Перед вами статья-мнение, о сложившейся ситуации с Steam и платными модификациями, от нашего сообщества ВКонтакте — The Elder Council, опубликованную нами (Администрацией сообщества), накануне, как личную заметку-мнение. В частности это моё мнение, поддержанное всей нашей редакцией. Мы в тесной дружбе и добрых отношениях со всеми нами любимым TESALL'ом, потому публикуем статью и здесь, для общего обсуждения:
Оригинал статьи, а также ссылку на скачивание всех ныне платных модификаций, а также объяснение, почему мы разместили у себя эту ссылку, можно найти тут.
Итак, сейчас мы немного поговорим с вами, дорогие друзья, о сложившейся скверной ситуации в TES-Сообществе, а точнее в ее моддинговой части. Почему скверной и есть ли плюсы? Об этом и о многом другом мы сегодня с вами и поговорим:
Что такое моды для TES-Комьюнити, к которому мы все себя причисляем? Это не просто улучшения и мелкие дополнения, которыми они являются просто для обычного рядового игрока. Для Сообщества это творчество, это развитие, это один из столпов на котором оно держится. Это философия, если хотите. Потому то, что происходит – грустно и печально, особенно таким людям как автор данной заметки, которые в ТЕС-Сообществе уже не первый десяток лет и которые помимо гордости за рост и радости от развития Сообщества, искренне переживают за его будущее. И мы не драматизируем и прекрасно понимаем, что все не это не смертельно. Стерпится – слюбится. Народ уже начал активно покупать выставленные в Steam за денежку поделки, и со временем все привыкнут, и мы привыкнем. Через пару лет купить мод на любую игру в Стиме, даже на самый задрипанный инди-проект, будет обычным делом. Но привыкать-то как-то не хочется…
Хочется же кое-что прояснить. Мы всей душой, всеми лапами, рогами и копытами за поощрение разработчиков (это на заметку тем, кто уже начал строчить про «а как же поблагодарить, люди, трудились» и т.д.), но вопрос в том, верен ли тот способ, который нам навязывают, а не предлагают, и как он работает (ведь мало кто знает). А есть несколько голых фактов:
1. 75% суммы с каждого проданного мода идет не его создателю, а компаниям Bethesda и Valve, разработчик же мода получает лишь оставшиеся 25%.
2. Сами по себе моды, так как их очень много, самых разных – контент нестабильный и не проверенный. И даже если мод сам по себе идеален, не факт что он не вызовет конфликта с другим модом (кто с модами знаком, знает о чем мы). Все подобные ситуации, из-за большого обилия модификаций, не предугадаешь. Так стоит ли в таком случае делать платным такой сомнительный контент?
3. Кроме того, вы даже не сможете прочитать комментарии к моду и посмотреть, как о нем отзываются другие пользователи, чтобы решить стоит оно того, или нет. Доступ к обсуждению мода откроется вам только после его покупки.
4. Цены и ценовая политика. Все мы любим ругать издателей и разработчиков за DLC к играм, которых по 100 штук и в каждом «по одной пушке» или пара «шапок», или «одна шкурка для брони», теперь же это перерастает на новый уровень. Таких поделок будет не 100 и не тысяча, а бесконечное множество и качество их будет, в любом случае, желать лучшего. Поскольку опять-таки от несовместимостей и багов они не застрахованы никак. И автор не обязан будет сразу клепать патч – это же мод, а не официальный продукт. А сознательны далеко не все. И это касается не только Skyrim’а, но и следующих за ним игр, где добавят данное великолепное новшество. И скажите, только честно, вы купили бы компаньона или броню по цене самой игры? Или даже дороже? Ведь в отличие от мелких DLC тут и цены другие…
5. Сайты с модами. Казалось бы, скажете вы, ну и пусть льют свои платные моды в стим, а мы по старинке скачаем их с того же nexusmods.com или других подобных крупных сайтов с модами. Но штука в том, что многие авторы уже начали убирать оттуда моды и помещать их в Стим в надежде заработать. Так алчность убила творчество и фанатскую атмосферу сообщества. Пока модов на таких сайтах еще много и кажется, что так и будет, но пройдет год и два, выйдут новые игры, а данная «волшебная» система в сети Steam будет развиваться и постепенно станут заметно более пустыми и самые большие сайты с модами.
6. Авторское право. Да-да, вы не ослышались, ведь у всего есть авторы, а с этим в современном мире сами знаете, что происходит. Сплошной хайп. Мы все это к чему, а к тому, что у каждой модельки и текстуры в моде, у каждого скрипта есть свой автор, и этот автор вряд ли будет за распространение его работы за деньги, которые идут не ему в карман. Об этом подробнее в нескольких следующих пунктах:
7. Продажа чужих модов. Представьте, сколько существует модов на один только Skyrim. Представили? Думаем, с трудом. Так вот, столько же и авторов этих плагинов. А дальше еще интереснее, потому, что за авторами многих модификаций стоят авторы использованных мододелами ресурсов, ведь далеко не все делают все сами, а используют уже готовый материал. Большинству из вас, как обычным пользователям, в принципе, должно быть все равно у кого там на что права, но просто представьте что будет, когда все эти авторы начнут грызться из-за прав и продаж… Кто хоть немного знаком с мододелами, особенно западными, знает, что лютая грызня шла и без этого нововведения с платными модификациями. Ведь одно из основных правил ТЕС-Сообщества — это соблюдение авторства. А теперь оно пошатнется окончательно, так как модерировать все это просто не реально.
8. Русские сайты с переводами. Представьте, что все ваши моды, которые вы установили с переводами, благодаря нашим доблестным переводчикам, например, с tesall.ru, вдруг стали все опять английскими (конечно не прям так, но все же), перестали выходить русские обновления и т.д. А все почему? Потому что их оригиналы стали платными и распространение их копий, с переводом или без, это не важно, является теперь пиратством. А не каждый уважающий себя сайт, тем более чтущий правила авторства, станет пиратить платные моды. Такие сайты определенно появятся, пиратские бухты модов, спец трекеры и т.д. Но не печально ли это звучит?
9. Отказ работы игры. А теперь представьте такую ситуацию… Вы подписаны на модификацию в стиме, все чудесно, она вам нравится, вы давно с ней играете, жизнь прекрасна и удивительна. НО, однажды мод становится платным и даже не в том суть, что он вам нравился и теперь вам за него платить надо или пиратить каждую версию вручную. Нет, дело в том, что система игры в Skyrim такая, что любые моды использующие скрипты оставляют свой тяжелый след в сохранениях игры. А значит, есть вероятность, что в один прекрасный день ваши сейвы откажутся работать и вы потеряете, как свой игровой процесс, так и все хорошее настроение.
Или другой вариант, мод сразу попался не очень доброкачественный, снаружи у него все ок, но технически он гадит в код игры и раздувает сохранения, их вес становится больше и однажды они перестают работать, опять-таки из-за технических особенностей игры. Нравится? Лично нам нет. Стоит за такое платить? Решайте сами.
10. Безответственные авторы. Мы советуем обратить внимание на уже выложенные для продажи работы и на то как их оформили авторы. Приглядитесь. К примеру, возьмем моды с броней, что красуется везде на первых местах? Скриншоты? Нет, рендеры из программ, где модель делалась, которые по определению лучше того низко текстурированного и лоуполигонального ужаса, что ждет вас в игре. У некоторых модов даже скриншотов-то нет (ла-ла-ла), не говоря уже об адекватном описании.
А что будет дальше? Куча детей и идиотов зальют свои поделки, и все это будет выглядеть еще более «приятно».
11. Зачем все это Bethesda? Скажите детишки, девчонки и мальчишки, вы ждете новый Fallout? А TES VI ? Думаем, ждете. Так вот, спешим вас огорчить… Ни для кого не секрет, что на E3 скорее всего анонсируют Fallout4 и соответственно он начнет свое шествие с уже платными модами «на борту». А Скайрим тут выступил как подготовительная площадка, чтоб снять все шишки и претензии к новой игре. Про TES VI и говорить нечего, когда она выйдет, платные моды станут обычным делом.
12. Как же тогда всё-таки благодарить создателей модов? Мы говорили в начале этой статьи, что мы за материальную поддержку создателей модов и от слов своих не отказываемся, но видим это несколько в другом ключе. На наш взгляд более правильном, а именно – краудфандинг, или попросту пожертвования, донат, как хотите. Когда каждый выбирает для себя, хочет он отблагодарить автора или нет и на какую сумму. Это было бы честно и это было бы правильно. Думаем, многие согласятся.
Хорошо, что разработчики крупных проектов, такие как: Andoran, Skywind, Beyond Skyrim и Enderal работают ради своей идеи, а не ради наживы и заверили всех, что их проекты останутся бесплатными. Об этом можно прочесть тут (в нашем сообществе в вк) и тут (на сайте).
Напоследок хотелось бы сказать о петиции против данной темы, она доступна по ссылке, шанс что-то изменить не велик, но он есть всегда.
Приятного вам дня и размышлений

Статья написана в рамках проекта The Elder Council в социальной сети ВКонтакте. Оригинал доступен для прочтения тут.
Ждем вас и ваших комментариев в нашем сообществе.
