Что общего между поляками и фэнтези? Наверное, некто пан Сапковский, придумавший ведьмака Геральта, убивца чудовищ. Но ни Сапковским единым жива польская литература в плане фэнтези. Поэтому ниже приведу примеры талантливых писателей, не уступающих пшекающему любителю пива (в плане творчества, разумеется, а не пшеканья почем зря).
Роберт М. Вегнер
Пускай вас не смущает имя, это лишь псевдоним. Вегнер трехкратный лауреат премии им. Януша А. Зайделя и лауреат премии Ежи Жулавского. В настоящее время стал одним из популярных современных авторов фэнтези. Известность ему принес его масштабный цикл "Сказания Меекханского пограничья", многожанровая серия книг, если так можно выразиться. Здесь есть и масштабные сражения в духе Толкина и Стивена Эриксона, и основные принципы героического фэнтези, и мрачная атмосфера темного, жестокость в духе "Черного отряда" Глена Кука, и даже детектив. Вегнер смело экспериментирует с жанрами, что у него получается отлично.
Ярослав Гжендович
Писатель-фантаст, яркий представителей польской фантастики "поколения 80-х". К научной фантастике мы еще вернемся, ибо написанная им серия книг является отличным сплавом темного фэнтези и научной фантастики. Речь идет о "Pan Lodowego Ogrodu" (на русском языке выпускается под названием "Владыка ледяного сада"). Книга напоминает роман братьев Стругацких "Трудно быть богом". Обнаружена жилая планета с сильно отсталым от цивилизации Земли населением. Была отправлена научная экспедиция, которая в какой-то момент перестала выходить на связь. В качестве спасателя был отправлен главный герой, Вуко Драккайнен, а тому предстоит не легкая задача выживания на дикой планете, где по каким-то причинам не работает никакая электроника и гаджеты.
Своим языком, стилем и фантастическим наполнением Гжендович, можно сказать, конкурирует с Сапковским.
Кшиштоф Пискорский
Молодой писатель и сценарист, дважды удостоенный премии Ежи Жулавского, а также являлся номинантом и лауреатом премии Януша Зайделя. Главная его заслуга роман в жанре темного и городского фэнтези "Тенеграф" ("Cienioryt"), представляющий собой хорошо написанное произведение, богатое неожиданными поворотами в духе Джорджа Мартина, приключениями в духе Александра Дюма, и весьма запоминающимися персонажами.
Польский писатель-фантаст Яцек Дукай так сказал об этой книге:
"Тенеграф" – это литературный перевёртыш: увлекательное приключение в жанре «плаща и шпаги», а одновременно — тонкая работа по сотворению мира, работа высшего класса. И мир этот удивительно быстро поглощает читателя без остатка, светотеневая же концепция Пискорского очень быстро начинает казаться совершенно естественной и очевидной – может, оттого, что опирается она на древнейшую из интуиций человека: в тени может скрываться всё, что угодно, а у каждого человека есть свой тёмный близнец, тень его мыслей, поступков и снов".