Замечательный праздник, Starfield и притча о талантах: поговорим о том, как полезно расти, искать себя и не забывать учитывать чужие ошибки.
Дорогие пользователи Tesall, традиционно поздравляем вас с Рождеством и желаем здоровья, благополучия и главное, мира и разрешения всех кризисов. Не будем отчаиваться, в праздник рождения надежды всего мира будем твердо питать собственную надежду на лучшее. С праздником!
А мы с вами немного поговорим. Суровая погода (где там хваленое потепление, давайте его сюда!) шепчет сидеть дома с кружкой какао, что располагает к беседе. А поговорить хочется о талантах и дарах, и как ни странно, натолкнул меня на эту тему директор по дизайну Bethesda мистер Эмиль Пальяруло, ведущий дизайнер Starfield, до того приложивший руку и к Свиткам и к Fallout. Он, несомненно, любит свою работу, даже делает себе татуировки вышедших с его участием франшиз. Кстати, татуировку со Старфилдом он набил раньше, чем вышла игра, и видимо, маленько сглазил будущий шедевр. Шутка.
Аккурат перед новым годом этот одаренный человек пожаловался на то, что пользователи не понимают, насколько разработка игры трудный и энергоемкий процесс. Частично можно оспорить непонимание, ведь он обращается к аудитории Bethesda, а это название уже синоним моддинга. Мы, находясь на сайте, посвященном моддингу и сами не раз столкнувшись уже с необходимостью борьбы с корявыми движками и редкторами, все же понимаем в процессе геймдева немного больше обычного пользователя. Хотя и пользователей Bethesda обычными не назовешь: им приходится сражаться в свою очередь с кучей модов, многие из них подпорки для игры, а иные - подпорки к подпоркам, и все это требует танцев с бубном, куда там шаманам эшлендеров.
А можно не особо оспаривать, потому что да, спасибо, мы, несомненно, очень благодарны всем, кто шьет обувь, сажает хлеб и картоху, лечит кроликов и водит космолеты, делает игры и строит дома, но нам, по счастью, не обязательно вдаваться в подробности всех профессий, чтобы понимать, что именно мы получили от этих людей в итоге.
Жалоба Эмиля вполне понятна, и он получил бы больше сочувствия, если бы не выступление семилетней давности на конференции по сценарному мастерству, где, коротко говоря, он заявил, что хороший сценарий не нужен, так как геймеры все равно не читают диалоги в играх и скипают их, пропуская большую часть так старательно созданных квестов. Пользователи Реддита припомнили ему эту историю, и было бы странно, если бы не припомнили. Человек с одной стороны говорит, что его работа сложная и он тратит на нее много сил, но с другой давно выдал себя, объясняя, что относиться к ней надо бы проще.
Его принцип "Пиши о том, в чем разбираешься" был подвергнут насмешкам, потому что сам он его явно не придерживался. Например, фракция Багровый флот показалась пользователям вовсе не пиратской, а просто калькой с того же Темного братства. "В пиратстве он не разбирается" - пишет пользователь. - "Но берется писать о нем". Люди выразили опасение, что будучи нанятым на разработку TES VI, этот человек доканает компанию и забьет гвоздь в крышку ее гроба.
Мнение же о том, что не обязательно все усложнять, в 2023 году было опровергнуто, и вы наверняка знаете, кто это, да?
Глава Larian Studios Свен Винке пришел за наградой Игра Года в рыцарских доспехах. The Baldur's Gate 3 одержала победу в номинациях «Лучшая поддержка сообщества», «Лучшая ролевая игра», «Лучший мультиплеер» и «Игра года по версии геймеров». А Starfield не получил вообще ничего.
Это был оглушительный провал, если вспомнить тоддинг, которому подверглись пользователи на стадии презентации игры. Говард лично распинался, какая она крутая, и как мы должны завопить "Заткнись уже и возьми наши деньги". Термин "тоддинг" был придуман мной как раз после этого. Уж кто-кто, а продажник Тодд от Бога.
Но увы. Starfield вышел настолько невнятным, что лучше бы Пальяруло было не высовываться. Когда талантливый человек, кем бы он ни был, начинает относиться к своему делу с таким пренебрежением, а везения ему не хватает, да и остальные работали спустя рукава и затеряться среди удачливых коллег не получается, печальный итог неминуем.
И честно говоря, это всколыхнуло все прочее болото застоя и вечного обмана, когда обещания рекламщиков перестали сбываться почти абсолютно. Раз за разом конторы сливаются, как последний Вася с мегапроектом супермода, оправдываются нехваткой денег, времени, сотрудников с компетенциями и чем-то еще, а пользователи все больше разочаровываются в играх. ME Andromeda, Fallout 76, даже Cyberpunk, а теперь вот Starfield - денег берут все больше, обещания все слаще, результат все скучнее.
(Еще хуже ситуация в кино. Я смотрел вчера подборку роликов лучших фильмов в жанрах фантастика и фэнтези за 2023 год, и она совпадала с подборкой самых провальных и ругаемых. Не взлетел ни один, хотя все они были ожидаемы и явно заранее записаны в шедевры).
Так где же прав господин Пальяруло, зарабатывающий на нашем легковерии? Это совершенно риторический вопрос, сложность существует, а вот лени не прощает и геймдев. Тодд не так давно выпускал ролик, где перечислял все свои игры и заслуги. Две игры из этого списка совершенно точно стали настоящими хэдлайнерами компании, и да, они были сделаны очень тщательно, соответствуя амбициям разработчиков. Я говорю о Morrowind, который вытащил Bethesda из задницы, и великом Skyrim, который принес компании миллионы и всемирную славу. (Я не принижаю другие игры и тем более Oblivion, он тоже выстрелил, хотя и прошел немного тише, но говорю именно о вехах).
Я навскидку могу назвать пару вещей, которые сделали эти игры великими, невзирая на кажущуюся простоту и недоделанность. Совсем не ту простоту, которую имел в виду Пальяруло.
Например, саунд-дизайн. Музыка Джереми Соула, волшебная, переходящая из игры в игру. В Skyrim вернулось несколько мотивов из Morrowind, и это было прекрасно как для новичков, так и для старичков. Сами звуки. В Morrowind, стесненном и размером носителя (установщик помещается всего лишь на один CD) и умениями компьютеров, озвучка мира играет огромную роль. Скупые фразы NPC, странные звуки гробниц, надоедливой местной фауны (крики наездников, стук скриба и чавкающие прыжки фуражира), удивительный перестук и шипение пара в трубах мертвых двемерских городов, вой стилт-страйдеров... Это все чуть ли не половина атмосферы мира игры. Что было бы, отнесись саунд-дизайнеры к своей работе на отвали?
А как начинается Скайрим, помните? Наваливается звук и вы попадаете в кат-сцену, похожую на кино, и дальше стремительно развиваются события, и звук все так же поражает и ведет по всей сцене, добавляя в нее необходимый саспенс. Вы втянуты в заваруху, а потом вдруг вываливаетесь, моргая и задыхаясь, в огромный мир. Ошеломление, в том числе озвучкой, сыграло свою роль, и любопытство пробудилось. Звуки играют большую роль в эффекте присутствия. В Skyrim с его Криками и подавно.
Но титулованный Инон Зур в Starfield себя вовсе не превзошел. Я бы после многих часов игры и рядом не смог бы напеть хотя бы что-то оттуда.
В обеих играх TES есть принцип привлечения внимания, когда в открытом мире странника влекут от вехи к вехе, когда с каждой точки он видит что-то интересное, привлекательное, многообещающее и любопытство награждается. В Морровинде это было сделать куда сложнее. Интерактивных мест на открытом пространстве там мало из-за того, что память весьма ограничена, а маркеры на карте не влекли: их не было. Но вы за каждым поворотом можете увидеть дверь гробницы или пещеры, строения, городки или просто красивое и загадочное место. Вас не оставляют одного в чистом поле, но тянут за руку, увлекая, вы уже перегружены, вам пора отдохнуть в игре и в реале, но... "последняя пещера, ладно". Дизайн был сделан вручную, и оставлял прекрасное впечатление в те времена. И каково же было мое удивление, когда шатаясь по первой же планете Starfield, я увидел интересные какие-то механизмы, побежал к ним, а это оказалось... ровно ничего.
Это, конечно, только два примера. Недоделок раньше тоже хватало, но сейчас не об этом. Время выхода игр тоже было выбрано удачно. Они не были окружены толстыми соперниками и каждая из них визуально и технически была достаточно необычной для своего времени. Огромные открытые миры тогда давались далеко не каждой компании. И хотя Skyrim был вынужден конкурировать с отличными играми, технически ни одна не стояла рядом и не представляла жанра РПГ в полностью открытом мире. Уж точно не Whitcher II и не Dark Souls, и даже не Dragon Age II.
Обе игры TES представляли собой эпичные миры, сверкающие на фоне конкурентов. Starfield же даже технически проходная игра. И да. Если бы в ней был шикарный сценарий и озвучка! Если бы! Всего лишь история, да, мистер Пальяруло? История и звук могли бы вытянуть все, но... А зачем, если игроки их пролистывают.
Тут очень кстати библейская притча о талантах. Несмотря на то, что оригинал притчи был посвящен духовным дарам, она замечательно подходит к любой одаренности.
Я просто перескажу ее. Суть в том, что люди, получившие от Бога некие дары, должны умножать их, холить и лелеять, чтобы по его возвращении получить награду. Те же, кто разочаровал Бога, зарыв свои дары в землю, будут сами разочарованы последствиями.
Притча абсолютно точно означает, что мы должны находить себе самое лучшее применение, развивать свои дары, умножать свои таланты и ни в коем случае не закапывать их в землю. И тем более не относиться легко к тому, что спорится в руках сегодня, но может оказаться сложным завтра. Не останавливаться и не относиться с прохладцей ко всему, чтобы вы ни делали. Не складывать руки в боязни критики и даже отсутствии похвалы здесь и сейчас. В притче причиной отказа развиваться оказались лень и страх, и с ними-то и надлежит бороться. Ленивому мистеру хорошо было бы это вспомнить, ведь он судил своих игроков по себе, что они из лени пролистывают квесты. А ведь как правильно сказали в одном хорошем фильме - искусство это единственный способ оставить свой след на земле. И можно позаботиться о том, чтобы он был достойным.
Может быть, если делать все как следует, подходить к своему делу с любовью, не отмахиваться от ожиданий, не представлять себе своего зрителя ни злым, ни дураком, не опасаться, а действительно знать свою аудиторию - толк как раз выйдет?
Откапывайте свои таланты, зажигайте в себе огонь, творите, уподобляясь Творцу, тем более, что у нас в руках масса инструментов. Подумайте об этом, пока Тодд готовит конструктор для Starfield.
Еще раз с праздником!
Источник: https://vikent.ru/enc/5054/
Комментарии