime - "Исход", "Изгнанники" и "Возмездие". Скачать книги можно по ссылке.
А самое главное, я обнаружила, что трансформеры для меня - не смутное ностальгическое прошлое, а вполне реальное, современное увлечение, не ограниченное возрастом. И я точно была бы одним из десептиконов!
Кстати, мод для Морровинда Everlasting Devices полностью набит отсылками к трансформерам, и даже его сюжет повторяет мой любимый сериал Victory. Место конфликта автоботов и десептиконов заняла вражда двух кланов даэдра, положить конец которой смог лишь Нереварин. Точно также, пожалуй, автор мода для Skyrim, в локализации которого я участвовала, Maids II Deception, зашифровал в нем многочисленные отсылки к игре Mass Effect. Даже очевидно, как он эту игру проходил.
RZ: Вот это поворот! Но кто знает, тот увидит. Спасибо за ссылки на книги, там, похоже, очень много информации, которая рассказывает о становлении мира трансформеров. Мне кажется, что его лор, обширный и интересный, достоин пристального изучения. Кстати, а какие еще вселенные и серии ты любишь? Тот же Mass Effect?
Deska: Ну, я очень любила Mass Effect, но разочарование ужасной Andromeda сильно охладило мой пыл. Сейчас, говорят, игру ухитрились довести до ума. Но я застала ее в момент премьеры с неработающими квестами, застреванием в текстурах, запоминающейся анимацией, вылетами на рабочий стол вместо вылета в космос, одной текстурой лица у всех азари и прочими ужасами.
Я пишу, конечно, обзоры на книги по Warhammer 40k. Это грандиозная вселенная. Но на самом деле меня увлекает только один автор, британский писатель Дэн Абнетт. Считается, что он этакая реинкарнация Ремарка. И при том, что, наверное, 90% его книг посвящено космическим войнам, он пишет не об ужасах и насилии, а об оптимизме и доверии к жизни, подает замечательные вещи ошеломляюще и ярко.
Какое-то время меня очень сильно увлекла игра Overwatch. Буквально влюбилась в нее с первого трейлера. У меня были предубеждения, что в онлайн-играх очень токсичная и ужасная атмосфера. Но Overwatch развеял эти стереотипы до некоторой степени. Разработчики очень грамотно выстроили систему общения: они создали не только запреты (кнут), но и систему репутации и поощрений (пряник), чтобы игроки могли чувствовать себя комфортно. Меня очень увлекло то, что это было состязание между живыми игроками. Overwatch поистине представлял собой модель общества в миниатюре. Это было прекрасно и интересно наблюдать и делать открытия как о человеческой природе, так и о себе. Например, один раз я застрелила невидимую Сомбру. Заняла я позицию у окна в Башне Лицзян персонажем снайпером. Смотрю, вражеская Сомбра лезет. Только я сделаю выстрел - она активирует невидимость и назад по прямой линии к аптечке. И в один момент, когда она так сделала, что-то в моей голове щелкнуло, и я прицелилась в пустое место и нажала на выстрел. Раздался вопль Сомбры. Следом вспыхнул красный значок в виде черепа, обозначавший моментальную смерть (хэдшот).
Я попала в голову игрока в невидимости. Тут бы радоваться, но мне стало очень страшно. А в конце это объявили "лучшим моментом матча" и еще раз проиграли эту сцену. И я вообще сползла под стол в страхе, что меня сейчас забанят как читера. Конечно, мне просто очень повезло сделать такой удачный выстрел. Но было и еще одно пугающее открытие: я поняла, что за расчеты, как прицеливаться и стрелять, и как убивать, отвечает какая-то особая зона мозга, не всегда связанная с сознанием. Т.е. мы способны совершать какие-то вещи, не отдавая себе отчета, и о некоторых нам остается только сожалеть.
Overwatch значил для меня очень много. Даже компьютер и периферию апгрейдила именно для этой игры. Однако в прошлом году разработчики закрыли Overwatch, и всех автоматически перевели на Overwatch-2. Хотя это классная игра, и я получила немало хороших впечатлений, но все же вторая часть не давала мне тех эмоций, как первая. Поэтому я в нее не играю.
Вообще я люблю вселенные Близзард. Пытаюсь потихоньку смотреть по порядку все фильмы и сериалы вселенной Марвел на английском языке. Но больше всего, пожалуй, я люблю TES.
Сейчас как раз поставила себе челлендж - пройти все игры серии по порядку и написать об этом статьи для Tesall. Арену уже прошла. Но вот в Дагерфолле немного задержалась. Он по масштабу, пожалуй, не уступит TES Online, и это при том, что игра даже не трехмерная, по крайней мере на все 100.
RZ: Да, большое спасибо за статью по Арене, обзор Даггерфолла мы тоже будем ждать. Из упомянутых тобой вселенных я люблю Warhammer 40 к, но с ним меня изрядно пошвыряло по кочкам: от восхищения до уныния. Уныние настало, когда я понял, что для бесчисленного количества простых людей этой вселенной нет ровно никакого смысла в героических деяниях их армий, поскольку разница между смертью от беспрерывной работы по 20 часов в сутки в улье, куда не проникает солнечный свет, и смертью от какого-нибудь жука совершенно невелика. А без великого будущего для всех это всё дикая бессмыслица, которая просто трещит по швам. Но я понимаю, что дарк обязывает именно к подобной мрачной безнадеге, это я тоже могу оценить, как гот. Что ты об этом думаешь?
Deska: У меня несколько другой взгляд. Может быть, в играх по Warhammer 40к действуют какие-то особые герои, но в книгах немало места уделено простым людям и их значению. У того же Абнетта есть цикл "Призраки Гаунта", героями которого являются простые имперские гвардейцы. У Мэтью Фаррера в трилогии "Шира Кальпурния" тоже описано много всего интересного и захватывающего о простых жителях Империума.
Меня больше беспокоит философская составляющая этой вселенной. Я пытаюсь понять, кто такой Император Человечества. И как же в целом люди дошли до жизни такой, возможно ли, что и мы до такого докатимся.
RZ: Император - самый интересный, загадочный и очень неоднозначный персонаж, я соглашусь. Как и с тем, что по сути, затравка трагедии с искусственным интеллектом уже создана. А где можно почитать твои обзоры?
Deska: В основном, на моей странице во В Контакте, так что вам может понадобиться регистрация там, чтобы прочитать их. Например, обзор на "Темный клубок" Петера Фехервари. Примечательно, что его увидел сам автор Петер Фехервари, который, оказывается, тесно общается с фанатами. Прочитал через гугл-переводчик и остался доволен. Я, конечно же, порадовалась такому успеху. Ниже вы можете найти ссылки на статьи.
Призраки Гаунта (обзор серии Дэвида Абнетта и других)
Темные эльдары (обзор книги Энди Чамберса)
Пути Эльдар (обзор серии Гэва Торпа)
Чернокаменная крепость (обзор настольной игры)
Фабий Балл (обзор цикла Джоша Рейнольдса)
Комиссар Яррик (обзор цикла Дэвида Аннандейла и других)
Боги в злате (обзор повести Ника Кайма)
Тринадцатый штрафной легион (обзор серии Гэва Торпа)
Шира Кальпурния (обзор трилогии Мэтью Фаррера)
Это далеко не все, так что если вам интересна тема книг по вселенной, вы найдете для себя много интересного, приходите на мою страницу.
RZ: Круто! Вернемся же к самой интересующей нас теме. Ты ждешь TES VI? И какие у тебя отношения с серией Fallout, наверняка ты не прошла мимо такой интересной вселенной?
Deska: После провала с Andromeda я стараюсь не питать особых надежд. Вот выйдет, и тогда посмотрим, что это будет за игра. К тому же челлендж c Древними Свитками не позволяет мне слишком отвлекаться. Серию Fallout я тоже очень люблю. Проходила многие игры и написала на них обзоры, да и не только на них, как я уже говорила, а почитать мои обзоры можно здесь.
RZ: Ты много играла в отличные игры, имела дело с разнообразными и качественными вселенными, а что должно быть в какой-то новой игре, чтобы тебе захотелось обязательно, непременно в нее поиграть? Вот прямо читаешь описание, смотришь ролик, и...?
Deska: Мне кажется, увлечение игрой происходит индивидуально, подчас даже непредсказуемо. Однако, думаю, мне захотелось бы поиграть, если бы я почувствовала, что игра рассказывает интересную историю. И главное в ней не ее масштаб, не стиль, веселый или нет, а то, как это история подается. Может быть так, что решать судьбы королевства окажется очень скучно, а работа курьером в постъядерном мире увлечет с головой.
RZ: Ну что же, ты ответила на 10 вопросов, и все же не могу не спросить на прощание, какие у тебя планы на будущее в тех делах, которые тебе особенно интересны, и что бы ты хотела пожелать и посоветовать тем, кто вступает на стезю моддинга и прочих дел вокруг игр?
Deska: Сейчас мой приоритет - помочь выпустить новую озвучку Masterforce. Переводить дальше субтитры к сериалу Victory, писать обзоры. А тем, кто только ступает на чудесную дорогу собственного творчества по играм и вселенным, моддинга и других интересных занятий я хотела бы пожелать постоянно учиться, пробовать новое, не бояться трудностей, мечтать!
RZ: По мне так замечательные планы, и замечательное пожелание. Спасибо за интересный разговор от меня и от сайта. Мы желаем тебе всяческих успехов во всех твоих начинаниях.
PS: Я очень рад, что наши люди, к которым я прихожу за интервью, такие интересные, умные, чудесные, что разговаривать с ними одно удовольствие. Если вы не видели остальных интервью, то вот и вот.
Комментарии