В обзоре встречаются небольшие спойлеры.  

В конце 2024 года цикл «Ведьмак» пополнился новой книгой – Анджей Сапковский написал «Перекресток воронов». В этом обзоре рассмотрим, удалось ли мэтру создать новый шедевр и как эта книга влияет на прошлое и будущее Геральта.

Обложка книги

«Перекресток воронов» (польск. Rozdroże kruków) поистине можно назвать книгой-неожиданностью. Новый роман вышел за книгой  «Сезон гроз» спустя 11 лет, когда сага о Ведьмаке, казалось, вполне была завершена. Но вот в августе 2023-го Сапковский обещает написать еще одну книгу в следующем году. И именно так и происходит.

Новый роман - доказательство того, что создатель «Ведьмака» не уходит в тень перед популярной игрой, не заслонен неоднозначным сериалом и его рано списывать со счетов. Но получилось ли у пана Сапковского создать шедевр? Или новая глава приключений Геральта вышла довольно проходной? Давайте разбираться.

На момент написания этого обзора «Перекресток воронов» - последняя книга, написанная автором, и первая по хронологии книга цикла «Ведьмак». Как и обещал создатель легендарной саги, в ней рассказывается о юности Геральта, о том, как юный ведьмак впервые выходит на большак и оказывается на перепутье, где вороны предвещают беду.

Юный ведьмак ищет работу. Иллюстрация к роману, фан-арт. Найдено в Сети

О чем Новая книга?

«Перекресток воронов» поражает фаната вселенной в самое сердечко уже тем, что начинается с памятного эпизода, который Геральт сам рассказывал послушнице Йоле много лет спустя: столкновение с его первым чудовищем. Помните, что у чудовища была «роскошная лысина и отвратительные зубы»?  («Последнее желание», Глас рассудка IV.) Теперь эта картина предстает перед читателем наяву, а не в пересказе Ведьмака, и со множеством подробностей.  

Только, возможно, те, кто привык к Геральту как к брутальному осмотрительному охотнику на чудовищ, подивятся тому, что в этой книге Ведьмак поначалу здорово напоминает Бамблби из «Трансформеров» или наивного молодого Парсифаля из одноименного рыцарского романа.

Полный юношеского пыла Геральт спешит на любой призыв о помощи. Но энтузиазм понемногу гаснет после случаев вроде того, когда герою приходится осматривать причинное место старосты деревни и доказывать, что это не проклятье, а застарелый триппер. Геральт сталкивается с жестоким невежеством, человеческой глупостью и жаждой корысти. Он открывает, что иные люди «опасней монстров тех», и постепенно превращается в знакомого нам угрюмого молчаливого ведьмака. Также автор описывает, что поначалу Геральт вовсе не был таким блестящим мастером боевых искусств, и у него был даже момент страха во время битвы с чудовищем. Поэтому очень интересно и вдохновляюще читать о том, как герой становится все сильнее и опытнее и у него получается успешно выходить из конфликтов, в том числе словесных, и не только с монстрами.

Постепенно в романе вырисовывается основной квест сюжет. Геральт пытается узнать, что произошло в цитадели Каэр Морхен в 1194 году и кто на самом деле стоит за нападением на ведьмаков, о котором мы столько слышали в предыдущих книгах услышим в будущем. Попутно Ведьмак пытается вычислить автора злобного памфлета «Монструм», оскорбительные цитаты из которого встречаются в виде эпиграфов к главам саги. В том числе и к «Перекрестку воронов».

Цитадель Каэр Морхен, скриншот из трейлера игры "Ведьмак-3", найден в Сети

Связь с остальными приключениями

В главах романа также описаны разные эпизоды охоты на монстров. И иногда кажется, что Сапковский, право слово, издевается, потому что в одной деревне Ведьмака нанимают убить котэ (точнее кота ведьмы размером с теленка, убивающего людей, по описаниям крестьян). В другой раз противником Геральта оказывается… курица. Точнее гигантская полумифическая птица, терроризирующая селян. И так как это все-таки птица, после победы жители решили, что незачем пропадать такому добру, ну и на сковородку ее. Однако внимательный читатель не пропустит драматичную горечь в этой истории – причину агрессии чудища. Встречается также эпизод, когда Геральту поручают снять проклятье стрыги. Снова. То есть на самом деле для него в первый раз! И когда читаешь, как он сражался с проклятым монстром, даже не знаешь, с кем Анджей Сапковский пытается состязаться… С сериалом? С играми? С самим собой?

Вы помните финал «Владычицы Озера», когда Геральту наносят рану оружием с зубьями? Притом, что еще с «Крови эльфов» Цири невольно начинает пугать такой развязкой.  В этом же романе автор, кажется, спорит с собой, заявляя: «Нападать на ведьмака чем-то столь тяжелым и неуклюжим, как вилы, было редкой глупостью, если не сказать безумием». Геральт в «Перекрестке воронов» играючи избегает ударов и смотрит на своего противника как на сумасшедшего.

Мимолетное упоминание, что Геральт моется только серым мылом без запаха, так как «подавляющее большинство чудовищ обладало очень чутким нюхом – а некоторые и вовсе невообразимо острым. У неестественно пахнущего ведьмака против них не было ни единого шанса», - это словно ответ на разнообразные «духи по мотивам Ведьмака», что можно раздобыть по дешевке на маркетплейсах. Или вообще на рассуждения поклонников на парфюмерных форумах на эту тему.

Нет, «Перекресток воронов» не является случайным проходным романом. В этой книге автор раскрыл для фанатов интересные подробности по вселенной. Например, каково полное имя Эскеля или почему Геральт называет свою лошадь Плотва. Рассказывается, как герой приписал себе происхождение из Ривии и наскоро придумал «кодекс ведьмака», чтобы отмахиваться от нелепых требований крестьян. Конечно же, не обойдется без битвы со злобным сколопендроморфом, напавшим на детей, - эта сцена у Сапковского повторяется, наверное, во всех книгах. Будут и визиты в храм Мелитэле, где Нэннеке является не пожилой настоятельницей, а молодой жрицей. Но все равно мучает Ведьмака нравоучениями.

Впечатления приятные и не очень

Юный Геральт довольно эмоционален, фан-арт, найден в Сети

В книге действует не один, а даже 2 беловолосых ведьмака. У Геральта появляется своего рода наставник из Школы Змеи (!). Вот только, не скажу, что, кроме Геральта, ключевые персонажи романа вышли удачно из-под пера мэтра. Престон Хольт, суровый префект (читай: сыщик) со смешным именем Эстеван Трилло да Кунья, чародейка Врай Наттеравн и другие могут эффектно выглядеть, круто сражаться, вести остроумные словесные пикировки с Геральтом. Но они все, как бы это сказать, кажутся немного плоскими, NPC-подобными, «функциональными» - то есть они как будто нужны, чтобы Геральт с ними взаимодействовал и как-то двигался сюжет. Все эти персонажи ни в какое сравнение не идут с Йеннифэр, Цири или даже Лютиком.

 Кажется, что автор иногда просто заполняет страницы лишними деталями вроде перечисления терминов из медицины или фехтования, порой он перегружает предложения латынью. Выбор в качестве эпиграфов цитат из Шекспира или Мильтона тоже несколько удивляет. Да, автор прямо указывал, что мир Ведьмака и наш на самом деле параллельны, но создается впечатление, что фразы из классиков он добавлял просто наобум по ассоциациям.

Кажется, что повествователь слишком торопится. Например, расспрашивая о странных событиях в деревне, Геральт слышит безапелляционные обвинения, что неурожаи и беды были делом рук ведьмы. Но затем тот же самый собеседник вздыхает и признается, что, наверное, никакой ведьмы не было, а невежественные крестьяне обвинили невинную женщину. По идее, ведьмак должен был бы услышать такие противоположные мнения из разных уст. Может, автор поленился писать второй диалог или решил, что терпение читателя не выдержит долгое расследование?

Такого в новой книге нет, фан-арт, найден в Сети

Но что меня как читательницу разочаровало – в романе у Геральта нет ни любовных отношений, ни в целом любовных сцен. Это очень странно, ведь ведьмакам приписывается «повышенное либидо». Если в остальных книгах спустя много лет герой не пропускал практически ни одной юбки, то, представляете, как мог бы чудить восемнадцатилетний Геральт? Я бы не удивилась, если бы он попытался соблазнить стрыгу, хе-хе. Но почему-то молодой герой «Перекрестка воронов» при виде дам только молчит и глазки с вертикальными зрачками в пол. Не только нет ухаживаний, но даже диалога. Лишь ожидание, что дама снизойдет. Что-то никто не снизошел. Неужели весь пыл мэтра растратился на бесконечные пикировки остроумными фразочками и сарказм? А ведь в прежних книгах даже на краю гибели Ведьмак с Йеннифэр предпочли уединиться в ванной, и эта сцена была описана бесстрашно, романтично и немного безумно. Да они даже на чучеле единорога не постеснялись выразить свою страсть! А тут складывается впечатление, что женщины вокруг Геральта если что-то и делают для него, то… просто из жалости. Впрочем, все-таки есть одна интимная сцена – кто-то из жриц помогает оправляющемуся от серьезных ран Геральту… сходить в туалет.
Вообще не могу не отметить, что мир последнего романа состоит из профессионалов-одиночек вроде Геральта или Престона Хольта. Если случается какое-то дружеское сближение, то оно временное. При этом у каждого героя в душе какая-то темная бездна. Счастливых пар нет. Если появляются персонажи, состоящие в длительных отношениях, то, поверьте мне на слово, с ними оказывается что-то не так. А если повествователь показывает семью, то на этой семье обязательно висит проклятье, а в шкафу скелеты, порой даже настоящие. Может быть, это законы жанра, и автор нагоняет чернухи, только грустно все это. Не зря Цири так и норовит сбежать подальше от этой компании.

Главная идея

Существует известная картина В. Васнецова «Витязь на распутье». Уж конечно, она вам не незнакома. И Сапковский, кто знает, быть может, вдохновлялся ей. Впрочем, про это я достоверно не знаю и утверждать не буду. Однако картина по духу и по идее очень близка «Перекрестку воронов».

В.М. Васнецов "Витязь на распутье", 1882

На этой картине изображена известная сцена из былины, в которой богатырь Илья Муромец тоже находится на распутье (и даже вороны присутствуют). У Васнецова на камне можно разобрать лишь одну надпись. Она гласит: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Это не случайно. Это значит, что богатырь уже сделал свой выбор. Как истинный защитник людей и родной земли, он уже выбрал свой путь, осозная, что он будет не прост. Геральт поступает точно так же.

 «Перекресток воронов» - это книга не только про приключения, но и про выбор Геральта на жизненном перепутье. Этот выбор в том, чтобы оставаться человеком и защищать мир от зла, светом пронзить тьму и рассеять мрак.

Еще один вариант обложки, найдено в Сети

итоги

Конечно, интересно почитать, как начиналась история легендарного Ведьмака, о его первых шагах и моральных дилеммах. «Перекресток воронов» - это важная книга, заслуживающая достойное место в серии. Разумеется, едва ли кто из поклонников вселенной не почтит ее вниманием. Но чувствуется, что она могла получиться и немного более удачной как в художественном плане, так и в плане истории Геральта.

2

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить новый комментарий. Или зарегистрируйтесь.