Необходимость разработки отечественного программного обеспечения, включая движок для игр, сложно отрицать: она есть, и это вполне насущная проблема. Однако, можно ли ее решить при помощи госкорпораций - вопрос серьезный, но боюсь, варианты ответов окажутся разочаровывающими.
Началась эта история не сегодня, а в конце мая, когда администрация президента в закрытом режиме встречалась с производителями игр. Последние высказали закономерное опасение, что разработчики могут остаться без сред разработки, если самые популярные движки Unreal и Unity откажут российским девелоперам в поддержке, да и вообще в возможности использования.
Этот факт действительно вызывает озабоченность, и правительство приняло решение оказать поддержку той компании, которая возьмется за разработку собственного движка. Разумеется, поддержка в таких случаях практически всегда финансовая, что решает множество проблем.
Некий источник газеты "Коммерсантъ", имеющий отношение к Минцифры, подтвердил, что 15 июля глава «Ростеха» Сергей Чемезов направил министру Максуту Шадаеву письмо с просьбой поддержать инициативу госкорпорации по разработке российского игрового движка. Ростеху необходим софт для моделирования в машиностроении, а заодно они могли бы унифицировать среду разработки, чтобы она подходила и для фильмов, и для игр, и для других медиа-проектов.
Это факты. А о чем мы все подумали, предсказать несложно. Ростех хочет средства, о чем уже и попросил, мол, дайте-ка мне во-о-о-он тот фондик; девелоперы надеются, что проект не затянется на 10 лет, хотя на самом деле для него пока нет никакой базы, и не только для продюсирования, но и постпродакшна и всей коммерческой движухи, дальнейшей поддержки и так далее - ни для чего нет; правительство хочет цифровую ачивку "отечественный движок"; геймеры мрачно взирают на эти перфомансы с таким густым скепсисом, что его можно намазывать на хлеб.
Итак, разобравшись с предысторией, я предлагаю вам прикинуть: а как, собственно, должно начинаться такое предприятие?
1. Двигло/игру/программу начинают писать энтузиасты на коленке. Затем получают народную поддержку и вероятно, финансирование, тратят какие-то усилия, и вот он, профит.
Так было написано немало программ, игр, кино снято и так далее, инди-разработка и команды энтузиастов вовсе не редкость, их сотни и тысячи, и частенько у них получалось что-то интересное, перерастающее в масшабные проекты. Далеко ходить не надо: моддинг из той же серии, а если брать проекты вне его, то операционная система Linux и ее наследие - одна из самых известных подобных разработок. Что касается ПО с открытым исходным кодом, то моддеры хорошо знакомы с Blender 3D, вполне профессиональной и мощной программой.
Если бы российский игровой движок разрабатывался командой профи из чисто частного интереса - что же, полагаю, такой проект имел бы какие-то шансы выжить.
2. Двигло/игры/программы пишут професиональные конторы за хорошие деньги, предварительно пошерстив рынок и отвечая на некий пользовательский запрос. В нашем случае запрос есть, неясно, насколько массовый, но есть ли у нас подобные Adobe или Autodesk разработчики с отличной базой и действующими образцами своей широко востребованной продукции?
Ростех на эту "должность" откровенно не тянет. И никаких других массовых проектов подобной сложности, кроме разве что 1С, я не знаю. Может быть, читатели укажут мне, на кого в этом случае можно положиться? Хотя вопрос простой: раз до сих пор все сидели на Unreal и Unity и пришлось аж до правительства доходить, вероятно, даже зачатка аналогов на российском рынке нет. И пока любая компания дойдет хотя бы до жалкого подобия UE 4 (не говоря уже о 5), пройдет не год и не два.
3. Партия и правительство срочно что-то хотят, спускают фонды и оно делается. При всем уважении, звучит странно, и я не знаю ни одного такого проекта для широкого пользования. Вероятно, узкоспециальных - сколько угодно, но коммерческого, закрывающего потребности медиаиндустрии - не знаю ни одного. Тут как в том анекдоте, где и линии из Италии привозили, и металл на американский меняли, и персонал из Германии пригласили, а с конвейера все равно ползут "калаши".
Хочу сказать, что в Китае это, вероятно, работает, но Китай обогнал нас по базе уже на десятилетия.
Можно сделать грустный вывод, что вот так мы не получим ровно ничего, кроме распиленных денег. Можно надеяться, что есть спецы, есть рыночный спрос и найдется предложение. А я бы хотел еще взглянуть на ситуацию глазами вероятного разработчика, не главы компании, а того человека, который будет кодить.
Человека, который будет сидеть за столом 8 часов в день и писать этот самый движок. Вот он смотрит на ситуацию, на рабочее место, на общество. Рабочее место на славу, там скупиться не будут, блеснут, предположим.
Зарплата? Ну, тысяч 60 в месяц, да. Что? Да ну! Это же очень много. Да, нерыночно, но кому вы вообще со своим С++ нужны. Знакомо? Да, зарплаты в таких местах неконкурентоспособны, и можно предположить. что эта тенденция сохранится. Да еще потихоньку скажут взять какую-нибудь чужую опенсорс-разработку и допинывать. Но если все таки нет, и наш Вася садится писать с нуля нереально сложную прогу в компании еще десяти Вась?
Заходит он в интернет, а там... Да вы знаете, что там. И ёмобиль припомнят, и йотафон, и операционные системы якобы российские, и в целом выразят свое мнение, что американский сын маминой подруги все равно круче. Я уже предвижу, что вы, читая статью, раз сто захотели это написать.
Интересно, захочет ли кто-нибудь работать в таких условиях? Но что, если? Что вы думаете, есть ли хотя бы малейшая вероятность, что мы все таки получим двигло собственной разработки? И стоит ли начинать?
Обсуждая проблему, пожалуйста, воздержитесь от политоты, помните о правилах сайта.
Комментарии