- Северус, неужели... после стольких лет?
- Всегда...
Героям 3 – 19 лет. Только вдумайтесь в это. Эта новость немного пугает. Ведь когда у тебя в памяти все ещё сохранились образы прилавков с дисками, среди которых Герои 3 – желанная новинка и диковинка (одна из первых официально локализованных игр в РФ), осознание, что прошло уже почти 20 лет, заставляет почувствовать себя натуральным ископаемым.
А ведь мы с вами уже привыкли, что за редким исключением современные игры одноразовые. Даже самые яркие хиты сохраняют свою актуальность…сколько? Несколько лет в лучшем случае? Да, есть отдельные вспышки. Есть игры с поддержкой модификаций, они живут стабильно долго. Но 19 лет? Это за гранью возможного. В эту игру мы играли детьми, собираясь тесной компанией и засиживаясь до тех пор, пока родители нас не разгоняли. В эту игру мы играли едва справив совершеннолетие, в перерыве (или в процессе) между распитием спиртного и беготней за дамами. И в эту же игру мы играем взрослыми дядьками ~ 30 лет, и уже жены гонят нас по домам. Герои 3 стали частью нашей жизни.
Когда-то такой логотип (только в черном оформлении) встречал игроков при запуске Героев 3
Именно с легендарной «трешки» когда-то началось моё знакомство с компьютерными играми. Впрочем, это звучит слишком сухо и неискренне. Правда в том, что я влюбился в эту игру с первого взгляда. Тогда, в далеком детстве, на слегка пузатом мониторе у одного из моих друзей я увидел, как оживает сказка. Яркая, цветастая сказка с удивительными существами, могущественными волшебниками, глубокими мрачными подземельями и страшными некромантами, затаившимися во тьме. И чем больше я играл, тем полнее осознавал, насколько прекрасна и удивительна эта игра. Десятки бессонных ночей, тысячи наигранных часов. И даже после всего этого Герои 3 интересны и приносят удовольствие.
Говоря о столь значимой для меня игре, хотелось бы сказать что-то о том, насколько необыкновенным был процесс её создания. Рассказать о том, как кого-то из авторов «осенило», и как эта идея изменила игровую индустрию. Что-то подобное можно сказать о первых «Героях меча и магии», которые родились как симбиоз идей King’s Bounty и ролевой вселенной Might and Magic. Но даже в этом случае рассуждения о важности для индустрии и некой гениальности всей задумки кажутся несколько преувеличенными. Ну а третья часть никогда не претендовала на какую-то гениальность. Это простое эволюционное развитие идей предыдущей части. Причем упор был сделан на графику, которая и претерпела наиболее заметные изменения. Игра отрисовывалась в честных 800х600, что по тем временам было очень здорово. Но не разрешением единым: художники вообще потрудились на славу, сделав третью игру ещё красивее, ярче и визуально привлекательнее предшественниц. Которые, к слову, тоже никогда не числились уродками. Всё остальное подверглось значительно более скромным переделкам.
Так почему же именно третьи «Герои» стали едва ли не иконой игровой индустрии для многих игроков? Причин, на самом деле, несколько.
И первая из них заключается в том, что Герои 3 это действительно прекрасная игра. Красивая, глубокая, увлекательная. Не идеальная – уже хотя бы за серьезный дисбаланс навыков героя и школ магии язык не повернется назвать эту игру идеальной. Но близкая к тому, это точно. Богатый выбор фракций, широкие тактические и стратегические возможности, функция генерации случайных карт, гибкие режимы игры как с ИИ, так и с живым человеком… И что немаловажно, ничего лишнего. Герои 3 не перегружены ненужными функциями.
Внешний вид нового замка из любительского дополнения HotA и новые объекты на карте.
Вторая причина в том, что после третьей части серия попала в этакий шторм. Сначала сами New World Computing позлили игроков кучей «Хроник». Это были такие сюжетные довески к игре, причем далеко не всегда высокого качества. А денег за них просили почти столько же, сколько и за обычных Героев 3 или аддоны к ней. Затем выпустили четвертую часть. Это была хорошая и смелая игра, но большинство игроков её не поняло. Слишком уж не похожа она получилась на предыдущие игры. Ведь на протяжении 1-2-3 частей сериал развивался линейно: улучшалась графика, добавлялись новые навыки, существа и фракции, расширялись магические возможности. А Герои 4 сделали огромный скачок, причем даже не вперед, а куда-то в сторону. И хотя многие идеи были удачными, полностью занять место «трешки» новая игра не смогла.
Затем 3DO обанкротились, а за ними и NWC. Казалось бы – всё, прощайте, «Герои». Но нет. Подсуетились Ubisoft и купили права на серию. И сначала всё было хорошо. Разработку пятой части доверили российской студии Nival, и у них получилось достойно. Красивое переосмысление «трешки» с вкраплениями идей из четвертой части в современном 3D пришлось игрокам по вкусу. Но опять же, игре не удалось серьезно потеснить «трешку». Ведь она и работала существенно медленнее, и визуальный стиль не всем пришелся по душе, да и это самое 3D оказалось не таким удобным, как хотелось бы.
Ну а начиная с 6-го выпуска серия скатилась в нечто совсем уж странное. И 6, и 7 части делались силами не самых мастистых разработчиков, и получилось в лучшем случае очень средненько. Обилие технических проблем, ворох странных решений, блеклый визуальный стиль – всё это привело к тому, что игры встретили крайне прохладно. Какое уж тут повторение успеха «трешки». Герои 7 и вовсе были брошены недоделанными. Изначально объявили о двух крупных DLC, но в итоге вышел всего один. После чего на фоне негативных отзывов игроков поддержку игры прекратили. Таким образом, ни одна вышедшая после Героев 3 номерная часть серии так и не смогла потеснить в сердцах игроков проверенную временем классику. Пускай некоторые части и были близки к этому.
Что касается третьей причины, то тут на лицо смена эпохи и угасание популярности стратегического жанра в целом. Если в девяностых жанр переживал расцвет и пользовался большой популярностью, то с начала двухтысячных интерес к нему стал угасать. Деньги в жанр не вкладывались, а сделать качественную игру «на коленке» было уже практически невозможно. Всё это, конечно же, оказало существенное влияние на приоритеты крупных студий и издательств.
Есть и четвертая причина. Народная любовь. Благодаря наличию удобного редактора карт поклонники сделали тысячи карт к игре. Какие-то из них предлагали традиционный «геройский» геймплей, другие же позволяли окунуться в настоящее ролевое приключение. Для многих карт были созданы внушительные объемы текста, который рассказывал игроку целую большую историю, за которой порой было интереснее следить, чем за самой партией. Но карты это ещё не все. Хотелось бы коротко рассказать о двух крупнейших и известнейших любительских дополнениях к игре. Эти дополнения очень не похожи друг на друга, но оба внесли немалый вклад в то, что даже спустя почти 20 лет Герои 3 все ещё популярны.
Началось всё ещё в ранних двухтысячных с проекта In the Wake of Gods. У его истоков стоит Вячеслав Сальников, а целью проекта на начальном этапе было объединение нововведений официальных дополнений к «трешке» в одной игре (было время, когда ты мог играть ИЛИ в Shadow of Death, ИЛИ в Armageddon’s Blade, в любом случае пролетая мимо «фишек» другого дополнения, т.к. эти дополнения запускались с разных исполняемых файлов и вообще считались двумя разными играми). Позже к разработке подключилось множество поклонников Героев со всего мира и WoG превратился в большой международный проект.
Когда-то я увидел на одном из прилавков Митинского рынка в Мск примерно такой диск. Какие-то Герои 3 1/2...понять, что это за зверь такой, было сложно, но пройти мимо и не купить такую диковинку было решительно невозможно.
Для любительской модификации In the Wake of Gods подходит к делу очень основательно. Благодаря использованию скриптового языка ERM (Event Related Model) в игру добавлено огромное количество возможностей, которые не были доступны в оригинале. Да и в целом WoG не стесняется преображать «трешку» так, как считает нужным. Помимо множества новых существ, артефактов и объектов на карте тут, к примеру, появилась возможность разрушать города. А ещё полноценная система опыта у всех существ. И отдельно прокачиваемые «командиры» для армии героя, со своими навыками, перками и артефактами. Это своеобразный «привет» 4-м Героям, где каждый герой принимал активное участие в бою как самостоятельная боевая единица. Вообще же изменений в In the Wake of Gods столько, что на сухое их перечисление уйдет уйма времени. Большая их часть опциональна. В игре реализовано специальное меню, где игрок может настроить дополнение так, как ему хочется. От минимальных изменений оригинала до полного комплекта новшеств, за которым старых добрых Героев можно и не узнать.
К сожалению, проекту In the Wake of Gods выпала сложная судьба. После релиза последней стабильной версии 3.58f в 2004 году долгие годы от команды WoG не было слышно никаких вестей. В 2013 году они разродились альфа-версией 3.59 и обещаниями взяться за работу с новыми силами. И снова тишина. На данный момент ситуация с проектом покрыта мраком. То ли работа идет, но медленно, то ли не идет вовсе. О каких-то датах выхода новых версий или хотя бы приблизительных планах по развитию проекта информации нет.
Командой разработчиков Horn of the Abyss проделана большая работа. Новый замок очень органично смотрится в игре, как будто всегда в ней и был.
Есть и другой любительский проект. Речь, разумеется, о Horn of the Abyss. Разрабатывается «Рог Бездны» (именно так переводится название этого дополнения) с 2007 года. В отличие от WoG, проект делает ставку на развитие идей оригинальной игры и её дополнений, не внося радикальных изменений в механику. Доработке подверглись графическая составляющая и баланс. Появилась новая фракция с пиратской тематикой – Причал. А так же новые существа, артефакты, объекты на карте, а заодно карты и кампания.
Проект регулярно обновляется, хотя и тут нужно понимать, что работа ведется силой нескольких человек в свободное от других дел время, так что ждать чудес не стоит. Последняя версия 1.5.1 вышла 13 января 2018 года.
Версия HotA 1.5.0 вносит множество изменений в игру, включая новый уникальный ландшафт для фракции Сопряжение.
Несмотря на то, что никаких радикальных изменений Horn of the Abyss не вносит, здесь тоже есть о чем поговорить. Основной «фишкой» дополнения считается новый замок Причал с собственной графикой, уникальными существами и героями. Кроме этого стоит упомянуть изменение генератора карт. Он подвергся доработкам, благодаря чему создаваемые им карты стали разнообразнее, сбалансированее и красивее. Кроме этого, его обучили работе с форматами большими, чем XL. Теперь можно создать совсем уж огромную карту.
Серьезной перебалансировке подверглись многие существа и умения героев. И хотя в целом с ног на голову ничего не встало (т.к. дополнение и не ставит подобных целей), играть стало на порядок приятнее, чем раньше. Horn of the Abyss действительно воспринимается как новое официальное дополнение, настолько органично оно вписалось в игру.
Разумеется, это не единственные любительские дополнения к игре. Если порыскать по сети, можно найти и другие фракции и много чего ещё. Однако описанные выше дополнения – самые крупные, проработанные и популярные. Говорить о том, какое дополнение лучше, каноничнее, правильнее или сложнее, я не стану. Просто потому, что каждый имеет возможность выбора. Можно спокойно играть в оригинал, можно пользоваться одним (или обоими, по очереди) любительским модом, а можно купить в Steam официальное HD-издание. Впрочем, последний вариант явно проигрышный: ценник задран до небес, а получите вы лишь версию «Возрождение Эрафии», в котором нет массы приятных и удобных новшеств из официальных дополнений. Но для убежденных коллекционеров сойдет.
К перерисовке Героев 3 подошли серьезно, официальная HD-версия действительно выглядит здорово. Увы, исходники обоих официальных дополнений утеряны, и перерисовать их не удалось. Ввиду этого в HD вышла лишь базовая версия Героев 3 - Возрождение Эрафии.
В следующем году игра справит юбилей, 20 лет. И мне что-то подсказывает, что на этом её история не закончится. Будут развиваться любительские модификации, будут выходить новые карты, проводится турниры, стримы, да и ностальгию, которая не позволяет спокойно пройти мимо скриншотов из игры, никто не отменял. Хочется пожелать игре крепкого здоровья и долгих лет. Чует моё сердце, что наступит ещё тот день, когда мы с друзьями будем внукам показывать, как в Героев играть.
И в завершение, хочется обратиться к вам, дорогие читатели. Многие ли из вас залипали в Героев 3? Есть ли среди вас те, кто до сих пор регулярно играет? Какие яркие воспоминания связаны у вас с этой игрой? Да и вообще, в целом, какое к ней отношение? Ну а завершить хотелось бы на прекрасном оркестровом исполнении заглавной темы Некрополиса: