Двемеры или «народ глубин» — легендарная исчезнувшая раса, населявшая Двемерет, большая часть которого относится к нынешнему Морровинду. В Морровинде двемеры были наиболее многочисленны и сильны, хотя их поселения находят и в Скайриме, Хай Роке и Хаммерфелле. Термин «двемеры» используется в основном мерами и переводится как «подземные эльфы» или «подземный народ». Люди часто называют эту расу гномами.
Внешний вид
Вопреки многим легендам и домыслам, археологические находки указывают на то, что двемеры были того же размера, что и остальные меры или люди. Об этом говорит и двемерская броня, подходящая представителям других рас, хотя многие полагают, что броня двемеров на самом деле представляет из себя корпус их машин. Прозвище «гномы» им, по всей видимости, дали гиганты Велотийских гор, которым двемеры казались очень маленькими. Имперские археологические раскопки показали, что наряду с переводом термина «двемер» как «глубинные эльфы» имеет место перевод «умные эльфы». В описании внешности двемеров нельзя полагаться на последнего выжившего представителя расы, поскольку его тело искажено корпрусом, так что единственным источником остаются скульптуры, найденные в двемерских городах. По этим скульптурам можно предположить, что большинство мужчин-двемеров отращивали бороды и носили доспехи из тяжёлого металла. В остальном внешность двемеров можно условно рассматривать как схожую с другими мерами.
История
История двемеров — это главным образом летопись конфликтов с другими расами и друг с другом. Зачастую невозможно определить точные временные рамки того или иного события. Происхождение расы до сих пор окутано завесой тайны: неизвестно, когда двемеры отделились от альдмеров, хотя подобное определённо имело место, на что указывает некоторая общность правовых норм двемеров и альтмеров. Согласно легендам, двемеры и данмеры произошли от одного племени, хотя позже двемеры отделились в отдельный Великий Дом. История двемеров начинается с заселения Морровинда и основания Двемерета. В середине Меретической эры они вступили в конфронтацию с пришедшими в те же земли кимерами. Поводами для конфликтов были борьба за ресурсы, землю и религию. Двемеры проникли и в Скайрим, где воевали с местным населением.
Когда королю Харальду приписывают изгнание последних «эльфов» с территории Скайрима к концу его правления в 221-м году Первой эры, то в данном случае весьма вероятно идет речь о столкновениях со снежными и, возможно, другими народами эльфов, поскольку на тот момент времени двемеры занимали ряд полисов, простиравшихся от Велотийских гор до самого Маркарта. Двемерские города-государства располагались глубоко под землёй, что позволяло скрывать их истинный размер. Большинство городов было связано с огромной подземной пещерой, известной как Чёрный Предел или Фал-Жадрум Дин на языке двемеров. Они часто сталкивались с северными племенами, хотя не подвергались серьёзной угрозе завоевания вплоть до третьего века Первой Эры, когда верховный король Геллир предпринял несколько удачных походов против двемерских городов. По мнению учёных, за несколько десятилетий до этого возник союз четырёх городов во главе с Аркнтамзом, научным центром, занимавшимся исследованиями возможностей кристалла этериума. Впрочем, союз пал жертвой собственного успеха и быстро развалился. Сам кристалл стал поводом для многолетних подземных войн, ослабивших двемеров Скайрима до такой степени, что нордам удалось выбить их из провинции. Двемерам понадобилось не менее ста лет, чтобы набрать достаточно сил для ответного удара.
Снежные эльфы, вопреки расхожему мнению, не были изгнаны королём Харальдом, наоборот, двемеры предоставили снежным эльфам укрытие в своих городах. Однако, предоставив убежище, двемеры продолжали опасаться своих собратьев и не доверять им. Они ослепили снежных эльфов, заставляя питаться ядовитыми подземными грибами. Снежные эльфы превратились в рабов двемеров, а спустя несколько поколений они деградировали в жутких фалмеров.
В Морровинде тем временем продолжалась борьба с кимерами, которых двемеры ненавидели, на что кимеры отвечали тем же. Основным поводом для конфликтов служили религиозные споры двемеров-агностиков и даэдрапоклонников-кимеров. Лишь Северное вторжение верховного короля Врэйджа и завоевание Морровинда заставило две расы заключить союз. Король двемеров Думак и Индорил Неревар смогли вместе отразить нападение захватчиков в 1Э 416.
В 1Э 420 г. милитаристский клан Руркен выступил против соглашения и добровольно отсоединился от остальных двемеров. Согласно легендам, клан отправился в изгнание. Вождь клана бросил легендарный молот Волендранг через весь Тамриэль и приказал своему народу строить города на месте падения молота. Земля, куда пришёл клан, была названа Воленфелл. Позже название трансформировалось в Хаммерфелл.
Одновременно в Скайриме после столетий угнетения восстали фалмеры. Эта война получила название Войны Скалы. Конфликт разворачивался глубоко в недрах земли, так что жившие на поверхности норды даже не подозревали о нём. Война закончилась лишь с исчезновением двемеров.
Двемеры неожиданно исчезли во время битвы у Красной горы, крупнейшего сражения Войны Первого Совета. Это якобы произошло из-за главного тонального архитектора двемеров, лорда Кагренака, ответственного за постройку больших двемерских поселений времён их Второй Империи. Кагренак использовал созданные им инструменты, чтобы заполучить силу Сердца Лорхана, обнаруженного двемерами под Красной горой. Война с кимерами началась именно из-за Сердца — кимеры полагали, что использование Сердца кощунственно. Точные цели Кагренака остаются неизвестными: считается, что он хотел приблизить свою расу к Анумидиуму. Исчезновение целой расы немедленно породило огромное число теорий и предположений, но принято считать, что двемеры исчезли именно после попытки взаимодействия с Сердцем Лорхана. Многие двемеры были против использования Сердца, но большинство тональных архитекторов во главе с Кагренаком и Бтуандом Мзанчем, создателем Яйца Времени, поддержали эту идею.
Судя по всему, представители расы двемеров попросту исчезли из Нирна. Во время исследований ранее нетронутых руин Бамз-Амсшенда рядом с Морнхолдом были обнаружены кучи пепла, в которые обратились жители города. В 4Э 201 г. один из сотрудников Коллегии Магов Винтерхолда, Арнел Гейн, попытался воссоздать обстоятельства исчезновения двемеров с помощью одного из инструментов Кагренака, Разрубателя, чтобы проверить теорию исчезновения двемеров. В процессе проведения эксперимента он исчез. Некоторые учёные ставят под сомнение версию моментального исчезновения двемеров.
Вторая по популярности теория связывает исчезновение двемеров с их попытками повлиять на Кости Земли и законы природы. Вместо поклонения каким-то божествам они пытались создать своё божество — Анумидиум. Вивек, воин-поэт и бог данмеров, полагает, что двемеры исчезли именно из-за своего «божественного греха» — попытки создать бога из частей Лорхана. Неясно, использование ли Инструментов Кагренака или само намерение создать бога погубило двемеров.
Двемеры, по всей видимости, обладали способностью «Вызова», неким аналогом телепатии. Эта способность позволяла двемерам общаться друг с другом на больших расстояниях. Есть мнение, что перед исчезновением двемеров Кагренак с помощью этой способности призвал всех двемеров к единению, чтобы привести в исполнение свой план выхода за пределы Плана Смертных.
Культура
Общество
Двемеры были самой вольнодумной и закрытой для внешних контактов расой Тамриэля. Для своего времени двемеры были самой высокоразвитой расой. Двемерское общество не поощряло использование технологий вместо магии, однако в глазах большинства двемеров магия была бесполезным и совсем не важным занятием, что вызывало насмешки и презрение других рас.
Двемеров называли злой расой, хотя, согласно письменным источникам Первой эры, двемеры сами опасались большинства своих соседей: нордов, данмеров, редгардов и богов, в которых якобы не верили. В то же время некоторые учёные указывают на благородство и честность расы, чьи легенды повествуют о героизме и отваге двемеров.
Большинство источников повествуют о расе в целом, хотя есть и такие, которые рассказывают о жизни и поступках отдельных представителей расы. До сих пор неизвестно, составляли ли двемерские поселения единую империю или были разделены на множество кланов.
Своим стремлением к науке и развитию техники двемеры разительно отличаются от других рас. На вершине общества двемеров стояли философы, математики, учёные, металлурги или архитекторы, составлявшие двемерскую элиту. Учёные и исследователи занимали в двемерском обществе положение, сравнимое с представителями духовенства у других рас. Подтверждение этому можно найти в некоторых двемерских текстах, найденных в Иркнтанде и переведённых Телвом Гелейном. Некоторые учёные склонны трактовать его труды как доказательство поклонения двемеров Мундусу, но там же рассказано о сосредоточенности двемеров на материальном мире.
Сохранились сведения о нескольких постах, которые мог занять двемер: первосвященник, генерал, лорд, советник, защитник и так далее. Высшей должностью в двемерском обществе был, по всей видимости, тональный архитектор. Тональные архитекторы занимались магическим ремеслом и проводили свои исследования, связанные с магическими приборами и инструментами, под руководством старшего тонального архитектора.
О политическом и правовом устройстве двемеров практически ничего неизвестно. Покрытой тайной остаётся и судебная система. Известна лишь одна правовая норма: если двемер был убит анимункулом, то его родственники имеют право в течение тридцати дней с убийства разобрать его на части и забрать себе.
В Первой Эре двемеры заключили союз с кимерами, чтобы совместными усилиями выбить нордов из Морровинда. Этот альянс двух народов известен как Первый Совет. Создание Совета сблизило два враждовавших народа и способствовало культурному и торговому взаимодействию двемеров и кимеров.
Язык
Глубоко под землёй, далеко от людей
Покинутая Красная Гора, извитой Кин
Прославляй Ум, прославляй Камень
Двемерское племя, сильнее, чем кость.
Язык и письменность двемеров называют двемерис. Для этого языка характерно повторение звуков [з] и [д]. Письменность представляет собой двемерский вариант даэдрических рун, хотя во многом их язык схож с альдмерисом, что указывает на общность происхождения.
Многие двемерские слова стали префиксами и суффиксами различных географический названий. Так, «волен» переводится как «молот», а «фелл» — «город». «Воленфелл» буквально означает «Город молота». Название легендарного двемерского боевого молота Волендранга переводится как «Молот Могущества». Провинция Хаммерфелл получила своё название, когда вождь клана Руркен решил покинуть Морровинд и основать новые поселения там, где упадёт Волендранг. Название Фал-Жардум Дин удалось перевести как Чёрный Предел.
Из всех трудов двемерских учёных переводу поддаются лишь пять: «Божественная метафизика», «Яйцо Времени», «Висячие сады», «Огонь и вера Нчунака» и «Хроники Нчулефта». Первый труд, «Божественная метафизика», рассказывает о создании Нумидиума и использовании инструментов Кагренака для воздействия на Сердце Лорхана. «Яйцо Времени», написанное Бтуандом Мзанчем, опровергает теории Кагренака. «Висячие сады» — это путеводитель, «Огонь и вера Нчунака» — рассказ о приключениях Нчунака, а «Хроники Нчулефта» описывают заговор против двемеров в Нчулефте.
Философия
Неизвестно, поклонялись ли двемеры каким-либо божествам. Единственное, в чём нет сомнений — это в том, что двемеры презирали даэдра и поклонявшихся им, «предпочитая поклоняться своим богам Разума и Логики». Последнюю фразу можно толковать как в буквальном, так и в переносном смысле. Вивек в своих трудах писал о них с заглавной буквы, чем, возможно, хотел подчеркнуть, что не стоит заменять веру культом подобных идей. Это также можно толковать как обожествление некоторых идей двемеров. Например, Сердце Лорхана использовалось для создания всеобщей духовной связи, что ведёт к созданию коллективного разума с помощью тональной архитектуры и сердца мёртвого бога. Двемерскую религию можно смело назвать одной из самых сложных загадок двемерской культуры.
Технологии
Двемеры известны как создатели тысяч самых разнообразных механических аппаратов различной степени сложности, большинство из которых было создано в Нчардаке, большом промышленном центре двемеров. Эти конструкции принято называть анимункулами или просто автоматами; появляясь на поле боя, они повергали противников двемеров в ужас, поскольку не знали усталости и милосердия. Самым простым типом автоматов служил двемерский паук, отгонявший нарушителей. Большинство, даже самые мелкие автоматы, содежат камень душ, а большие анимункулы имели несколько больших камней. Согласно исследованиям учёного Колсельмо, камень душ служил источником энергии для работы автоматов. В некоторых автоматах, например, в двемерском пауке-страже, камень душ служил источником магии разрушения, позволявшей атаковать врагов молниями. Наличие камней душ позволяло и позволяет автоматам работать, даже если основной паровой источник энергии вышел из строя.
Более сложными автоматами были двемерские баллисты, центурионы и сферы. Они были способны реагировать на поступки окружающих благодаря ювелирной работе двемерских инженеров. Двемерские механизмы каким-то образом были связаны с местом изготовления: если вынести их оттуда, они сразу же ломаются и престают работать. Вполне возможно, что анимункулы были способны ремонтировать и перезаряжать себя для продолжения службы хозяевам.
Военная техника гномов была устойчива к воздействию времени и очень эффективна. Оружие двемеров долго сохраняло заточку, а доспехи было очень сложно пробить. Мечи двемеров легко пробивали броню благодаря особому способу закалки и обоюдоострой форме. Доспехи могли выдержать удар практически любой силы и даже останавливали выпущенный в упор арбалетный болт. Такими качествами оружие и броня обязаны не столько мастерству кузнецов, сколько успехам двемеров в металлургии и обработке металла. Если сравнить оружие двемеров и, например, альтмеров, то можно заметить, что двемерские оружейники уповали на качество материалов и делали оружие, которое должно убивать, что объясняет отсутствие декоративных элементов. В армиях двемеров, наряду с традиционными луками, часто использовались более технологичные арбалеты. Были разработаны несколько разновидностей самих арбалетов и болтов для них, среди которых самыми совершенными были взрывные болты.
Одним из крупнейших творений двемеров считается гигантский голем Нумидиум («Медный Бог»). Нумидиум был разработан с целью получения божественного бессмертия и возвеличивания расы двемеров над Нирном. Двемерскими тональными архитекторами были разработаны три инструмента, которые позволяли черпать энергию напрямую из Сердца Лорхана: Разделитель, Разрубатель и Призрачный Страж. Последний требовался, чтобы защитить владельца от возможных отрицательных последствий взаимодействия с Сердцем. Разделитель мог улавливать и собирать божественную энергию, исходящую из Сердца. Разрубатель же фокусировал и собирал извлечённую энергию. Другой машиной двемеров был Конвектор, способный изменять любые камни душ. Для управления многими сложными механизмами необходим Управляющий Куб. Двемеры из Нчардака использовали такие Кубы для управления системами города и охраны большой библиотеки, чьи тайны тщательно скрывались от посторонних. Тональные Резонаторы служили пропускными пунктами и воротами между разными городами. Надёжность этих механизмов столь высока, что Тональные Резонаторы работают до сих пор. Ещё два устройства, Сфера Созвучия и Механизм Гномов, закрывали вход в столицу двемеров, Чёрный Предел. Но вершиной мастерства двемерских инженеров можно считать двемерский Словарь, с помощью которого можно читать Древние Свитки без риска сойти с ума или ослепнуть. Словари позволяли хранить большие объёмы информации касательно устройства двемерских механизмов. Многие двемерские ремесленники изготавливали различные игрушки и головоломки. Примером мастерства двемеров могли служить могущественные зачарованные предметы из этериума: Этериевый Посох, Этериевая Корона и Этериевый Щит.
Артефакты
Двемерские артефакты высоко ценятся в Империи, хотя их продажа строго запрещена рядом эдиктов и уставов, поскольку все двемерские артефакты объявлены собственностью лично императора. Однако это не мешает огромному количеству предметов регулярно «пропадать» из руин и оседать в частных коллекциях. Ценится практически всё, что связано с двемерами: от посуды до оружия. Контрабандисты готовы рисковать своей свободой ради получения прибыли от продажи артефактов. Двемерские изделия славятся мастерством исполнения и долговечностью. Тем не менее процесс добычи артефактов сопряжён с множеством опасностей: древние защитные механизмы и ловушки, которыми полны руины, до сих пор работают.
Простой подсчет показывает, что существуют сотни, если не тысячи, зданий гномов, состоящих из идеально прямых углов, в то время как примеров, когда в каменной кладке допускались округлости и изгибы, гораздо меньше. Это заставляет нас предположить, что гномы предпочитали надежные, хорошо просчитанные конструкции, основанные на линиях с точными углами, более рискованным и неточным расчетам с использованием дуг и кривых.
Архитектура
Держава двемеров простиралась на огромные расстояния. Их города и аванпосты найдены в Морровинде, Хай Роке, Скайриме и Хаммерфелле. Считается, что основным регионом, где проживали двемеры, был регион Ввандерфелла в Морровинде, хотя по некоторым данным столицей двемеров был Чёрный Предел в Скайриме. Двемерские поселения принято называть крепостями или свободными холдами. Иногда двемерские крупные поселения называют городами-государствами.
Функции
Двемерские города были достаточно обширны. В них было место для жилых помещений, рабочих кабинетов, лабораторий для магических и научных изысканий, мастерских, залов для производства двемерских механизмов и автоматов, учебных аудиторий, насосных станций и бойлерных. Другие городские районы включали аэдромы и небесные купола (в них располагались Окуларии), залы для собраний, казармы, храмы, рынки, складские помещения, оружейные, сокровищницы и т.д. Все помещения были связаны между собой системой залов и длинных коридоров, проходящих через все города. Некоторые части города были разделены на отдельные участки, приспособленные для конкретного вида деятельности. Так, Арканекс был предназначен для проведения магических исследований. Раскопки, проведённые в Арканексе Бтардамза, позволили обнаружить множество камней душ, алхимических лабораторий и магических гримуаров. Это говорит в пользу теории, согласно которой двемерские инженеры и учёные параллельно занимались и магией. Район города, называемый Анимункуларием, предназначался для производства автоматов. Хотя в Нчардаке не найден такой район, это был известный центр по изготовлению боевых машин, способный в кратчайшие сроки создать целую армию.
Столица двемеров, Чёрный Предел, была связана с тремя городами: Альфтандом, Ральбтаром и Мзинчалефтом. Чтобы попасть в Чёрный Предел, нужно было использовать два устройства: Гномий Механизм и Сферу Созвучия. Эти два устройства не были соединены друг с другом, но, чтобы открыть вход в столицу, необходимо было использовать их одновременно.
Инфраструктура
Результатом стремления двемеров совершенствовать свои навыки в обработке металла и изучении наук (в частности, астрономии) стало возведение Планетариев. Одним из самых известный строений подобного типа был Планетарий на острове Строс М’Кай, возведённый кланом Руркен примерно в 1Э 420. Ещё одним ярким примером высокотехнологичных двемерских строений служит Окуларий. Это массивная конструкция, расположенная в Мзулфте и Башне Мзарка в Чёрном пределе. Окуларий Мзулфта был построен для сбора и расщепления звёздного света. С помощью правильно откалиброванных фокусировочных кристаллов Окулария можно получить карту Тамриэля с нанесёнными на неё местами сосредоточения магической энергии. Двемерские учёные, маги, инженеры и тональные архитекторы пытались использовать силу звёздного света в своих целях. В то же время постройка Окулария Башни Мзарка преследовала другую цель: там хранились артефакты великой силы, среди которых был даже Древний Свиток. Окуларии размещались в небесных куполах. Согласно утверждению Паратия Децимия, Планетарий в Университете Таинств был прикрытием для другого Окулария.
Архитектурные стили
Города северных двемерских кланов отличаются уникальной архитектурной особенностью: возведением так называемого Глубокого Центра. Глубокие Центры считаются самыми глубокими рукотворными пещерами в мире. Внутри Глубоких Центров располагались строения, вырезанные в камне или построенные на полу пещеры. Величайшим строением подобного типа мог похвастаться город Бтардамз, который описан учёным Телвом Гелейном. Глубокий Центр Бтардамза был пронизан дорогами, по которым спокойно могли пройти десять человек, выстроившихся в ряд.
Двемерские города, расположенные западнее Ввандерфелла, уходят на гораздо большую глубину, чем их морровиндские аналоги. По предположениям того же Гелейна, существовала определённая граница, только после достижения которой землекопами двемеров начиналось возведение жилых помещений. Эта граница получила название «геоклина». Неясно, имелась ли связь между геоклином и Глубоким Центром, но глубина залегания Центра могла варьироваться, в то время как геоклин везде одинков и только по его достижении поселение рассматривалось как город. Туннели и камеры, расположенные на небольшой глубине, использовались для повседневных нужд, тогда как выполненные с большим мастерством и размахом более глубокие помещения играли общественно-значимую роль. Складские помещения, оружейные и казармы располагались выше геоклина и были построены без всякой системы. Согласно некоторым предположениям, это происходило из-за хаотичности первых земляных работ и попыток найти наиболее подходящий для строительства грунт.
Общий стиль двемерских построек назывался Хоаген Култорра. Многие учёные толкуют этот термин с точки зрения двемерской философии и культуры, сосредоточенной вокруг поклонения Мундусу. Гелейн же предполагает, что термин связан с гражданской стороной жизни. Первая часть текста, в котором описан двемерский стиль архитектуры, найденная во время раскопок в Иркнтанде, связана с кланом Руркен. В тексте описывается возвышение двемера Куолека до должности тонального архитектора. Во второй части текста упоминается, что должность Куолека обязывала его строить в определённом стиле. Таким образом, Хоаген Култорра — это конкретный архитектурный стиль или группа стилей, объединённая общими принципами строительства.
В процессе развития двемерской архитектуры сформировались четыре проверки, которые архитекторы проводили на этапе планирования города или здания. Проверка Формой нужна, чтобы проверяющий изучил и проанализировал весь проект еще до начала строительства. Он должен понимать, что многие штрихи неуловимы или скрыты. Проверка Беспорядочностью необходима, чтобы проверяющий действовал систематически, когда нет четкого представления о форме, когда проверяющий осознает, что сделать нужно очень многое, а четкого плана нет. Необходимо изучить ситуацию и сделать необходимые распоряжения. Во время этого необходимо держать всю схему в голове. Например, проверяющий должен помнить как начальное положение какой-либо вещи, так и ее новое положение. Проверка Уклонением нужна, чтобы проверяющий изучил появившееся препятствие и оценил свои возможности и ресурсы; если препятствие слишком сложно преодолеть, необходимо найти обходные пути по его преодолению. Проверка Конфронтацией необходима, чтобы проверяющий изучил препятствие и оценил свои ресурсы и возможности; если препятствие слишком сложно преодолеть, необходимо найти обходные пути по его преодолению... но если нет обходного пути, необходимо устранить препятствие.
Частой темой для обсуждения среди исследователей двемерской культуры служат вариации их архитектурного и изобразительного стиля среди различных групп двемеров. Подобно любой другой расе, культура двемеров менялась на протяжении столетий и разлчалась в зависимости от конкретного поселения.
Архитектура двемеров, населявших Хаммерфелл, значительно отличается от культуры ввандерфельских или скайримских двемеров. Фактически, в Хаммерфелле сформировался свой собственный стиль с отличным от остальных городов расположением строений и их внутренней структурой. В отличие от остальных поселений, самые значимые части хаммерфельских городов располагались ближе к поверхности. Данный факт заставляет некоторых учёных утверждать, что все двемерские поселения за пределами Морровинда были лишь форпостами их цивилизации. Но большинство исследователей объясняет это различием во взглядах и вкусах архитекторов, строивших города. Есть версия, что внутренняя логика строений была обусловлена конкретными исследованиями, не оставлявшими места для творчества. Например, существует мнение, что города возводились исходя из геологических особенностей местности. Двемерские землекопы с трудом вгрызались в твёрдую, каменистую и мёрзлую почву Скайрима, но легко прорезали вулканические породы Ввандерфелла и песчаник Хаммерфелла. Возможно, в Скайриме двемерские машины просто не могли прорывать достаточно обширные помещения, пока не достигали определённого слоя почвы, что объясняет глубокое залегание местных городов.
Известные города
Поскольку двемеры достигли невероятных успехов в геологии и строительстве подземных городов, большинство их поселений располагалось глубоко под землёй. Едва ли не единственным исключением был Маркарт, значительная часть которого была выстроена на поверхности. После исчезновения двемеров город заселили люди и сделали его столицей Предела. Во времена двемеров город назывался Нчуанд-Зел. В дальнем конце города была выстроена Подкаменная крепость, где сейчас находится резиденция ярла Предела. За Подкаменной крепостью начиналась подземная часть города, но когда люди заселили Нчуанд-Зел, они не рискнули селиться под землёй, так что сейчас машинные залы и жилища населены фалмерами.
Интересные факты
- Вместе с альдмерами, айлейдами, снежными эльфами и кимерами двемеры составляют пять «древних эльфийских цивилизаций» Тамриэля.
- Письменность двемеров может строиться по принципам реальной гаэльской письменности.
- Если верна теория о заключении двемеров Азурой, то они могут находиться в области, доступной смертным. Так, Фалион из Морфала говорит: «Я путешествовал по планам Обливиона, я разговаривал с даэдра и двемерами…». Эти слова могут служить подтверждением того, что эта область — один из планов Обливиона или карманное измерение.
Источник: Перейти
Комментарии