14 октября 2019 года была официально прекращена поддержка системы телевещания, совместимого со стандартом ГОСТ 7845, по-нашему, или CCIR System B, по-западному. В простонародье — аналогового телевидения, просуществовавшего ни много ни мало 71 год, заменив в свое время предыдущий 441-строчный стандарт. В честь этого события предлагаем окунуться в историю развития этой технологии, радовавшей нас на протяжении десятилетий.
Сам стандарт (ГОСТ 7845) являлся параллельной независимой советской и немецкой разработкой, основанной на базе возникших проблем и выработанных технических решений во времена, когда в США в массовый обиход был введен 525-строчный американский стандарт. Был введён у нас в массовый обиход 4 ноября 1948 года с первым предлагаемым совместимым телеприёмником «КВН-49». Затем, оказавшись действительно удачным решением, был реализован во всём остальном мире, кроме США, Канады и остальных стран, системы электропитания которых работают на частоте 60 герц (ввиду того, что у них свои собственные проблемы и пути их решения). За своё существование он получил ряд обратно совместимых модификаций.
На 1967 год имелось четыре системы аналогового цветного телевидения, однако из этих четырёх была принята французская, а впоследствии французско-советская система передачи цвета «СЕКАМ», показавшая себя как наиболее надёжная и простая в реализации на существующих каналах трансляции. Первыми предлагаемыми у нас совместимыми телеприёмниками были Рубин-401 и Радуга-4.
Это как раз те самые, радиоактивные (фонящие мягким рентгеном). Так что да, бабушки были правы. На самом деле меры были приняты ещё до запуска в массовое производство и реально опасны данные телевизоры были только мастерам-ремонтникам (ввиду большего излучения в сторону задней стенки телеприёмника, а также необходимости снятия защитных кожухов для доступа к внутренним узлам устройства. Но в конце концов, ввиду развития элементной базы и схемотехники, данную проблему довольно быстро полностью решили. А вот, кстати, кактусы в вопросах защиты от радиации никак не помогают.
Потом, уже без официальной стандартизации, в начале 90-х в обиход вошла система цветности ПАЛ (PAL), ранее не применяемая ввиду того, что неустойчиво работала на повсеместно применявшемся в Советском Союзе вещании в метровом диапазоне радиоволн. Соответственно, в обиход она попала вместе с появлением частных телеканалов, как правило, работающих в дециметровом диапазоне, а ещё незадолго до этого встав вопросом просмотра видеокассет импортной записи в цвете.
В пионерах массовой комплектации соответствующими радиоблоками и декодерами состоят Рубин 61ТЦ-403 и Фотон 51ТЦ-408Д. В телевизорах более старых моделей были, как правило, предусмотрены посадочные места для установки необходимых модулей, как минимум блока ДМВ-приёмника, но без фактической комплектации, что, как у нас в те времена было вполне нормой, решалось самоделками, в том числе «собственного» изобретения, как, например, PAL декодер Кетнерса, схемы которого массово пошли по рукам где-то незадолго до 1988 года.
Ближе к концу 90-х появился и телетекст (некое подобие «интернета» по телеку) который, однако, так и не получил у нас особого распространения и существовал в единичных случаях. Но его ценность в том, что он представлял из себя пример частичной цифровизации имеющихся аналоговых принципов передачи.
Ну и наконец, где-то с 2012 года начался переход на вещание в соотношении сторон 16:9, пусть и не подходящем к массам парка тогдашних телевизоров, но технологически продиктованном началом перехода телевизионных центров на цифровое оборудование последнего поколения и, пусть сперва и не публичного, вещания в цифровых форматах высокой чёткости, приёмники которых имеют стандартное соотношение экранов 16:9.
На сегодня аналоговые средства телевещания исчерпали себя с точки зрения соотношения предельно возможного качества к стоимости затрат на передачу и цены приёмников. На текущий момент предлагается следом за странами Евросоюза и Америкой переходить на новый стандарт эфирного телевидения высокой чёткости DVB-T2, запущенный в тестовом режиме где-то в 2012 и работающий в «штатном» режиме для всех обладателей соответствующих приемников с 2015 года.
Итак, возвращаясь к современности, напоследок оставлю совет: что делать, если ваш телевизор не готов к приёму сигнала нового формата?
- Если уж совсем старый или надоел, то, возможно-таки, стоит отправить дедулю на пенсию?
- Если сам приёмник вас вполне устраивает – купить коробку – внешний приёмник (самые дешёвые от 800 руб.), а также средства подключения – «тюльпаны» для самых старых, S-Video/SCART для более новых (обеспечит лучшую картинку) или типичный HDMI, если ваш ТВ поддерживает подключение по цифровым интерфейсам, что позволит смотреть принимаемый сигнал в наилучшем качестве.
- Если ваш телевизор вполне современный, да, собственно, хватает очень хороших и современных FULL-HD ЖК, даже сейчас стоящих на полках магазинов, но не умеющих в предлагаемый формат, – дополнительно сперва справиться у производителя о возможности доукомплектации приёмника необходимыми блоками.
Но если речь всё же пошла о покупке как простой приставки, так и нового телевизора, настоятельно рекомендую не только смотреть на наличие надписи «DVB-T2», но и попросить продавца настроить и продемонстрировать успешный приём всех заявленных в вашем регионе каналов, ибо этих DVB-T2 несколько, частично друг с другом несовместимых. Добро пожаловать в мир цифрового видео и благополучно идущей вот как уже лет 15 «войны кодеков».
А какой был ваш первый телевизор? Расскажите о нем и своих впечатлениях о прочитанном в комментариях.
С вами был Пакость, специально для TGM — Tesall Game Magazine.
Комментарии