В Тамриэле поклоняются множеству божеств. Некоторые из них под разными именами известны каждому народу, другие столь же необычны, как и те, кто в них верит. В этой статье вы найдете классификацию всех известных богов и описание каждого из них.
Классификация богов
В целом, богов можно разделить на следующие группы:
Многочисленные версии Ану и Падомай, двух основных сил. В большинстве верований эти две сущности именуют по-разному.
Эт’Ада — «изначальные духи», раса божественных существ, произошедших от взаимодействия Ану и Падомай:
- Аэдра — ануическое происхождение; это боги, которые способствовали созиданию Мундуса.
- Даэдра — падомаическое происхождение; эти боги отказались помогать в созидании Мундуса.
Иные божественные духи, или Ада, такие как Морихаус и Пелинал Вайтстрейк, потомки эт’Ада.
Иногда смертного, например, Талоса или Трибунал, обожествляют, и тот становится богом.
Пантеоны
В таблице ниже собраны имена всех сущностей, которым поклоняются девять главных рас Тамриэля. Обратите внимание на то, что разные верования признают многих богов, но не обязательно им поклоняются. Поэтому эта таблица не является полным списком всех известных богов. О культуре Чернотопья известно мало, поэтому боги этого региона в таблице не приведены. Наконец, в таблице нет богов орков, так как у них нет своей провинции, а только королевство в Хай Роке — Орсиниум. Тем не менее, орки преимущественно поклоняются Малакату и/или Тринимаку.
Автор пантеона: Scarab-Phoenix
Божества | ||||
Ану и Падомай | Ануиэль | Ситис | Пожиратель Мира | Эт'Ада (Аэдра, Даэдра, Магне-Ге) |
Смотрите также: Реймон Эбеновая Рука, Лорд Ирарак, Иус, Мулук, Сай, Шаграт, Массер, Секунда, Огма, Маннимарко, Идеальные Повелители, Дикий Король, Эльнофей.
Культы
В Тамриэле пантеоны разных провинций включают в себя разных богов, хотя некоторым богам поклоняются в нескольких провинциях.
- В Cиродиле распространено поклонение Девяти Божествам, или аэдра, особенно среди коренных имперцев.
- В Морровинде повсеместно поклоняются даэдрическим Принцам и Трибуналу, особенно коренные данмеры.
- В Скайриме в некоторых владениях поклоняются богам древнего нордского пантеона, а в других приняли богов современного имперского пантеона.
Все сущее пребывало и пребывает в Ану.
Ану, или Ану Всего Сущий, считается воплощением статичности, персонификацией одной из двух изначальных сил, второй из которых является Падомай — изменчивость. Ану или аналогичное ему божество под разными именами существует во всех культурах: например, каджиты называют его «Анурр» и считают братом «Фадомай».
Время начало свой отсчет, когда эти две силы пришли в Пустоту. Все появилось из их взаимодействия, и первой была Нир. Ану обычно считают мужчиной, а Нир — женщиной, и их любовь стала первой в мире. Любовь Нир и Ану разгневала Падомая, и он смертельно ранил Нир. Прежде чем умереть, Нир родила двенадцать планов Мироздания. Падомай разбил их на множество осколков, но Ану собрал части воедино и создал один-единственный мир — Нирн.
Падомай вновь пытался уничтожить Мироздание, но Ану выбросил себя и брата за пределы Времени, тем самым предотвратив угрозу. В Мироздании же осталось множество ануических и падомаических духов. Кровь Ану, пролитая во время битвы, стала звездами, а из смешанной крови братьев родились аэдра. Согласно верованиям альтмеров, Ану из своей души создал Ануиэля, а его душа, в свою очередь, стала Ауриэлем.
К богам ануического происхождения, более «склонным к свету Ану», относятся почти все аэдра и большинство божеств, связанных с сотворением Мундуса и Нирна. Джиггалаг также может считаться ануическим божеством, т.к. подобно Ану воплощает Порядок.
В мифах Месопотамии Ану был верховным божеством, одним из древнейших из всех известных.
Хронология событий несколько отличается в различных версиях, и некоторые деяния Ану порой приписываются ануическим духам.
Ану упоминается в 35-й проповеди Вивека, однако смысл остается неясным.
В первом томе книги «Мифический Рассвет. Комментарии» упоминается «тлен Ану».
Падомай
Падомай, также известный как Тьма, Падхоум или Фадомай, — воплощение изменчивости, часто его отождествляют с Ситисом. Падомай, живущий в Пустоте, наравне с Ану представляет собой одну из двух изначальных сил — хаос и изменение. В мифах о создании мира говорится, что Падомай — брат Ану, а Нир — персонификация Аурбиса. Любовь Ану и Нир причиняла боль Падомаю. Он убил Нир и разбил на части их дитя — Мироздание. Ану спас то, что от него осталось, навеки покинув Время вместе с братом.
К божествам «падомаического» происхождения относятся большинство принцев даэдра. Даэдра, плоть от плоти и кровь от крови Падомая, воплощают изменчивость, равно как и его «сын» Лорхан. Аэдра родились из смешанной крови Ану и Падомая, потому способны и на добрые, и на злые деяния. Падомая и богов «падомаического» происхождения часто считают «злыми», хотя такой ярлык не отражает сути: правдиво лишь то, что Ану и Падомай — два равных по силе и неразрывно связанных друг с другом антипода. Связь эта настолько крепка, что в некоторых культурах, а именно среди редгардов, не разделяют эти два понятия и веруют в единое изначальное божество.
Скаалы также верят в единого бога — Всесоздателя, хотя они признают также существование Неприятеля — злобной многоликой сущности, которая прикладывает все усилия, чтобы извратить творения Всесоздателя. Непрекращающаяся борьба между ними напоминает противостояние Ану и Падомая.
В книге «36 уроков Вивека» несколько раз упоминается «алтарь Падхоума» в «храме Боэтии» (или Ложных Мыслей). Боэтия считается одним из сильнейших падомаических божеств.
В своей книге «Мифический Рассвет. Комментарии» Манкар Каморан пишет о «глазах Падхоум». Считается, что он имел в виду врата Обливиона.
В мифах каджитов о происхождении мира Фадомай — сестра Анурра. Они поженились, и у них было два помета котят — аэдра и даэдра. Анурр больше не хотел детей, и втайне от него Фадомай дала жизнь последнему помету, в том числе Мундусу. Когда Анурр узнал об этом, он пришел в ярость и ударил ее. Фадомай умерла, успев лишь наградить каждого из детей особым даром.
Ануиэль
До появления человека или бога Ану создал Ануиэля, свою душу и душу всех существ. Ануиэль (Ануи-Эль) — олицетворение Аурбиса или завершенность сотворения. Ануиэля понимают как силу равную Ситису, но противостоящую ему. Его часто описывают как Свет или Порядок, хотя поклонники Ситиса рассматривают его как демона, так как он представляет статическое равновесие Ану, что для них — неизменное ничто.
Ситис
Ситис (Падомай) — образ единого первобытного хаоса. Он также является покровителем Темного Братства, члены которого приписывают ему мужское начало и считают мужем Матери Ночи. Ситис описан как сила, равная Ануиэлю, но противопоставленная ему. Хотя Темное Братство часто очеловечивает Ситиса, называя его Отцом, они признают, что он не относится к аэдра или даэдра и не обитает в Обливионе. Ситис упоминается в большинстве мифов о сотворении Тамриэля под различными именами. Хотя в разных изложениях указаны разные версии о том, что возникло раньше — Ситис или Ануиэль, большинство все-таки предполагает, что благодаря Ануиэлю появились аэдра, а благодарю Ситису — Лорхан, а значит, и все смертные. Также некоторые источники свидетельствуют о том, что в даэдра течет кровь Ситиса, что оправдывает их роль тех, кто несет перемены.
У Ситиса разнообразные, таинственные отношения с другими духами. Шеогората описывают как «дыру по форме Ситиса» мира, и, возможно, это подчеркивает хаотичную природу Шеогората. Отношения Ситиса с Мефалой особенно запутаны. Кто-то говорит, что он — дитя Мефалы, другие — что он и есть Мефала, но в иной форме, а третьи — что он даже старше Мефалы, и большинство источников говорят о том же. Ситис не только является покровителем Темного Братства — почти все расы признают Ситиса в какой-либо форме, даже разумные деревья хист. Кроме того, с Ситисом связаны аргониане. По традиции Темных ящеров, если аргонианин рожден под знаком Тени, его с рождения отдают в Темное Братство и учат искусству убивать. Дожив до определенного возраста, Темные ящеры становятся полноценными членами Братства и всю свою жизнь служат Ситису.
Пожиратель мира
Алдуин, Пожиратель мира — нордский вариант Акатоша и лишь поверхностно напоминает своего двойника в Девятибожии. Например, его прозвище «Мироед» происходит из мифов, которые описывают его как ужасную, яростную огненную бурю, которая разрушила предыдущий мир, чтобы начался этот. Норды поэтому видят бога времени одновременно творцом и предвестником апокалипсиса. Он не возглавляет пантеон нордлингов (по сути дела, в этом пантеоне нет главного бога; см. Шор, ниже), но является его источником, пусть мрачным и пугающим.
Алдуин — чрезвычайно сильный дракон, самопровозглашенный Первенец Акатоша, старший брат Партурнакса и аспект Акатоша («Не забывай, что само Небо отделило тебя от меня»).
Согласно Партурнаксу, однажды Алдуина сочли величайшим из созданий Акатоша, но он возгордился и решил отказаться от подходящей ему роли Мироеда, чтобы завоевать Мундус для себя и собратьев-драконов. Хотя во время древней войны Дракона его изгнали при помощи Древнего Свитка, а возвращение Алдуина в Нирн совпало с появлением Довакина. Его имя можно разложить на слоги «Ал-Ду-Ин», что означает «Разрушитель, Высший Пожиратель».
Акатош
Акатош (Аури-Эль, Ауриэль, Алкош, Руптга) — главное божество Девятибожия (главного религиозного культа Сиродила и его провинций), и одно из двух божеств, встречающихся в каждой религии Тамриэля (второй — Лорхан), кроме данмерского Трибунала самопровозглашенных богов. Его инкарнация — дракон, и его часто называют Драконом Времени. Он в основном считается первым богом, появившимся в Изначальном Месте; после того, как он получил форму, остальные духи нашли процесс бытия более легким, и появились различные пантеоны мира. Он главный бог в Империи Сиродила, где он воплощает долгожительство, неуязвимость и вечную законность, а также добродетели долга, служения и повиновения.
Акатош считается предком всех драконов, а их предводитель Алдуин был назван Первенцем Акатоша. Акатош — покровитель Храма Акатоша, религиозного ордена, посвященного поклонению ему и его прославлению, и его последователи именуют Акатоша Великим Драконом. Считается, что Преображение Запада и другие Прорывы Дракона являются итогом временной потери Акатошем контроля над ходом времени.
Из древних легенд кимеров исчезли почти все следы Акатоша во время так называемого Исхода, в основном из-за того, что его почитали альтмеры. Однако некоторые аспекты Акатоша, которые кажутся важными смертным расам, а именно бессмертие, историчность и происхождение, с легкостью возродились в Альмалексии, самой популярной богине из божественного Трибунала Морровинда. В качестве воплощения Матери она также несет идею прародительницы. Поэтому можно сказать, что, по крайней мере, пусть имя Акатоша в целом и не признано данмерами, его качествами не пренебрегают.
Акатош участвовал в заключении Соглашения с новой Империей человечества, и его кровь таинственным образом соединилась с Алессией и ее наследниками. Амулет Королей был главным символом его покровительства, и он позволил новой Империи Сиродила извлечь выгоду из стабилизирующего влияния Башни Белого Золота, установив барьер между Мундусом и планами Обливиона. Когда этот барьер оказался под угрозой разрушения во время Кризиса Обливиона, Мартин Септим сумел вызвать дух Акатоша и стать его инкарнацией, появившись в форме гигантского огненного дракона. Таким образом он победил Мерунеса Дагона и восстановил барьер между Тамриэлем и царствами даэдра. Инкарнация затем превратилась в статую, которая сейчас находится в разрушенном Храме Единого.
Согласно преданию, в начале Первой эры Акатош помог расе людей освободиться от владычества айлейдов, поклонявшихся демоническим силам даэдра. Он дал первой королеве Аллесии Амулет Королей и зажёг драконий огонь. Акатош и Алессия заключили договор о том, что, пока люди будут верны его драконьей крови, он будет удерживать закрытыми врата Обливиона и лишит айлейдов их армии чудовищ и нежити. До тех пор, пока в Империи будут поклоняться Акатошу и его роду, и пока потомки Алессии будут носить Амулет Королей, Акатош будет поддерживать барьер между Тамриэлем и Обливионом, дабы смертные могли не бояться нашествия орд даэдра.
Акатош велит: «Служи и повинуйся Императору. Изучай заветы. Почитай Девятерых, исполняй долг, покоряйся святым и священникам».
Акатошу приписывают создание Щита Ауриэля и Лука Ауриэля.
Алкош
Алкош, также известный как «Первый Кот» или «Великий кошачий король Времени» — божество Анеквинской династии пре-ри'Датта. Является разновидностью альтмерского Аури-Эля, и, таким образом, Акатош-как-культурный-герой для ранних каджитов. Поклонение Алкошу набрало силу во время укоренения Риддл'Тара, поэтому это божетво еще пользуется огромной популярностью в пустошах Эльсвейра. Его изображают как грозного дракона, создание, о котором каджиты отзываются как о «действительно большом коте». Каджиты полагают, что Драконий прорыв произошел как раз из-за поломки Алкоша.
Баан Дар
Баан Дар — малоизвестный бог, и в Тамриэле ему поклоняются немногие. Свиток Баан Дара, найденный в начале Второй эры и описанный Арканом, писцом Даггерфолла, в 24-ом году 2-ой Эры, — главный источник противоречий. Некоторые ученые полагают, что Баан Дар — это скорее образ жизни, а не истинный бог.
Темный Клинок Мести на Крыльях Ночи, действующий без звука. Святой Покровитель Одинокого Волка. Тысяча Глаз и Ушей и Сотня Рук вне Времени и Расстояния. Вечный, Мастер Маскировки, Человек с Тысячью Лиц, Формы и Размеры, Нежный, Жесткий, Веселый, Суровый. Все умение «Человека Неизвестного и Вечного»... не отдельный человек и не бог, а цепь зерен, посеянных в земле и оставленных расти в лесу.
Исмир (Дракон Севера): Северный аспект Талоса. Он противостоял силе голосов Седобородых достаточно долго, чтобы услышать их пророчество. Позднее, многие нордлинги не могли смотреть на него, не видя на его месте дракона.
В большинстве регионов Баан Дар — маргинальное божество, плутоватый дух воров и нищих. В Эльсвейре он более важен и зовется Отверженным. В этом аспекте Баан Дар становится духом сообразительности или отчаяния много претерпевших каджитов, чьи планы в последнюю минуту всегда разрушают махинации их (эльфийских или человеческих) врагов.
Всесоздатель
Племена скаалов на Солтсхейме верят в населенность природы духами и приписывают происхождение всего существу, известному как Всесоздатель. Согласно сказу об Аэваре Каменном певце, Создатель и Пожиратель очень похожи на Ану и Падомай, которые находятся в подобном антитетическом конфликте.
Восемь Божеств
Первоначальный пантеон в Империи Сиродил, в который входят Акатош, Аркей, Дибелла, Джулианос, Кинарет, Мара, Стендарр и Зенитар. Поклонение Восьми Божествам было провозглашено Алессией в начале Первой эры. Это был тщательно продуманный компромисс между божествами альдмеров, которым привыкли поклоняться жители Сиродила, и богами союзников-нордов Алессии. После обожествления Тайбера Септима в пантеон был включен Талос, и так появились Девять Божеств. Во 2-ом веке 4-ой Эры поклонение Талосу было запрещено Конкордатом Белого Золота — договором между Империей и Доминионом Алдмери, что поспособствовало началу бунта Братьев Бури. Любого, кого уличали в поклонении Талосу, сажали в тюрьму и карали талморские юстициары. Из-за этого вновь стали известными Восемь Божеств.
Джоуд
Джоуд — Бог большой луны у альдмеров. Также именуется Массером или Слезой Мары. В религии каджитов Джоуд — это только один аспект Лунной Сети или Йа-Ха’джай.
Джоун
Джоун — Бог малой луны у альдмеров. Также именуется Секундой или Печалью Стендарра. В религии каджитов Джоун — это только один аспект Лунной Сети, или Йа-Ха’джай.
Девять Божеств
Девять великих богов и вер Тамриэля. По своей сути они аэдра. Это Акатош, Дибелла, Зенитар, Мара, Стендарр, Кинарет, Джулианос, Аркей и Талос, который когда-то был смертным (хотя, согласно Имперской традиции, Аркей тоже раньше был смертным). До апофеоза Тайбера Септима в виде Талоса в Третьей Эре существовало Восемь Божеств, однако Империи пришлось официально вернуться к поклонению Восьми в связи с подписанием Конкордата Белого Золота по окончании Великой Войны в Четвёртой эре.
Джунал
Джунал, Бог руны — бог магического порядка у нордов. Попав в немилость к остальному пантеону, он стал Джулианосом, одним из Девяти Божеств. Вивек упоминал о «ДЖУНАЛЕ», как об одном из восьми известных миров.
Диагна
Поклонение Диагне — старый бандитский культ редгардов. Возник в Йокуде в период Резни Двадцати Семи Змей. Диагна был воплощением ХунДинга, достигшего постоянства. Он сыграл важную роль в разгроме леворуких эльфов, даровав йокуданцам орихалковое оружие. В Тамриэле он возглавил группу своих последователей против орков Орсиниума, во времена их могущества, но после исчез в забвении. Сейчас он немногим сильнее, чем местные духи в горах Драконьего хвоста.
Дикий король
Дикий король (или Дикая королева) — бог, которому поклоняются босмерские племена в нетронутых джунглях Гриншейда в Валенвуде. Как бог, он также является номинальным лидером, поскольку зачастую племена обращаются к нему, а не к королю Элден Рута. Дикий король крайне избирателен по отношению к тем, кому он явится, что очень часто ставит под сомнение его существование как таковое. Его обитель — дольмен Двора Дикого короля, расположена на юго-востоке Гриншейда. Трон Дикого короля — место, где обитает его физическое проявление, располагается высокого над городом Гринхарт. Почитатели воспринимают его как безграничную сущность, которая охватывает и дольмен, и трон. Дикий король ответственен за сохранение природного равновесия, а его власть над ним приближается к божественной.
Дикий король всегда связан со смертным. Такой смертный должен родиться с врождённым сильным контролем над природой, и сама судьба должна привести его к Трону так, чтобы предыдущий король мог умереть. После получения титула смертный моментально теряет все воспоминания о его/её предыдущей жизни. Дикому королю служат ищейки и таинственные каменные существа, известные как Полые.
Очень мало известно о смертных, которые носили такой титул, даже несмотря на огромное количество предшественников. Где-то до 1Э 2920 г., первый Дикий король заключил сделку с босмерами Закутанной долины (Shrouded Vale), деревня которых должна перенестись в другой план, оставив только смотрителя, который ухаживал за Увядающим деревом (Fading Tree). Во 2Э 285 г., во время основания первого Альдмерского Доминиона, Диким королём был мальчик альтмер по имени Остион. Доминион надеялся заработать преданность у Дикого короля, в то время как Сокрытое Наследие пыталось всячески его убить. В свою очередь, Дикий король пригласил членов Наследия в Гриншейд, поскольку один из их агентов должен был принять титул — женщина альтмер по имени Араниас, ведьма Силатара. При помощи Бездушного Араниас осознала свою судьбу и стала новой Дикой королевой. Объединившись с Доминионом они вместе продолжили борьбу против Наследия.
Дом Забот
Дом Забот — данмерский, а до этого велотийский термин для обозначения четырех лордов даэдра: Мерунеса Дагона, Шеогората, Малаката и Молаг Бала. Согласно учениям Святого Велота, которые постигали кимеры, эти принцы — злые даэдра, мятежники, чья цель — испытывать смелость и веру смертных. Они также известны как Четыре Столпа Дома Забот. Древние необычные храмы, посвященные им, разбросаны по Вварденфеллу. Парадоксально, но своим устройством они напоминают Святилище Азуры, храм одной из добрых даэдра.
Дро-м'Атра
Пантеон каджитов насчитывает несметное число богов, как временных, так и постоянных. Среди этих богов выделяют темных духов или дро-м'Атра, которые представлены обратной фазой лун.
Жадина
Жадина — это один из аспектов Пожирателя. Для племен скаалов на Солстхейме Жадина олицетворяет дьявола. Пожиратель противопоставлен Создателю и, в отличие от него, обладает аспектами с конкретными именами и половой принадлежностью. Говорят, что на протяжении многих лет Пожиратель принимал далеко не одну форму. Возможно, до того, как стать Жадиной, Пожиратель когда-то был человеком. Ему приписывают разорение скаалов, так как он похитил дары Создателя.
«Аэвар Каменный певец», книга «Семь битв Алдудагги» и «Сердце Мира» у альтмеров — для всех них прообразом является Лорхан, обманщик, забравший силу у людей. Стоит заметить, что норды на материке исторически чтили Лорхана, именуя его Шором, как главу их пантеона, поэтому статус скаалов как уникального племени очевиден.
З'ен
З'ен — Бог платы у босмеров. Исследования показывают его происхождение из аргонианских и акавирских мифов, возможно, занесенных в Валленвуд моряками-котрингами. Считающийся божеством сельского хозяйства, З’ин иногда доказывал, что является сущностью гораздо боле высокого космического порядка. Его культ вымер вскоре после Кнахатенского гриппа.
З’ен — божество-покровитель Твердости З’ена – храмов для его почитания и поклонения ему.
Зехт
Зехт — йокуданский бог земледелия. Отверг своего отца после сотворения мира, именно поэтому Высокий Папа сделал выращивание продовольствия столь сложным.
Иус
Иус, бог животных, также известен как Иус-обеспокоенный или Иус крайне обеспокоенный; является божеством, которому поклоняются в Валенвуде, Хаммерфелле и Эльсвейре.
В Валенвуде и в некоторых областях Хаммерфелла и Эльсвейра Иус изображается как обезображенный гуманоид с балансирующими весами, происхождение которых уходит корнями в сказ про Вола и Злого фермера.
Мифы
Вол и Злой фермер
Однажды злой фермер решил зарезать всех своих животных и устроить грандиозное пиршество. События этой истории разворачиваются в тот момент, когда все животные уже были зарезаны и приготовлены к большой трапезе. И вот, фермер уже готовится перерезать горло волу. Но вол, абсолютно не желая стать чьим-либо обедом, начал громко взывать (что-то вроде долгого «Мууу») к Иусу. Из ниоткуда возник Иус, неся большие весы, и без объяснений проглотил фермера и снова исчез. И с тех пор Иус всегда изображается с большими балансировочными весами. Местные почитатели либо не хотят, либо не знают о причине возникновения весов.
Второй миф
По неизвестным причинам, этот миф утверждает, что перед правлением Пелагия Септима III жил вомбат — домашний питомец леди Грилины, дочери лорда Пруфрока из Рокрика, и они были очень сильно привязаны друг к другу. Но однажды наступили тёмные времена для Рокрика. Волна ужасной чумы прокатилась по городу, погубив всю товарную культуру (в основном малину и странный сорняк). Чума продвигалась всё дальше и дальше, вызывая практически у каждого сапожника икоту. Наконец, ведьма прокляла всех горожан, и единственное, что они могли вымолвить, было «Хммм, именно». Все гильдии, магазины и торговцы — все покинули этот город.
Леди Грилина видела, как изнывал от горя и отчаяния её отец. Поэтому она привела своего вомбата и сказала: «Отец, мой вомбат может всех нас спасти, поскольку это священное животное бога животных, Иуса. Причина по которой я вам не говорила об этом в том, что я — подросток и сейчас мне не нравится общаться. Но пожалуйста, загадай желание, и Иус выполнит его, поскольку мой вомбат любит меня». Король посчитал это немного странным, но поскольку он понимал, что терять уже нечего, вымолвил скромное желание: «Всё, чего я хочу, так это чтобы в Рокрик вернулся бизнес и независимо от бедствий никогда его не покидал».
Стоит упомянуть, что король всегда жестоко относился к вомбату (ему нравилось его облизывать и кидать об стену, чтобы тот прилип), поэтому вомбат попросил Иуса создать магазин экипировки прямо перед воротами дворца, который невозможно было обойти. Все члены королевской семьи сошли с ума и съели друг друга (по иронии судьбы, вомбат был первым). Говорят, что и по сей день магазин экипировки всё ещё блокирует ворота дворца Рокрик.
Исмир
Исмир — это титул, означающий «Дракон Севера», который носили Тайбер Септим, Вульфхарт и последний Драконорожденный.
ИСМИР, Дракон Севера, всегда появляющийся в виде великого бородатого короля, владеет силами неисчислимыми. Он был мрачным, темным и самым молчаливым из вождей захватчиков, хотя по слову его деревни взлетали и падали в море. Провозвестник сражался с ним один на один, и рукой своей схватил Дракона и держал, пока из горла у него не хлынула кровь. А Вивек заключил рев дракона в эбонитовую рамку и разместил ее на голове у Исмира, отчего тот обезумел и бежал.
И'ффре
И'ффре (Бог Леса) — также известен как Джефре. Самое важное божество пантеона босмеров. Тогда как Аури-Эль, Дракон Времени, может быть королем богов, босмеры почитают И'ффре как духа «настоящего». Как говорят лесные эльфы, после создания измерения смертных все было в хаосе. Первые смертные превращались в растения и животных и обратно. Тогда И'ффре превратил себя в первого из эльнофей, или «Кости земли», дав начало правилам и основам природы и жизни в Нирне. Он создал основу, на которой была соткана природа, принимающая форму через его отражающиеся эхом песни и восприятие для смертных, которые раскрывают смысл посредством изучения таинства Моря, но при этом И'ффре ничего не слышал и не видел. День, ночь, промежутки — воплощение его понимания закона-времени Ануи-Эля, который, как считается, был установлен в Нирне.
Из первоначальной Грязи он сначала создал Зеленых, к которым относилась вся растительность в лесах Валенвуда, от моха до могучих дубов, обучил птиц пению, показал волнам, как ударяться о берег, и заполучил зрение-восприятие всего, что произошло, через зрение птиц и отражение воды. Следующими, кто был претворен в жизнь, стали люди И'ффре — босмеры. Он заключил Зеленый Пакт между босмерами и Зелеными, в соотвествии с которым запрещалось причинять какой бы то ни было вред растительности Валенвуда. В обмен эльфы наделялись правом просить лес самому поменяться под их нужды, предоставляя еду и убежище, а также имели возможность насладиться атавистической силой природы, которая отражает их хаотичное происхождение. Согласно легенде босмеров, любой, кто нарушит условия Пакта, будет превращен снова в Грязь, их песнь в мире заменится молчанием. На сегодняшний день Пакт поддерживается местными «древесными танами», которые отвечают за определенную территорию и сохранение на ней природных ресурсов.
Аргонианская ересь в отношении И'ффре возникла среди беженцев, которые бежали из Чернотопья в Валенвуд после появления Эбонхартского Пакта. Разорвав связь с хист, многие из этих аргониан обратились к И'ффре и деревьям Валенвуда в надежде, что он позволит им размножаться. Эта ересь закончилась в 582 г. Второй эры, когда бывшие Темные ящеры убили тех, кто был причастен к разрыву связи с хист.
Кин
Кин (Поцелуй смерти) — богиня Бури у нордов. Вдова Шора и почитаемая богиня воинов. Она часто именуется Матерью Мужей. Ее дочери научили первых нордлингов использовать ту'ум, или Голос Бури, хотя Партурнакс заявляет о том, что это он научил их этому. Кин и Кинарет — это одно и то же.
Ксарксес (Заркс)
Ксарксес (Заркс) — бог предков и тайного знания. Он начал карьеру писцом у Аури-Эля и сохранил записи обо всех деяниях альдмеров, больших и малых, с начала времен. Он создал свою жену, Огму, из любимых моментов истории. Хермеус Мора в конце своего задания в Обливионе сказал, что передаст знания Ксарксесу через книгу «Огма Инфиниум». Ксарксес затем передал свои знания Мерунесу Дагону, и тот с их помощью написал «Мистериум Ксарксеса» (или «Мистериум Заркса»). Ксарксес живет в этих книгах.
Леки
Леки — дочь Высокого Папы, покровительница заблудших воинов. В давние времена На-Тотамбу из Йокуды безуспешно пыталось решить, кто возглавит поход на леворуких эльфов. Однако их мечники были настолько искусны в Самых Известных Порезах, что не могли сравниться друг с другом. Тогда Леки научила их Эфемерному Ложному Выпаду; после этого появился победитель и началась война с альдмерами.
Лорд Ирарак
Лорд Ирарак был малоизвестным самопровозглашенным богом на Ввандерфелле в Морровинде в 427 году Третьей эры.
Изначально его звали Гулмон Дрот, он был данмером из Гнисиса и заразился гемофилией венценосных. После того, как он стал вампиром, он стал считать себя божеством, назвался «Темным Лордом Ирараком» и поселился в гробнице неподалеку. Он умудрился собрать небольшой культ из молодых последователей, утративших веру, которые поклонялись ему и делали все, что ему было нужно. Хотя местное население считало его жалким, но безобидным, вампирский клан Куарра счел его посмешищем вампиров и убил его.
Лорхан
Лорхан (Потерянный Бог) — это божество-Творец-Плут-Испытатель есть в любой религии Тамриэля. Его самое известное имя на языке альдмери — «Лорхан», или Барабан Рока. Другие его имена — Сеп (в Хаммерфелле), Шеор (в Хай Роке), Шор (в Скайриме) и Шезарр (в Сиродиле). Он убедил или нашел иной способ заставить Изначальных Духов создать измерение смертных, нарушив при этом равновесие — похоже на то, как его отец Падомай нарушил стабильность вселенной в Изначальном Месте. Когда мир материализовался, Лорхан был убит и обезображен или, по меньшей мере, отделился от своего божественного центра, Сердца Лорхана, и странствует по творению эт'Ада. Тем не менее смертные все еще хранят память о нем и чтут его. Его и его метафизическое местоположение в «схеме вещей» интерпретируют по-разному. Соответственно, мифические отголоски его присутствия принимают форму различных его воплощений, инкарнаций и примеров из истории.
В Морровинде, например, он существо, родственное Усилию Псиджи — процессу, который заряжает смертных превосходством над богами, их сотворившими. Для высоких эльфов он одна из самых нечистых высших сил, так как он навеки оборвал их связь с измерением духов. В легендах он почти всегда враг альдмеров, и потому — герой древнего человечества.
Луны Нирна, а именно Массер и Секунда, — его Божественная Плоть, буквально — его мертвое тело. Как и все остальные Боги, Лорхан был планетой, которая участвовала в Великом Строительстве, но когда Восемь отдали часть своих божественных тел, чтобы создать смертную планету, планета Лорхана треснула пополам и его божественная искра упала на Нирн, зародив на нем свое существование и немного эгоизма. Луны являют собой дуализм, или дихотомию, ключевых для идеалов Мундуса и Лорхана противоположностей. Таким образом, две луны Тамриэля — Массер и Секунда, и есть эти две половинки Луны Лорхана. Манкар Каморан заявлял о том, что Лорхан — это даэдра, чей план — «Красота Рассвета… Тамриэль, неверно названный обманутыми смертными». Иногда Лорхан ассоциируется с Ситисом, или пустотой. Ему поклоняются члены Темного Братства.
Малук
Малук — заклятый враг бога Ра Гада. В Первую эру навлек на редгардов армию гоблинов. После того как войско ХунДинга уничтожило гоблинов, Малук был вынужден бежать на восток.
Мулук
Полагают, что Мулук является Богом гоблинов, который призывается во время ритуалов шаманами племен. Считается. что он связан с орочьим богом Малохом.
Магнус
Магнус, или Бог Чародейства, — главный эт'Ада, один из Изначальных Духов. Во время Эры Рассвета Лорхан убедил Магнуса и других эт'Ада помочь создать план смертных — Мундус. Магнус стал архитектором нового мира, он разработал схемы и чертежи, необходимые для создания Мундуса.
С момента формирования Мундуса стало очевидно, что многим из эт'Ада потребуется пожертвовать большую часть своей силы на его создание. Вскоре стали один за другим умирать их аспекты, и многие эт'Ада полностью исчезли. Магнус решил свернуть проект и бежал в Этериус, проделав огромную дыру, которая впоследствии стала солнцем Нирна, получив при этом название Магнус.
Эт'ада, которые предпочли остаться, стали эльнофей. Те, что последовали за Магнусом, проделав небольшие дыры в небе (звезды), стали зваться Магне Ге. После ухода Магнуса эт'Ада собрались в Адамантиновой башне. Это событие известно как Соглашение, итогом которого стало решение наказать Лорхана за его обман.
В последующие эпохи многие альдмеры и бретонцы почитали Магнуса как своего бога. Айлейды почитали его как бога Зрения, Света и Озарения, а также строили храмы в его честь.
В сиродильских легендах Магнус может вселяться в телесную оболочку могущественных магов, одалживая им часть своей силы. Его также соотносят с Цурином Арктусом, Подземным королем и часто представляют в виде астролябии, телескопа, или, чаще всего, посоха.
Магнусу, по всей видимости, принадлежит один из старейших артефактов Тамриэля — Посох Магнуса. Легенды гласят, что только этот артефакт способен удержать огромную мощь Магнуса.
Еще одним артефактом, который относят к Богу Чародейства, является Глаз Магнуса, который был погребен под нордским городом Саартал в Меретическую Эру и был найден только в 201 году Четвертой эры.
В Сиродиле магический камень, который, вероятно, связывают с давно забытым культом, можно найти к юго-востоу от Бравила. Местные именуют его Камнем Магнуса; по их словам, камень способен даровать мощное благословение, которое повышает магические способности.
Малох
Малох (Старик Горы) — еще одное имя Малаката. Орочий бог Велотийских гор Малох долгое время причинял беспокойство наследникам короля Харальда. Бежал на восток после его поражения при битве у Драконьей стены приблизительно в 1Э 660 году. Говорят, что его гнев наполнил небеса серной ненавистью, что впоследствии назвали «Годом Зимы во время Лета», соотнося это с извержением Красной Горы. Согласно малоизвестной легенде под названием «Миф о Малохе», на протяжении двух сотен лет орки были кочевниками до первого основания Орсиниума.
Маннимарко, Король Червей
Маннимарко, лич-альтмер, — лидер Ордена Черного Червя и враг Гильдии Магов. Также он известен как Король Червей, хотя неизвестно, уникально ли его имя, или же это титул лидера культа некромантов.
Подробнее см. основную статью «Биография Маннимарко».
Морихаус
Морихаус (Первое Дыхание) — древний культовый бог-герой Сиродила и нордов, принимавший форму божественного быка. Легенды изображают его Взявшим Цитадель, совершившим деяние легендарных времен, которое обеспечило людям контроль над Долиной Нибеней. Его часто связывают с ту'умом нордлингов, и, следовательно, с Кинарет. Он был супругом Святой Алессии и носил Кольчугу Повелителя.
Морва
Морва — Богиня плодородия в пантеоне Йокуды. Основополагающее божество и одна из любимых жен Высокого Папы. Ей до сих пор поклоняются во многих регионах Хаммерфелла, в том числе и на Строс М'кай. Морва всегда изображается четырехрукой, чтобы она могла завладеть сразу большим количеством мужей.
Массер
Другое имя Джоуда, бога большой луны. Массер признан одним из сопровождающих духов плана смертных. Он не вечен и зависит от рамок смертности. Массер существует в качестве отдельного плана, и он давно мертв. После его гибели смертные стали воспринимать его как красноватое тело определенного размера с плотной поверхностью. Все это — результат его разложения. До смерти Массер был ослепительно белым.
В разных культурах Массер предстает как дух-спутник планеты, не очень известный или чей-то чужой бог. Но в модели Солнечной системы двемеров Массера нет, как и в имперсокм пантеоне.
Свое название Массер получил от альдмеров, которые знали его как Джоуд («Бог большой луны» с эльнофекса). Похожим образом Массер облечен полномочиями и властью и почитаем в пантеоне хаджитов, так как его фаза во время их рождения вместе с фазой Секунды, малой луны, определяет их форму.
Согласно «Лунному Лорхану», Массер возник как одна из половинок божественной плоти Лорхана, разбросанной в пределах Нирна при его уничтожении, поэтому Массер — олицетворение дихотомии, которую критикуют легенды о Лорхане: идеи о противопоставлении добра и зла, бытия и небытия и т.д. Считается, что Массер был намеренно помещен на ночное небо как вечное напоминание Лорхана о смертном аспекте его обязанностей.
Огма
Жена Ксарксеса, бога-писца, сотворенная из его любимых моментов в истории.
Онси
Онси — выдающийся воитель бога Ра-Гада. Онси научил человечество изготавливать настоящие мечи.
Призрачный змей
Призрачный змей — дух огромного змея, который защищает одноименную долину в восточной части Дешаана. Ученые полагают, что змей имеет какое-то отношение к Ситису, ему также поклоняются эшлендеры племени Мабригаш. По достижении совершенолетия члены племени должны пройти ритуал под названием «Извилистый Путь», преодолев при этом огромных змей, обитающих в этом регионе, и злых духов, что когда-то не справились с заданием. Тем немногим, кому удалось добраться до алтаря у Клыков змеи и пообщаться с Призрачным змеем, будет даровано понимание управления извилистым путем жизни. В обмен на редкие человеческие жерты, принесенные Змею, дух помогает направлять племя. Многие чужеземцы полагают, что змея на самом деле не существет, и он был специально придуман эшлендарами для запугивания непрошенных гостей.
Призрачный змей обладает дуализмом, и считает, что все имеет свою противоположность. У духа есть обратная сторона, известная как Теневой змей — враждебная призрачная субстанция, которая нападает на любого, кто пришел к Призрачному змею, дабы испытать его. В 582 году Второй эры торговый караван Хлаалу попытался заключить сделку с племенем Мабригаш, которые в свою очередь за советом обратились к духу. Однако Змей сказал, что они сами должны решить, что изоляция и внешние связи — это две стороны одного пути. Прибытие каравана навсегда поменяло долину, и Змей позволил племени делать так, как они того желают до тех пор, пока они продолжают поклоняться ему. Так и неизвестно, какое решение приняло племя.
Пелинал Вайтстрейк
Пелинал Вайтстрейк — один из защитников королевы Алессии; наряду с Морихаусом, принимал участие в Алессианском восстании рабов в начале Первой эры. Имя Пелинала также носит «легендарный бессмертный герой», бродивший по Тамриэлю в конце Меретической эры, основывавший королевства и повергавший их в забвение. Легенды говорят, что иногда он впадал в кровавое безумие, и тогда сама земля стонала от его бессмысленной жестокости.
Имя «Пелинал» переводится как «славный рыцарь» и является искажением от Пелин-Эл, «Рыцарь Звёзд». Во время Алессианского восстания он был известен как Пелинал Мятежный, Пелинал Кровавый, Пелинал Наказывающий, Пелинал Третий. Последнее прозвище связано с другими легендарными воинами людей — Гаральдом Человек-Штаны и Гансом Лисом. Некоторые альтмерские источники придерживаются мнения, что эти трое есть один и тот же человек, что маловероятно, учитывая различия в характере и поведении героев. Другая версия происхождения титула Пелинала Третьего объясняет такое прозвище тем, что он явился Святой Алессии в третьем посланном богами видении. Часто он упоминается как Божественный Крестоносец.
Морихаус описывает его как одного из Ада или «духов». Многие полагают, что Пелинал был одним из аватаров, посланных Шором людям. Тем не менее он отличается от остальных аватаров тем, что через своё участие в Алессианском восстании был связан с Акатошем, божеством другого пантеона. В пользу этого говорят и его странное оружие и броня, подаренные Восемью божествами. Репутация Пелинала у разных народов разительно различается. Согласно некоторым легендам, он был одним из Пятисот Соратников Исграмора, прибывших с Атморы. Имперцы превозносят его как героя, спасшего Сиродил от угнетения. Меры, напротив, презирают его за его участие в разгроме эльфов. Каждиты презирают его за то, что принял их народ за ещё одну разновидность альтмеров и перебил многих детей Луны, прежде чем осознал свою ошибку.
Пелинал оказывал неоценимую поддержку революционному движению, убивая в дуэлях волшебников-королей айлейдских городов. К концу войны, когда силы бунтовщиков начали продвигаться ближе к Башне Белого Золота, ему бпросил вызов сам Умарил Неоперённый. Взъярённый нежеланием остальных лидеров восстания атаковать Башню, Пелинал один отправился противостоять Умарилу. Однако когда он прибыл, Неоперённый сначала ослабил Пелинала, направив на него своих солдат, полностью осознавая, что они умрут. Только после того как он был ранен, Умарил наконец вступил с ним в схватку. Тем не менее Пелиналу удалось сразить Умарила, но триумф длился недолго. Остальные эльфийские короли набросили на него и разорвали на восемь кусков, оставив только голову, найденную затем Морихаусом.
Реймон Эбеновая Рука
Реймон Эбеновая Рука (также просто Эбеновая Рука или Черный рыцарь) — бог войны, спутник и защитник всех воинов. Говорят, что он ездит на золотом жеребце по имени Хозяин Войны. Его эбонитовый клинок слит воедино с правой рукой — это итог ранений, которые он получил в крупных сражениях в прошлом. Его символ — красная роза.
Именно он даровал смертному по имени Сай дар бессмертия, когда он погиб в сражении, в обмен на то, что тот станет богом удачи. Сай выполнял его приказания на протяжении многих лет, но, однажды влюбившись в женщину по имени Джосеа, он стал небрежен в исполнении своих обязательств. К нему пришли множество богов и потребовали, чтобы Сай покинул их семью. Реймон же в облике черного рыцаря потребовал, чтобы тот решил проблемы, которые возникли из-за того, что Сай слишком долго оставался в одном и том же месте. На это у него ушло 150 лет.
Раджин
Раджин — бог воров в пантеоне каджитов, который вырос в Сенчале, что в Черном Киерго (Black Kiergo). Считается, что самый известный грабитель в истории Эльсвейра Раджин украл татуировку с шеи Императрицы Кинтиры, пока она спала. Именно Раджин воспользовался силой Кольца Каджитов, чтобы стать невидимым, бесшумным и быстрым как ветер. Нося это кольцо, он стал самым неуловимым вором в истории Эльсвейра. Судьба Раджина окутана мистикой, однако, согласно легенде, кольцо взбунтовалось против столь частого применения и исчезло, оставив своего уже бывшего владельца беспомощным перед лицом врагов. После смерти дух Раджина был привязан к земле, пока кольцо, спрятанное Подземным Королем в промозглой бездне в Чернотопье, не попало в руки Вечному Защитнику. Рассказы о Раджине стали неотъемлемой частью культуры каджитов.
Реман
Реман Сиродильский — культовый бог-герой Второй Империи. Реман объединил Сиродил и был величайшим героем Смуты Акавири, приведя свои войска к победе. Захватчики затем присягнули ему на верность и вложили свои военные и стратегические ресурсы, сформировав Вторую Империю. Воистину, он убедил захватчиков помочь ему построить собственную империю и завоевал весь Тамриэль, кроме Морровинда. Он был инициатором обряда коронации Императора — зажжения Драконьих огней, которое подразумевало использование Амулета Королей — камня душ огромной силы. Его династия была оборвана данмером из Мораг Тонг в конце Первой эры. Также его называют Всемирным Богом. В «Реманаде» он описан как плод любви короля Хрола и духа Святой Алессии, но это скорее аллегория, чем правда.
Риддл'Тар
Риддл'Тар — космическое божество порядка в культуре каджитов, которое было открыто Эльсвейру пророком Рид-Тар-ри'Датта, Гривой. Риддл'Тар — это больше образ жизни, нежели единое божество, однако иногда появляются его аватары в образе простых предвестников богов. Его также называют Богом Сахара. Те, кто достиг наивысшей точки на пути Риддл'Тара, становятся практически непобедимыми в рукопашном бою. Риддл'Тар обещает каджитам рай под названием Ллесв'ер.
Сай
Сай — Бог Удачи. Те, кто знает о нем, называют его прозвищем «Счастливчик». Он был рожден смертным, и у него был особый талант приносить удачу другим, но не себе. Он стал солдатом, но был убит в своем первом сражении тогда, когда его сторона уже практически выиграла. Пред ним предстал Реймон Эбеновая Рука и предложил ему бессмертие в обмен на то, что он согласится нести удачу всем вокруг. Он сказал, что боги уже переутомились, следя за всеми событиями, но его врожденный дар мог бы привести мир в равновесие. Сай охотно согласился, и ему было сказано, что он может остаться в своем теле до тех пор, пока оно не начнет стареть.
Он стал странствовать, подрабатывал медником, и в его скитаниях его сопровождал серый волк Греллан. Он встретил невезучую женщину по имени Джосеа в Скайриме. Сай женился на ней, и у них родился ребенок — «прекрасная малышка с серебряными волосами и васильковыми глазами». Он принес процветание всему региону, и окончилось это тем, что фалмеров прогнали из Скайрима, а норды заняли значительные части территории Морровинда и Хай Рока.
Сай все реже и реже приходил к Джосеа, и однажды ночью она подслушала его спор с несколькими людьми. Это были воплощения Мары, Эбеновой Руки и других равных им богов. Ему сказали, что он больше не может оставаться со своей семьей, потому что удача, которой он поделился с одной из областей, влекла за собой ужасные последствия. Ему приказали все исправить, и у него отнимали его телесную оболочку. Он мог навещать свою жену лишь раз год, и то в форме духа. Он взмолился, прося у Мары телесную форму, и та разрешила ему иногда обращаться в волка.
Когда боги ушли, Джосеа потребовала объяснений. Сай рассказал ей свою историю и все объяснил. Он поцеловал детей на прощание и сказал ей, что раз в год она будет чувствовать, что он рядом. На то, чтобы все наладить, у Сая ушло 150 лет, и ему очень нужна была помощь. Но норды все еще очень его уважают, поэтому стараются не убивать волков без необходимости.
В книге «Король Эдвард» персонаж, известный как раб Мораэлина, являлся потомком Сая. Он рассказал Эдварду о том, что раз в год чувствует присутствие Сая, а его бабушка обычно на ночь выставляла на улицу немного еды и миску молока «для Волка». Гробницы, посвященные Саю, можно обнаружить в районе залива Илиак.
Сатакал
Сатакал — йокуданский бог всего сущего. Представляет собой слияние Ану и Падомая. Стоит отметить, что Сатакал сильно похож на нордского Алдуина, который уничтожает один мир для порождения нового. В йокуданской мифологии Сатакал уже делал это, и этот цикл до сих пор продолжается. Цикл, который породил духов, переживших переходный период. Эти духи в итоге и стали пантеоном народа Йокуды. Также Сатакал популярен среди кочевников пустынь Алик'р.
Секунда
Другое имя Джоуна, бога малой луны. Секунда признана одним из сопровождающих духов плана смертных. Она не вечна и зависит от рамок смертности. Секунда существует в качестве отдельного плана, и она давно мертва. После ее гибели смертные стали воспринимать ее как тело определенного размера, но неопределенного цвета, с плотной поверхностью. Все это — результат ее разложения. До смерти Секунда был ослепительно белой.
В разных культурах Секунда предстает как дух-спутник планеты, не очень известный или чей-то чужой бог. Но в модели солнечной системы двемеров Секунды нет, как и в пантеоне имперских богов.
Свое название Секунда получила от альдмеров, которые знали ее как Джоун («Бог малой луны» с эльнофекса). Похожим образом Секунда облечена полномочиями и властью и почитаема в пантеоне каджитов, так как ее фаза во время их рождения вместе с фазой Массера, большой луны, определяет их форму.
Согласно книге «Лунный Лорхан», Секунда возникла как одна из половинок божественной плоти Лорхана, разбросанной в пределах Нирна при его уничтожении, поэтому Секунда — олицетворение дихотомии, которую критикуют легенды о Лорхане: идеи о противопоставлении добра и зла, бытия и небытия и т.д. Считается, что Секунда была намеренно помещена на ночное небо как вечное напоминание Лорхана о смертном аспекте его обязанностей.
В то время как прототипом Массера мог быть Марс, прототипом Секунды мог стать Тритон, самая большая луна Нептуна.
Сеп
Сеп — в йокуданской религии то же, что и Лорхан. Сеп родился, когда Высокий Папа создал того, кто должен помочь ему в управлении духами. Сеп, однако, сошел с ума от Голода Сатакала и убедил некоторых богов помочь ему сделать альтернативу Обходу. В результате мир стал таким, каким мы его знаем, и духи, последовавшие за Сепом, оказались заперты в нашем мире, где они прожили свою жизнь как обычные смертные. За свой поступок Сеп был наказан Высоким Папой, но его голод все еще живет в пустоте среди звезд, «не-пространство», которое пытается помешать смертным взойти на Дальние Берега.
Сирабейн
Сирабейн (Бог чернокнижников) — прародитель магии у альдмеров, Сирабейн помогал Бенду Оло при падении слоадов. Благодаря разумному использованию своего магического кольца Сирабейн спас многих от Трассианской чумы. Его также называют Богом Подмастерий, потому что он популярен у юных членов Гильдии Магов. Его статуя есть на Артеуме.
Стун
Стун (Бог Искупления) — нордский предвестник Стендарра, брат Тсуна. Будучи защитником Шора, Стун был воином-богом, который сражался против альдмерского пантеона. Он показал людям как брать в плен и какова от этого выгода.
Тава
Тава — йокуданский дух воздуха. Тава знаменит тем, что привел йокуданцев на остров Херне после уничтожения их родины. С тех пор Тава ассоциируется с Кинарет. Она очень популярна среди хаммерфельских мореплавателей, а ее святилище можно найти в большинстве крупных городов.
Тартааг
Тартааг (Пожиратель Мира) — один из аспектов Жадины, также считается скаальской версией Алдуина.
Тсун
Исчезнувший бог нордов, покровитель попыток преодолеть несчастья. Погиб, защищая Шора от чужих богов. Этимология имени и божественная сфера говорят о том, что, возможно, Тсун Тсун более старая версия Зенитара у нордов (предположительно, бог, «который всегда побеждает»); сравните со З’еном у босмеров, Ксеном у альтмеров и Зетом у йокуда. Также стоит учитывать пример Стуна, который в имперском пантеоне появляется как Стендарр.
Тринимак
Сильный бог ранних альдмери, в некоторых местах более популярный, чем Аури-Эль. Он был воинствующим духом исконных эльфийских племен, который вел армии против людей. Боэтия, как говорят, принял его форму (в некоторых историях он даже поедает Тринимака), дабы убедить многих альдмеров прислушаться к нему, что привело к постепенному обращению кимеров. Тринимак исчезает, чтобы вернуться вновь, но уже как ужасный Малакат, что есть ничто иное как более слабая и мстительная сторона его былого величия.
С развитием альдмерского общества население прекращает поклоняться своим собственным предкам, однако обращает свои молитвы предкам «более высоких» социальных классов, начиная преклоняться перед ними и почитать как богов. Тринимак был одним из таких предков. О нем часто упоминают как о защитнике Аури-Эля (даже как о защитнике всего пантеона). Согласно альдмерской версии мифа о происхождении мира, Тринимак принимал участие в конфликте между эт'Ада и Лорханом.
Ауриэль не смог спасти Алтмору, Старший Лес, и он погиб. Их преследовали на юге и на востоке до Старого Эльнофея, и Лорхан был совсем рядом. Он порвал эту землю на множество других, мелких земель. Наконец Тринимак, величайший рыцарь Ауриэля, победил Лорхана на глазах у его армии и вынул его Сердце. Он был уничтожен. Люди оттолкнули тело Лорхана и поклялись мстить потомкам Ауриэля во все времена.
Но когда Тринимак и Ауриэль попытались уничтожить Сердце Лорхана, оно рассмеялось над ними. Оно сказало:«Это Сердце — Сердце мира, потому что было сделано для того, чтобы удовлетворить остальных». Тогда Ауриэль прикрепил сердце к стреле и запустил стрелу далеко в море, где ее не сможет найти ни один аспект нового мира.
Ту'вакка
Ту'вакка (или просто Тувакка), Хитрый Бог, — Бог Душ в пантеоне йокуданцев, Бог Дальних Берегов. До создания мира он был Богом Ничего. Когда Высокий Папа предпринял создание Обхождения, у Ту'вакки появилась цель: он стал смотрителем Дальних Берегов и продолжил помогать редгардам найти путь к загробной жизни. Его культ иногда связывают с Аркеем в некоторых регионах Хаммерфелла, находящихся под контролем Предшественников, здесь Аркей и Ту'вакка являются взаимозаменяемыми именами. Венцам отвратительна эта империализация, поэтому они расценивают это как предательство по отношению к их наследию. Тем не менее ученые не могут не отметить явные сходства между ними, а также их подобие альдмерскому богу Ксарксесу как в этимологии имен, так и в той божественной роли, что они выполняют.
Ту'вакке, который является неотъемлемой частью пантеона редгардов, посвящено немало обрядов. Например, если кто-нибудь чихнет, то редгард скажет «Ту'вакка благословляет тебя*», поскольку, согласно древним писаниям, чих является знаком присутствия злого духа. О мертвых или умирающих часто принято говорить старой пословицей: «да смилуется Ту'вакка над (их) душой» или «да проводит Ту'вакка (их) душу к Дальним берегам». При мумифицированнии тела жрецы редгардов первым делом освящают его благословением Ту'вакки.
Примечание переводчика: * В английском языке (God) bless you переводится как «будь здоров», поэтому Tu'whacca bless you переведено дословно.
Финастер
Финастер — Бог-герой островов Саммерсет, который научил альтмеров, как прожить на сотню лет дольше, замедляя шаги. Также он создал кольцо Финастера, которое помогало ему выживать на пути, полном приключений.
ХунДинг
ХунДинг — йокуданский дух власти над язычниками. ХунДинг появился в истории, когда редгардам нужно было «проложить путь» для своего народа. В истории Тамриэля это происходило три раза: первые два — в Первую эру, во время вторжения Ра Гада; второй — в период войны с Тайбером. В своем последнем воплощении ХунДинг, как говорят, был или мечом или короной, или и тем и другим.
Шаграт
Об этом боге известно мало — только то, что однажды его верховная жрица поставила под угрозу Валенвуд, напав на провинцию с армией пауков.
Шезарр
Шезарр — сиродильская версия Лорхана, синтез Шора у нордов и Ауриэля у альдмеров, чья значимость пострадала, когда Акатош занял первое место в Имперской (на самом деле, Алессиансской) религии Нибенея. Шезарр был духом, стоявшим за любым человеческим начинанием, особенно против агрессии альдмеров. Его иногда связывают с появлением первых боевых магов. В наше время расовой терпимости Шезарр практически забыт. В 266 году Первой Эры забытый Шезарр, потерянный брат-бог Восьми Божеств, появился в Башне Белого Золота в Имперском городе и превратил умирающую Алессию в первую из святых Сиродила — первый драгоценный камень в Амулете Королей.
Шеор
Шеор — в бретонском пантеоне Плохой Человек, причина всего раздора. По всей видимости, изначально он был Богом Неурожая, однако современные теологи сошлись во мнении, что Шеор — это демонизирванная версия нордского Шора, которая повилась во время смутных времен после падения Саартала.
Шор
Шор — нордский вариант Лорхана, который принял сторону людей после создания мира. Другие боги (то есть эльфийские) сговорились против Лорхана. Это привело к его поражению и заточению в «подземный мир». В атморских мифах его изображают как кровожадного воинственного короля, неоднократно приводившего нордов к победе над альдмерскими угнетателями.
До его гибели Шора иногда называли Богом Детей, он был главным среди богов. Считается, что Шора можно найти в Совнгарде — утопическом построенном им плане Этериуса, который открыт для всех нордов, кто сумел доказать свою храбрость или доблестно погиб в сражении. Хотя Шор мёртв, древние нордские легенды гласят, что его призрак не раз являлся в важных для нордов исторических событиях.
История
Существует множество легенд о Шоре и его соплеменниках: о том, что Кин была его женой, а позже вдовой, Стун — одним из его танов-хранителей, Тсун погиб защищая Шора. Легенды гласят, что он боролся на призрачном плане с Алдуином в начале времён. Норды принимают имя «Лорхан» как эльфийскую версию имени Шора. Оба имени обозначают одну и ту же сущность, как и Шезарр (хотя его репутация как «пропавшего брата» Восьми божеств слегка подорвана, чтобы быть менее оскорбительной для эльфийской культуры и для тех культур, на которые она повлияла). Шор также упоминается как «аспект» Лорхана.
Норды верят, что в древности эльфийские гиганты убили их главного бога, вырвав его сердце для устрашения северного народа. Однако все изменилось, когда Исграмор «в каком-то смысле прокричал» и норды снова стали сражаться. Зная, что в конце концов они проиграют, эльфийские гиганты спрятали сердце Шора, чтобы норды никогда не вернули себе своего бога.
Старый враг
Согласно имперским учёным, норды верят, что их старый враг с Атморы, Оркей, обманул их и использовал отвратительную магию, сократив срок их жизни до шести лет. Появился Шор и каким-то образом снял проклятие, перенаправив большую его часть на орков.
В правление верховного короля Вульфхарта в Первую эру Оркей призвал Алдуина и почти все норды были «выедены» до возраста шести лет. Мальчик Вульфхарт умолял Шора помочь. Призрак Шора явился, снова сразился с Алдуином на призрачном плане и победил. Народ Оркея, орки, были повержены. Наблюдая за этой битвой в небе, Вульфхарт узнал новый способ использования ту’ума и это позволило ему спасти свой народ.
Красная гора
Я мщу гномам не для того, чтобы Трибунал стал доверять мне. Но я действительно собираюсь уничтожить их и всех тех, кто их поддержит.
В войне первого Совета, примерно в 1Э 700 г., норды узнали от кимера Дагот Ура, что сердце Шора стало яблоком раздора между двемерами и кимерами. Языки опять призвали призрак Шора, и он собрал армию, как он уже сделал однажды. Затем он собрал давно развеянный прах короля Вульфхарта и восстановил его для службы генералом, но демон Дагота также претендовал на место генерала, подчеркивая, что его помощь принесёт больше информации нордам. Шор оставил их обоих, и они пошли маршем на Ресдайн.
Сведения в нордских легендах отличаются от того, что случилось в битве при Красной горе. В одной версии говорится, что всё это было уловкой и, как только армия Шора прибыла к Красной горе, двемеры и кимеры объединились и атаковали их. Их маги подняли гору и сбросили её на Шора, похоронив его там до конца времён.
В другой «секретной» версии говорится, что сердце Шора действительно было в Горе. По указанию Шора его генералы собирали как можно больше войск и даже заключили союз с орками. Многие норды не смогли смириться с союзом с их кровными врагами и, даже у красной горы, были близки к дезертирству, но вдохновляющая речь короля Вульфхарта о важности Шора и этой войны сохранила войско. В битве Шор быстро вернул своё сердце, но ему нужно было время, а его противник был перед ним, держа инструменты Кагренака. В последовавшем сражении Шор был ранен королём двемеров Думаком. Тем, кто убил Дагот-Ура, и кто тогда был поражен разгневанным другом Думака, кимером-наставником Нереваром. Шор смертельно ранил Неревара, но Неревар хитростью позволил ему вырезать сердце Шора, победив повелителя богов ещё раз.
Наследие
Многие важные фигуры на протяжении всей истории как-то связаны с Шором. Святую Алессию называли женой Шора. Когда норды во время алессианского восстания рабов после первого погрома увидели Пелинала Вайтстрейка, покрытого эльфийской кровью, они сказали, что Шор вернулся, но Пелинал только плюнул им под ноги за осквернение имени Шора. Необыкновенный успех верховного короля Геллира в завоевании нескольких двемерских городов-государств в Скайриме в Первую эру приписали благословению Шора. Фанатизм короля Вульфхарта принёс ему прозвище «Язык Шора».
В тёмные дни после падения Саартала шор демонизирует эльфийских правителей у бретонцев, где он становится известен как Шеор Плохой Человек.
Примечания
- Некто, назвавшийся «Шор-Зль», сказал, что Сиродил станет яйцом во время знаменитого тысячелетнего Прорыва Дракона в Первой эре.
- Небольшое шахтёрское поселение в Скайриме называется Камень Шора.
Комментарии