Если хочется пережить экстрим, самоутвердиться, защитить убеждения, можно отправиться на сплав через пороги, в кругосветку на плоте, добровольцем в "горячую точку". Те, кто играют в игры, ищут других переживаний. Им не перед кем самоутверждаться. Все, что произойдет, останется в объеме двух кубических метров удобного кресла и системника с монитором. А произойдет сюжет, непечатный роман, который мы напишем сами от своего лица через поступки персонажа. Мы сами будем шекспировским театром и сами же зрителем, сами сценаристом и сами же критиком. Создадим эстетику и сами же ее осудим. Раньше мной было неточно сказано. Игра не произведение искусства. Это произведение искусства - любое - игра. Игра - достижение цели. Без правил. Правил обычной повседневной жизни. Потому что правила придумываются для игры и в игре. Нельзя один-в-один перенести правила жизни в игру - игра от этого исчезнет. Но в игре можно попробовать сделать то, что не сделаешь в реале. Попробовать и оценить. А вот если этим упиваться - то уже опасно. Нельзя смаковать убийство даже в игре. И нельзя наслаждаться разрухой, безысходностью. Любое произведение искусства - подлинное произведение - несет в конце катарсис - очищающее, высветляющее, дающее надежду на лучшее, вспышку сложных переживаний, придающих силы оттолкнуть безнадежность, и дающее силы воплотить надежду, сделать свою жизнь и мир вокруг менее грязным. Убрать мусор, который сами же набросали. В своей душе или просто из кармана. Мир совершенен, но горы нашей собственной грязи делают наш горизонт темным, создавая иллюзию, что мир ужасен. Есть книги и игры, в которых показан мир беспросветной, безнадежной, сумеречной, на грани выживания, жизни. Постапокалипсис. Киберпанк. Стимпанк. Готика. Трансгуманизм. Миры, в которых декорации изначально искажены, безобразны, изуродованы. В них нельзя "стереть случайные черты" (как писал А. Блок), чтобы увидеть, что "мир прекрасен". Потому что он уже не прекрасен, он вырожден, он медленно угасает или пытается удержаться на стадии угасания. А есть книги и игры, где мир действительно прекрасен, где есть надежда, что приложив усилия, мы вернем чистоту небу и зелень траве. Пусть это будут невыносимые усилия, даже мучительные, даже трагические - через смерть главного героя - но не напрасные. В Скайриме я не трогаю талморцев на дорогах. Пока не трогаю. Империя и Братья Бури им судьи. А нападать, пока на меня не нападет патруль, не вижу причины. Даже если ведут пленника. Это не моя война. А вампиров по ночам бью, потому что вижу около них обобранные трупы путников. Путников, которые попадают в коварную засаду. И охотникам, которые отбиваются от спригганов, не помогаю. Охотники знают, что сами могут стать дичью для стражей леса. Это их выбор. Так вот. Вампиры - это те самые случайные для меня черты. И разбойники. И я не испытываю манчкинистского азарта, когда бью мародера. Я просто делаю дороги безопаснее. Потому что хочу, чтобы мои спутники могли безопасно дойти до очередного красивого ручья, камня, обрыва в горах. Я забочусь о них. Забота о мире - вот, наверное, главное для меня слово в игре. Я могу ошибаться, но я хочу видеть перед собой не мечи, а травы. Бой для меня мучителен, неудобен, противен. Страхом гибели. Трудом убийства. Это, наверное, моя эстетика. Стать сильнее, чтобы было безопаснее. Но стать сильнее не гонкой за скальпами, а неотвратимой и неприятной необходимостью обнажать меч. А в игре "Моя война" взят кусок такой мучительной ситуации выживания. Без надежды. Без горизонта. Она очень душная? Вспоминаю "Сталкера". Изуродованный мир Зоны. Сколько ни бей мутантов - мир не расцветет. "Безнадега. Точка. Ру" Стрельбы из снайперки? Или в упор из дробовика? Да. Победа. Да, круто разнести гнездо мутантов. И что? Душе и духу по-прежнему душно и мутно под небом Выброса. Хочется другого неба. Чистого. "Чистого неба". Игра про балканский конфликт безнадежна. Это минорная, регрессивная, унылая от слова "уныние духовное" игра. Игра, конечно, соревнование, ставка в "Моей войне" выживание. Но нужно ли смаковать грязную воду, если не умеем пить чистую? Я за эстетику прекрасного, за возвышение духа. И считаю, что игроделы тоже ответственны за атмосферу нашей жизни. И я говорю о том, что эстетика многих современных игр - это эстетика безобразного. Строить сложнее, чем разрушать. Низводить проще, чем возводить и возвышать. Игры - отражение эстетики и идеологии, насаждаемой управителями нашей жизни. Этот пост объяснение моей позиции и попытка на примере игры "Моя война" поговорить об играх, об игроках. Услышать мнения. Быть услышанной. Понять других и увидеть, как понимаются мои слова, моя позиция, как она вписывается в многообразие мнений и эстетик. Снова пишу много, но писать кусками не получается - трудно высказать сложные для меня мысли короткими постами. Извините за объем.
Сообщение отредактировал terra: 20 ноября 2014 - 17:47