Перейти к содержимому


Особое мнение: Аналитика сценария TES


  • Авторизуйтесь для ответа в теме

#441 Ссылка на это сообщение Guest_Cutter_*

Guest_Cutter_*
  • Аватар пользователя Guest_Cutter_*

Отправлено

От редакции:

На нашем форуме стартует новая рубрика: Особое мнение. У вас что-то бомбит наболело, хочется высказать свое мнение и быть услышанными? Тогда эта рубрика для вас. Ваше особое мнение, даже если оно не совпадает с мнением редакции, но при этом соответствует тематике и правилам форума, будет вычищено от лишних запятых и слов-паразитов, приведено в читабельный вид и опубликовано. Что из этого получится, увидим на примере первой статьи — разбора сценария The Elder Scrolls от Cutter.

Предупреждаю сразу — мой анализ рассчитан на тех, кто может оценить текст. Я не буду касаться гемйплея и ролевой системы и рассказывать о законах драматургии, потому что долго и никому не нужно. Если же вы не играли в игры, которые я упомяну, то подумайте, а стоит ли вообще дискутировать на эту тему?

Даю справку:
Существует всего три типа сценариев: ориентация на мир, на персонажей и нечто среднее. Как пример:
Первая категория — игры-песочницы, в частности TES и GTA. У таких игр сюжет хорошо если сделан на ОК, а игрок посвящает себя исследованию мира.
Вторая категория — игры от BioWare, в частности Dragon age.
Третья — Готика 2 и Vampire the Masquerade Bloodlines.




Изображение


Итак, почему же сценарии TES низкопробные?

Давайте начнем сначала. Серия TES не ролевые игры прежде всего. TES это песочница, GTA в фентезийном антураже. Ведь что такое ролевая игра? Это игра где мы отыгрываем роль, которую нам прописал сценарист. Для чего нужен сценарий? Что заставить игрока сопереживать и собственно придать смысл самой игре, отвечая на вопрос «зачем мы это делаем». Игрок в RPG мало чем отличается от актера на сцене: ему дали сценарий и он должен его сыграть. Понятное дело, что в ролевой игре у нас должен быть выбор в квестах и в реакциях героя. У героя должна быть предыстория, хотя бы текстовая,чтобы было видно что он жил в этом мире, чтобы игрок эмоционально вовлекся в сценарий и начал вживаться в роль, а мир на него реагировал.

Причем самое важное, чтобы герой мог общаться с другими персонажами, чтобы возможность проявлять свой характер у него была – потому что иначе это не персонаж. Повторяю это вообще не персонаж игры\книги и так далее. Разве могли бы мы понять и сопереживать Гамлету, если бы нам не прописали его характер и не показали его действия? Нет.

Теперь вопрос: как реагирует мир Свитков на действия героя? Ответ: никак. То есть вообще никак. Вне зависимости от того, станет ли игрок грабить караваны, вырезать города или защищать невинных, мир и персонажи никак отреагируют на его поступки.

Значит с самой главной задачей сценария, а именно — вовлечения игрока в игру, сценаристы TES провалились. Игрок вынужден придумать все сам — предысторию, характер и так далее. Но это не сценарий ролевой игры, если главный герой отдельно, а мир отдельно. Играть в такое попросту скучно, а бесцельное собирание травок надоедает через пару часов.

Изображение


Второй провал это примитивная сюжетная линия: Победи Зло при помощи артефакта. Это считается не менее примитивным сюжетным ходом чем амнезия. Если Толкиен использовал Кольцо как аллегорию, то в TES, как и во всех плохих фентези, этот прием опошлен.

Тем не менее мы знаем, что важна не идея, а воплощение – даже с героем без прошлого и спасением мира хорошую ролевую игру сделать можно. Более того — самые культовые RPG именно эти проблемы и имеют. Тем не менее они культовые потому что главное в ролевой игре это именно отыгрыш роли. Я приведу примеры:
  • Серия Dragon Age: банальный сюжет, но живые и яркие персонажи. У игр BioWare традиционная ориентация на персонажей и партийность – за счет полноценных персонажей игроку интересно играть в игры, пусть и с банальным сюжетом. В DAO появились предыстории, которые позволяют вжиться в мир и поэтому она мигом стала культовой. Самым лучшим сценарием в серии обладала DA2, но за счет неудачного воплощения (локации и слишком много боев) игроки эту часть не оценили. Немаловажную роль в отыгрыше играют романы. Общение с персонажами это еще один способ проявить личность своего героя. Благодаря богатым возможностям отыгрыша разработчикам из BioWare прощаются весьма серьезные косяки. Например по официальной статистике DAI большинство игроков все же прошли до конца, в отличие от Ведьмака 3.
  • Vampire the Masquerade Bloodlines: главный герой — молчаливый болванчик без прошлого, но за счет продуманного общения с персонажами и нестандартного сюжета эта игра занимает почетное место в рейтинге самых культовых RPG. Мы действительно можем сделать ГГ кем захотим.
  • Planescape Torment: Банальная амнезия сделала эту игру шедевром исключительно благодаря сценаристам
  • Готика 2. Споры что же лучше — Готика или Морровинд, не утихают по сей день. И не зря, ведь сценарии написаны по одному же лекалу. ГГ без прошлого (даже оба узники), нет опций в диалогах, Избранный, Спасение Мира и так далее. Но есть одно существенное отличие: в Готике 2 все имеет значение, даже профессия главного героя. Даже такая мелочь, как выбор прокачки скиллов охотника или алхимика влияет на самого героя, других персонажей и сюжет. Про более серьезные выборы вроде присоединения к паладинам, наемникам или магам огня можно не говорить - мало того, что это меняет самого героя, сюжет, так еще и геймплей кардинально разнится. Так что и Готике 2 достается золотое яблоко.
Третий столп сценария — персонажи. Все очень просто - не умея писать характер вы не являетесь писателем. Звать себя сценаристом, не умея писать живые художественные образы нельзя - это краеугольный камень всей вашей работы . Это все равно что звать себя примой балериной умея танцевать на дискотеке. Именно живость героев и работа с их образами показывает мастерство писателя.
Потому что только персонажи и отточенные диалоги способны увлечь игрока в любой, даже самый банальный сценарий и раскрыть мир игры, даже если это наш мир.
Важность героев со своей собственной жизнью для ролевых игр не менее важна чем для адвенчур.

Изображение


И вот тут мы подходим к гвоздю размером с Эйфелеву башню в крышку гроба TES:

В серии TES самые никакущие персонажи на свете

Именно так, лорды и леди. Картон такой, что слюны не хватит, чтобы прожевать. Я угробила неделю своей жизни чтобы найти всю подноготную про самых культовых персонажей TES.

Даю справку:
Персонажи тоже делятся по категориям. Главные, второстепенные и персонажи декорации. Эти категории могут перемешиваться между собой в неожиданный момент игры- второстепенный окажется главным персонажем, а декорация может стать второстепенным героем и надавать кучу информации о событиях игры. Только главные и второстепенные герои становятся культовыми если сценарист достаточно хорошо прописал образ или попал в любимый публикой архетип.

Главные персонажи - не ГГ, а персонажи двигатели сюжета и вовлекающие в него героя с игроком. Именно они дают ГГ квесты, манипулируют им в своих целях и так далее. ГГ приходится выполнять их задания хочешь не хочешь. Это могут быть лидеры группировок и спутники ГГ. Примеры: Принц Ла Круа и Солас чьи действия собственно и определяют сюжет Вампиров и DAI.

Второстепенные- тоже самое, но рангом поменьше. Они служат и сюжету и в большей степени раскрытию мира игры- дать игроку новую информацию о происходящих в сюжете событиях например.

Эти персонажи тоже дают квесты но мы можем спокойно отказаться им помогать и утратить контент с ними связанный и без них игра не становится многогранной, так что они важны не меньше главных несмотря на то, что их участие в истории опционально. Примеры: Найнс Родригес, Зевран и Сэра.

Микс главного и второстепенного героя - Варрик. Незримо он всегда в игре, даже если Хоук с ним ссорился, но двигает сюжет всего один раз.

Третьестепенные герои уже уходят в категорию декораций- нужны чтобы просто заполнить мир и пара незначительных квестов прилагается. Принеси-подай-пошел вон — вот вся их роль. Трактирщики и торговцы как пример. Если такой перcонаж вдруг занимает место в сюжете или линейке квестов, то они ощущаются нами как «недопрописанные», они же рваные образы. Интуиция показывает нам, что тут что-то не так со сценаристом.

Но настоящие персонажи декорации- это о которых мы узнаем из внутриигровй литературы, Кодексов и прочего контента. Они делали до событий игры что-то важное для лора и в сюжете играют n-нные роли если вообще сходят со страниц книг. Потому что они не в сюжете, а в сеттинге игры. Это не хорошо и не плохо- такие персонажи обязаны быть. Опять же для лора. Культовыми они не становятся почти никогда, разве что когда главные и второстепенные герои не прописаны (как это произошло в TES) и публике хочется обсудить ну хоть что-то. Как вы понимаете это плохой признак, потому что такие персонажи реквизит. Важно ли вам какое платье носила Гертруда? Да правильно подобранное платье подчеркивает ее образ, но оно не должно быть интересным публике больше самой Гертруды.
Вот как например Каин в Вампирах. Да он очень важен для лора игры, но насколько важен для самого сюжета? Ла Круа главный персонаж, а Каин - декорация для сюжета конкретной игры, пусть даже для лора он очень важен.

И вот этих персонажей декораций в играх TES навалом. Такими они получаются из- за криворукости сценаристов Bethesda - они просто не умеют писать яркие диалоги и интересные образы, вписывая их в мир игры, а умеют только хорошо писать внутриигровые книги.

«Культовые» герои: Вивек, Альмалексия и большинство персонажей TES это именно такие вот стулья на которых в нормальных играх Главные и Второстепенные герои сидят. Про них много литературы написано, так что это резные антикварные стулья. И все равно это персонажи «реквизит».
Если в сюжете мало ГП и ВП, а много персонажей реквизита, то он становится провисшим и скучным. Помимо TES есть еще и вся линия Орлея в DAI. Как заливали соловьем о шевалье и в итоге ни с одним даже нельзя нормально пообщаться. Но Гаспар и Мишель были хотя бы главными героями в Империи Масок, а тридцать три урока Вивека важны для лора, но не для сценария игры.

Изображение


Теперь вернемся к нашему барану. Прошу прощения, к TES конечно - безусловно в нем не только персонажи декорации есть. Рассмотрим же их.
  • Ульфрик, Люсьен Лашанс и прочие: Вот они похожи на нормальных персонажей - да у них есть своя жизнь и они влияют на мир, но так как у всей этой серии серьезные проблемы в сценарии вообще, то на плохом фундаменте дворец не построишь вот и вышли эти гомункулусы – слишком много места в сюжете для декорации и третьестепенного героя и слишком мало для ВП.
  • Шигорат: Будем откровенными: его образ запоминается и держится белыми нитками на эксцентричных выходках, за счет этих спецэффектов он запоминается. С Ксардасом и культовыми сумасшедшими Терезой и Жанетт Воэрман по степени проработки его сравнить нельзя.
В ролевых играх для хорошего сценария нужно делать минимум две вещи на ОК – сюжет, сценарий, но персонажи обязательны на уровне 5+. Персонажи в ТЕС очень плохо проработаны, а для ролевой игры, где упор на сценарий это уровень непростительный.

В играх песочницах сценарий нужно делать на ОК потому что там сюжет неважен, важно именно исследование мира. И даже там могут быть хорошие персонажи. Примером тому GTA. Да, там слабая сюжетная линия как болезнь всех игр такого жанра потому что повторю- сюжет там не в фокусе. Но нормальные перcонажи там есть – офицер Тенпенни и многие другие.

Вердикт: Казнить, нельзя помиловать.

Поэтому сценаристы The Elder Scrolls и Киркбрайд в частности очень плохие, а как сценаристы ролевых игр не сценаристы вообще. Когда вышли Fallout 3 и New Vеgas во что было интереснее играть? New Vеgas конечно же.

Согласны ли вы со всем уважением обсудить статью?
Присоединяйтесь в комментариях.


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 608

#442 Ссылка на это сообщение Lord RZ

Lord RZ
  • Лорд Зайчик

  • 20 530 сообщений
  •    

Отправлено

в одной из крупных российских компаний

Это очень плохая рекомендация.


Тело переводчика - храм для его разума, и существует на пожертвования.

pre_1537047529__128.png


#443 Ссылка на это сообщение Asgenar D.O.

Asgenar D.O.
  • Капибарин

  • 3 782 сообщений
  •    

Отправлено

Конкретно здесь я осветила один аспект игры. Один, Карл!

Допустив огромное количество ошибок. Мы вас поняли. 


Голкондрина до дзюмбания доросла. Начинать?
C is for Cthulhu. F is for Fhtagn.

Самозабаньтесь, пожалуйста, сами.


#444 Ссылка на это сообщение Guest_Cutter_*

Guest_Cutter_*
  • Аватар пользователя Guest_Cutter_*

Отправлено

в одной из крупных российских компаний

Это очень плохая рекомендация.

Извини. В нашей стране просто нет других, а жрать хочется.



#445 Ссылка на это сообщение Talzetl

Talzetl
  • Скиталец
  • 56 сообщений

Отправлено

у тесала большое количество подписчиков, но хватит сокращать их число путем доведения до самоубийства.

Самоубийство? Какое самоубийство? Напротив - прекрасное бугагавейное настроение. :koza:



#446 Ссылка на это сообщение Truewolf

Truewolf
  • Знаменитый оратор

  • 5 642 сообщений
  •    

Отправлено

Самоубийство? Какое самоубийство? Напротив - прекрасное бугагавейное настроение. :koza:

 

кому как =/ я себе защемил  нерв. у меня разламывает половину спины, что глубокий вдох делать больно. представляешь, что я испытываю при смехе? оргазмическое удовольствие =/


Без особой радости отвечу на то, что знаю по 3Ds MAX. Пишите, задавайте вопросы, предлагайте темы для уроков.
За идею не работаю. Расценки - рыночные для меня и, скорее всего, мрачные для вас.

___
Как сентиментально! Мне так не перехватывало горло, с тех пор как кусок мусаки застрял у меня в глотке!
и портфолио на ArtStation

#447 Ссылка на это сообщение Mad Ness

Mad Ness
  • 3 924 сообщений
  •    

Отправлено

Британская лучше всех. Обратите внимание на актерскую фактуру и спектр эмоций. Не будем оффтопить, ладно.

 

Оффтопа здесь уже было более чем достаточно, так что пара постов ничего не изменит.
По поводу британской школы - просветите меня. Сейчас, на сколько мне известно, существуют два основных направления актерской игры: американское (актер - профессионал, способный изобразить любую эмоциональную реакцию) и российское (актер - творец, способный прожить любую эмоциональную реакцию).


Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.


#448 Ссылка на это сообщение Lord RZ

Lord RZ
  • Лорд Зайчик

  • 20 530 сообщений
  •    

Отправлено

Извини. В нашей стране просто нет других, а жрать хочется.

Я думал, вы в кино работаете или в театре. А не хотите дать мне интервью и рассказать о том, как все это работает? Думаю, людям было бы интересно, особенно после такого наброса. :give_heart:  Вы станете узнаваемой, да. :D:


Тело переводчика - храм для его разума, и существует на пожертвования.

pre_1537047529__128.png


#449 Ссылка на это сообщение Guest_Cutter_*

Guest_Cutter_*
  • Аватар пользователя Guest_Cutter_*

Отправлено

Оффтопа здесь уже было более чем достаточно, так что пара постов ничего не изменит.
По поводу британской школы - просветите меня. Сейчас, на сколько мне известно, существуют два основных направления актерской игры: американское (актер - профессионал, способный изобразить любую эмоциональную реакцию) и российское (актер - творец, способный прожить любую эмоциональную реакцию).

С этим лучше на сайты кинематографистов я думаю.


Извини. В нашей стране просто нет других, а жрать хочется.

Я думал, вы в кино работаете или в театре. А не хотите дать мне интервью и рассказать о том, как все это работает? Думаю, людям было бы интересно, особенно после такого наброса. :give_heart:  Вы станете узнаваемой, да. :D:

Это тоже было некоторое время.

Я думаю про руководство геймдева можно сказать одно - оно от руководства страны не ушло совсем. Можно посмотреть на свистопляску вокруг геев чтобы понять как в России жить хорошо.

Потому что у меня была ситуация когда отдел уже отдел уже прописал сценарий локации, всех НПС придумал и внедрил, а моделлер почти все закончил. И вдруг начальник прикинул человекочасы и решил эту локацию убрать потому что дорогая. Пардон а на стадии диздока прикинуть человека часы было нельзя? Чтобы весь отдел не мучать.



#450 Ссылка на это сообщение Asgenar D.O.

Asgenar D.O.
  • Капибарин

  • 3 782 сообщений
  •    

Отправлено

Потому что у меня была ситуация когда отдел уже отдел уже прописал сценарий локации, всех НПС придумал и внедрил, а моделлер почти все закончил. И вдруг начальник прикинул человекочасы и решил эту локацию убрать потому что дорогая. Пардон а на стадии диздока прикинуть человека часы было нельзя? Чтобы весь отдел не мучать.

Типичная ситуация не только у нас, но и геймдеве в общем) Что тут такого?


Голкондрина до дзюмбания доросла. Начинать?
C is for Cthulhu. F is for Fhtagn.

Самозабаньтесь, пожалуйста, сами.


#451 Ссылка на это сообщение Lord RZ

Lord RZ
  • Лорд Зайчик

  • 20 530 сообщений
  •    

Отправлено

Я думаю про руководство геймдева можно сказать одно - оно от руководства страны не ушло совсем. Можно посмотреть на свистопляску вокруг геев чтобы понять как в России жить хорошо.

Я думаю, политота меня не будет интересовать, не говоря уже о геях. Ну как? Если я пришлю вам вопросы, вы ответите?


Тело переводчика - храм для его разума, и существует на пожертвования.

pre_1537047529__128.png


#452 Ссылка на это сообщение Guest_Cutter_*

Guest_Cutter_*
  • Аватар пользователя Guest_Cutter_*

Отправлено

Я думаю про руководство геймдева можно сказать одно - оно от руководства страны не ушло совсем. Можно посмотреть на свистопляску вокруг геев чтобы понять как в России жить хорошо.

Я думаю, политота меня не будет интересовать, не говоря уже о геях. Ну как? Если я пришлю вам вопросы, вы ответите?

Лучше не надо. Потому что будет такое...


Типичная ситуация не только у нас, но и геймдеве в общем) Что тут такого?

Не выкидывали в западных студиях такой объем работы ниокгда. На стадии диздока- выкидывают. Но не когда 90 готово, а геймдизайнер не потрудился свести результат ДО начала работы.



#453 Ссылка на это сообщение Mad Ness

Mad Ness
  • 3 924 сообщений
  •    

Отправлено

С этим лучше на сайты кинематографистов я думаю.

Ну вот... Я пытаюсь вести диалог, обсудить с вами особенности игры, узнать что-то новое, о чем прежде не слышал, а вы меня просто сливаете, прошу простить за такой слог. Я даже свои старые книжечки и конспекты откопал, чтобы освежить знания, а беседы все никак не выходит.
Вот, вспомнил еще одно направление (по Мейерхольду), зародившееся в СССР, но близкое к подходу американской школы и ныне ею ассимилированное. Может быть, хотя бы ссылку дадите, где можно ознакомиться с основами британского театрального направления? А то Гугля мне ничего толкового не выдает (возможно, я просто искать не умею?)


Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.


#454 Ссылка на это сообщение Guest_Cutter_*

Guest_Cutter_*
  • Аватар пользователя Guest_Cutter_*

Отправлено

Ну вот... Я пытаюсь вести диалог, обсудить с вами особенности игры, узнать что-то новое, о чем прежде не слышал, а вы меня просто сливаете, прошу простить за такой слог. Я даже свои старые книжечки и конспекты откопал, чтобы освежить знания, а беседы все никак не выходит.
Вот, вспомнил еще одно направление (по Мейерхольду), зародившееся в СССР, но близкое к подходу американской школы и ныне ею ассимилированное. Может быть, хотя бы ссылку дадите, где можно ознакомиться с основами британского театрального направления? А то Гугля мне ничего толкового не выдает (возможно, я просто искать не умею?)

На английских сайтах. Можно ппробовать  Royal Dramatic Academy. Я там все учебники нашла.



#455 Ссылка на это сообщение Lord RZ

Lord RZ
  • Лорд Зайчик

  • 20 530 сообщений
  •    

Отправлено

Потому что будет такое...

Какое? Я не спрашиваю вас о состоянии студий, мне -  да и другим - интересен процесс создания игры изнутри. Как это делается.


Тело переводчика - храм для его разума, и существует на пожертвования.

pre_1537047529__128.png


#456 Ссылка на это сообщение Guest_Cutter_*

Guest_Cutter_*
  • Аватар пользователя Guest_Cutter_*

Отправлено

Потому что будет такое...

Какое? Я не спрашиваю вас о состоянии студий, мне -  да и другим - интересен процесс создания игры изнутри. Как это делается.

Это можно узгнать с крупных сайтов разработчиков, только западных. у нас одна фигня на киселе.



#457 Ссылка на это сообщение Lord RZ

Lord RZ
  • Лорд Зайчик

  • 20 530 сообщений
  •    

Отправлено

Это можно узгнать с крупных сайтов разработчиков, только западных. у нас одна фигня на киселе.

Вся эта фигня на сайтах, они связаны там корпоративными правилами, это все зализано, ничего лишнего. А лично - гораздо интереснее. Тем более, что вас правила уже не связывают. Поделитесь! Заодно и на учебники сошлемся, разрабы и без нас все знают, а модерам пригодится.


Тело переводчика - храм для его разума, и существует на пожертвования.

pre_1537047529__128.png


#458 Ссылка на это сообщение Potatoider

Potatoider
  • Знаменитый оратор


  • 4 350 сообщений
  •    

Отправлено

Которая родила весьма годные игры между прочим. Так такая ли это фигня на киселе?

#459 Ссылка на это сообщение Hangman

Hangman
  • Старик Похабыч


  • 16 091 сообщений
  •    

Отправлено

А мне вот кажется, что эту тему пора бы закрыть, как создающую прецедент темы с оффтопом на грани перехода на личности.


  • Zmiy это нравится
Изображение

#460 Ссылка на это сообщение Asgenar D.O.

Asgenar D.O.
  • Капибарин

  • 3 782 сообщений
  •    

Отправлено

А мне вот кажется, что эту тему пора бы закрыть, как создающую прецедент темы с оффтопом на грани перехода на личности.

А зачем? Все уже высказались и успокоились. 


Голкондрина до дзюмбания доросла. Начинать?
C is for Cthulhu. F is for Fhtagn.

Самозабаньтесь, пожалуйста, сами.


#461 Ссылка на это сообщение gkalian

gkalian
  • smoke on helmet
  • 14 060 сообщений
  •    

Отправлено

А мне вот кажется, что эту тему пора бы закрыть, как создающую прецедент темы с оффтопом на грани перехода на личности.

Еще выходные не закончились, рано еще, не вечер, так сказать.




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых