Итак, вторая часть моей статьи по Mass Effect: Andromeda. В этой части я постараюсь рассказать о некоторых моментах, которые показались мне странными, реализованы без учёта лора сеттинга, и просто то, что я забыл в прошлый раз. Без какого либо определённого порядка.
Начало игры. Райдер падает из разбившегося челнока, еле-еле включает прыжковый ранец и ухитряется не разбиться насмерть. При падении пробивает себе стекло на шлеме, но тут же понимает, что дышать там нельзя и додумывается использовать микрофабрикатор инструментрона, чтобы починить шлем. А далее мы видим, что Райдер снова разбивает шлем, падая с утёса вместе с отцом. И отец берёт свой шлем и надевает его на Райдер/а и сам задыхается, еле успев передать СЭМа. Что ему помешало также использовать микрофабрикатор и починить шлем? Вероятно, для сюжета было крайне важно убрать Райдера старшего со сцены, иначе история не имела бы смысла.
По прибытии на Нексус мне сразу бросилось в глаза, что саларианцы почему-то намного выше людей. Я специально запустил ME1 и проверил. Саларианцы действительно выше людей, но только на несколько сантиметров, а не на целую голову как здесь. Причина этого мне не ясна.
Дальше нам дают Бурю, и мы летим на Эос. Там нам надо активировать хранилище помимо остальных мелких задач. Я уже писал, что способности этих хранилищ к мгновенному тераформированию планеты кажутся мне, мягко говоря, преувеличенными. Как и нереалистичная информационная ёмкость глифов. Сами хранилища тоже не без изъянов. Если это сложный инженерный объект, который построили для слежения за климатом планеты и поставили охрану, то, какого тогда чёрта чтобы пройти туда требуется прыгать, скакать и лазать по стенам? Может джаардан просто любили так передвигаться? Впрочем, эту придирку можно применить к любой игре с в прошлом жилыми подземельями и сказать, что непохоже, чтобы тут можно было жить. Может быть, обслуживание хранилищ было поручено автоматике и прочим реликтам, тогда претензий нет, но всё равно большая часть внутренностей хранилищ кажется излишней. Ясно, что это было сделано, чтобы активировать хранилища было интереснее, но в итоге они всё равно получились нудными. Сами артефакты реликтов видимо, сделаны по принципу возьмём что-нибудь странной формы и сделаем, чтобы оно светилось иначе никто не поверит что это вещь древней технологически продвинутой цивилизации, а не кусок железа со светодиодами который сделали ещё в Млечном Пути на уроке труда. Но возможно я просто слишком придирчив.
Далее мы летим на Айю и получаем возможность посетить ещё две планеты: Воелд и Хаварл. Я сначала отправился на Хаварл. Там мы узнаём о ещё одной странной особенности ангара, а именно о генетической памяти. Сначала нам стараются объяснить это какой-то магией и спасибо BioWare, что дали мне возможность сказать что "у этого должно быть научное объяснение", а не просто согласиться. Позже, намного позже, мы узнаем, что ангара созданы искусственно и что эта способность была заложена в них специально. Я не сильно разбираюсь в биологии, но мне кажется сомнительной запись в ДНК событий жизни в том виде, чтобы их, возможно, было воспроизвести. Но в целом интересный ход, хотя и кажется слишком знакомым. Правда в самом начале и кажется этаким "роялем в кустах" чтобы найти способ отыскать последний монолит и открыть вход в хранилище.
Дальше идёт Воелд. Достойна упоминания процедура вознесения ангара, которую нам показали в храме кеттов. Там всё просто, какой-то кетт берёт шприц с неизвестным веществом и вкалывает его в ангара. Тот за пару секунд превращается в кетта. Слишком быстрое превращение, учитывая, что нужно перестроить тело, изменить ткани, поменять "настройки" сознания. И всё это только благодаря небольшому количеству вещества. Выглядит эффектно, не спорю, но сомнительно с точки зрения логики. Если бы это было в лабораторных условиях и не так быстро, смотрелось бы гораздо лучше. Но так зрелищности будет меньше.
После активации хранилищ на обоих планетах и спасении Мошаэ становится доступен квест "Погоня за Архонтом". Сам по себе квест не примечателен ничем особенным кроме сцены бегства с корабля когда Райдер с командой бежит на Бурю. Всё бы ничего, но если в настройках отключен показ шлемов, то оказывается что они бегут без шлемов в открытом космосе. Может кеттам воздух и не нужен (я не помню, нужен он им или нет), то всем расам из Млечного Пути, которые прилетели в Андромеду, он необходим. Крайне маловероятно, что вокруг корабля Архона была искусственная атмосфера. По поводу трёх смертей Райдер/а (с его/её же слов) могу сказать, что мне это кажется попыткой побить рекорд Шепард/а в этой игре.
Пожалуй, на этом я закончу обсуждение главного квеста. Я просто не знаю, что можно сказать о Меридиане и насколько это всё возможно в сеттинге ME. Сама по себе искусственная планета вроде как ничего не нарушает. Сомнения вызывает только её способность ускорить и без того быстрое терраформирование планет в кластере.
Теперь вспомню задание на верность Коры. В самом его конце корабль кеттов собирается разрушить ковчег, используя корабельные орудия. Прибегает Сериса и вместе с Корой создают биотический щит размером больше самого ковчега и отражают им выстрелы кеттов. В лоре ME нигде не сказано, сколько энергии нужно для уменьшение/увеличения массы одного кубического метра вещества на один килограмм, но явно больше чем может предоставить один человек и одна азари. Не говоря уже о том, что кинетический барьер (механический или биотический) не способен отражать снаряды, только останавливать. Держать небольшой щит некоторое время это пожалуйста, но заменить корабельный кинетический барьер он не сможет. Тот же трюк был проделан Ведерией (в моём случае) во время сражения на Меридиане. Ещё там был саларианец, который из ручной штурмовой винтовки смог сбить лёгкий корабль кеттов с пары выстрелов. Вроде как винтовка была "производства" реликтов, но всё же. Если вспомнить, сколько усилий требуется чтобы уничтожить летун (А-61 "Богомол", gunship) в ME2, это не выглядит очень эффективным способом.
Кетты. У них есть империя за пределами скопления Элея. И чтобы лететь оттуда они используют "технологию пространственного искривления, в ходе которого пространство впереди него сжимается, а позади расширяется, что позволяет преодолевать огромные расстояния в короткое время даже на низкой сверхсветовой скорости." как сказано в кодексе. По сути это попытка засунуть варп-двигатель в сеттинг эффективно лишая Mass Effect своей сути. Сам эффект массы в контексте ССД это Пузырь Алькубьерре. С другой стороны идея искривления пространства с использованием эффекта массы, я думаю, возможна, так как тело с сильным гравитационным полем искривляет пространство-время вблизи себя. Но я не буду вдаваться в это дальше. Моих знаний в физике не достаточно для этого. Но если принять существование этой технологии можно объяснить, почему в Млечном Пути есть Ретрансляторы, а не варп-двигатели. Потому что жнецам так проще выполнять жатву. Сложнее объяснить, почему жнецы сами не используют такие двигатели. Вне вселенной всё объясняется просто – варп-двигатели впихнули только в ME:A за отсутствием лучшей идеи. Впрочем конечная эффективность варп-двигателя оценить пока не получится так как на данный момент нет никаких данных о скоростях которые можно развить используя этот тип ССД. И, пожалуй, это обсуждение – тема для отдельной статьи.
Самое время сказать что-нибудь о подаче научного материала в игре. Вы когда-нибудь читали отчёт сканера о взрывающихся канистрах? Так вот: "<что-то происходит> в процессе адиабатического размагничивания". До этого я даже не зал что такой процесс существует. Позже я загуглил и узнал. Это действительно оказалось реальным процессом получения температур ниже 0.7 градуса по Кельвину. Подобные описания есть и в других местах и в кодексе. В описании биологии ангара, например. В целом я рад, что появляются более чёткие описания процессов и явлений, в частности из реальной физики, но это меркнет в сравнении с количеством различных неоднозначных вещей. С той же скверной которая и радиоактивна и состоит из тёмной материи и способна каким-то образом создавать нулевой элемент и менять гравитацию (как эффект массы) и даже притягивается к реликтам разрушая их, но не причиняя особого вреда всему, что создано по технологиям Млечного Пути. Слишком много свойств для неразумной, не механической и не органической субстанции, которая похожа на космическую пыль. Вы так не думаете?
Если говорить о самом кодексе то, то мне не нравится, что он написан от лица СЭМа. Кодекс должен быть безличным, как энциклопедия, чем он собственно и является. Это не обязательно хуже, но эффект уже не тот. Такому кодексу сложнее доверять как авторитетному источнику по вселенной. Например, в этом случае кодекс не может знать то, чего не знает СЭМ, но может знать игрок, который прошёл ME 1-3. Ну и есть ещё такое. Выдержка из кодекса о самом проекте инициативы:
Очень мало информации о том, что сейчас происходит в Млечном Пути, подтвердить ее невозможно, сигнал, распространяющийся со скоростью света, только в одну сторону будет идти 2.5 миллиона лет. Это придает особый вес Инициативе в туманности Андромеды.
А также отбирает некоторый вес от кодекса. У вселенной ME два базиса – эффект массы и возможность мгновенно независимо от расстояния передавать информацию используя квантовую запутанность (явно введён в ME2, но предполагается и в ME1). В этой части кодекса забывают о втором базисе. То есть 2.5 миллиона лет ждать на самом деле не надо, если инициатива догадалась оставить в Млечном Пути хотя бы один квантовый приёмник для их сигнала. Конечно, его могли разрушить жнецы во время жатвы, но тогда запись в кодексе была бы другая, она бы указывала на то, что связаться возможно, но ответа нет. Вне вселенной объяснение опять же очевидно: из-за явно неоднозначной как в плане исхода (отсутствие канона), так и в плане лора концовки ME3 здесь просто вставили такую затычку что, несмотря на то, что по хронологии уже можно сказать, что произошло после ME3, мы не знаем этого сами и вам не можем сказать, поэтому держите причину, по которой вы и здесь этого не узнаете.
И отвлекаясь от философских тем хочу сказать пару слов о интерфейсе. У меня нет претензий к HUD, он не неудобен и этого достаточно. Плохо то, что есть только три слота для умений. Но интерфейс любых меню, где есть текст или списки просто ужасен. Не знаю кому пришло в голову разместить по середине круглое изображение предмета и заставить списки огибать этот круг. Но это просто косметическое неудобство, это не самое худшее. Самое худшее это то, что какой-то садист придумал сделать полосы прокрутки которые не отображают количество контента который можно прокрутить, но хуже то (да, ещё хуже), что эту полосу нельзя схватить мышкой и тянуть, не говоря уже о том, чтобы перелистывать списки используя стрелки по краям полосы прокрутки. Для чего они там находятся если их нельзя использовать? Хорошо, для прокрутки текстовых полей можно использовать копки PageUp и PageDown, но что мешало сделать нормальные скроллбары? Может быть на консолях этот контрол (скроллбар) и не популярен, но когда ты портируешь игру на нормальный стационарный компьютер изволь позаботиться чтобы контрол который выглядит как скроллбар и работал как скроллбар. Идиоты. Чуть меньше раздражает, что в меню исследований всё оружие свалено в кучу, а не как в разработке по категориям. И в меню разработки свалены в кучу все уровни предметов от первого до десятого. Могли бы и по разным папкам разложить.
Ещё мне понравилась система создания и модификации оружия и брони. Со времён ME1 это прогресс. Хотя сами улучшения и моды достаточно бесполезны, а иногда и вредны. Скажем не ставьте улучшения "Лучевой генератор" на снайперские винтовки, которые не могут похвастаться большим магазином (на 20 выстрелов как минимум), коих вроде, как и нет. Это сделает урон от неё раз в пять меньше. И нигде об этом не написано. Улучшение "Старый теплоприёмник" полезно, но его сила занижена по сравнению с ME1. Для штурмовых винтовок может и нормально, но для снайперских оно подходит плохо. Его установки на "Чёрную вдову" снизит количество выстрелов с четырёх до двух, а время перезарядки достаточно большое и это никак не улучшить. В ME1 можно было поставить улучшенные радиаторы и прочее, здесь такие модификации отсутствуют как класс. Всё же, несмотря на встроенную поддержку такого оружия на него явно забили и просто раскидали везде ящики с боеприпасами.
Как я уже говорил, в целом игра мне понравилась. Я бы не отказался от новой части ME в той же Андромеде. Хотя новую часть в Млечном Пути я всё же хочу больше. Но только пусть сделают карту галактики как в ME1 и нормальный интерфейс (да хоть также как ME1 чего уж там).