Конкурс «Возвращение в Скайрим» подошел к концу. Перед конкурсантами стояла задача написать такой рассказ, который в теории мог появиться в играх Elder Scrolls в качестве отдельной книги.
Члены жюри и читатели DTF оставили свои рецензии, средний балл каждого рассказа подсчитан. Пора взглянуть, что получилось.
Напомним, в состав жюри входили:
- Ника Ракитина, белорусская писательница (далее НР).
- Василий Макаров, редактор журнала и интернет-портала «Популярная механика» (далее ВМ).
- Рихард Зайдлер, администратор фан-сайта tesall.ru (далее РЗ).
- Игорь Тархов, ведущий писатель модификации Carved Brink (далее ИТ).
Пока не начали…
Отдельное спасибо Андорак Септим за рецензии ко всем рассказам, участвовавшим в конкурсе.
Баллы и полные тексты отзывов можно посмотреть в специальной гугл-таблице, вместе со ссылками на рассказы и профили авторов.
16-15 место: Ранмир Алдис: «Амиция Испепеляющая, т. 1»
Средний балл — 3,5.
РЗ: Тесты такого типа можно назвать «Повесть о ненастоящем человеке». Он постоянно что-то делает, это что-то весь рассказ механически перечисляется, вот только все это безлично-безразлично, как в кукольном театре.
ВМ: Разумеется, в лучших традициях жанра, героине ровным счетом ничего не надо делать. Приключения сами собой случаются вокруг нее, стоило только выйти за порог. Сначала — в лице обаятельного романтического интереса, непременно со своим кораблем; затем в виде жуткого монстра и орды безликих культистов; а затем… затем рассказ просто кончается.
16-15 место: Игорь Петренко: «Легенда Клинка»
Средний балл — 3,5.
ИТ: Напоминает набросок в духе потока сознания, только не очень талантливо. Масса ошибок, опечаток, проблем с пунктуацией. Сюжет простой и понятный, но подача убивает все. Если бы те же события изложить чуть изящнее, могло бы получиться неплохо.
ВМ: Все действующие лица ведут себя как актеры плохонькой ДнД-ролевки, где типажи неписям прописали нарочито грубо, поскольку их роль сугубо архетипична. Это выбивает из контекста и ты в итоге просто не веришь в происходящее, художественная «обманка» не срабатывает от обилия несостыковок.
14 место: Дмитрий Газдик: «Узы крови»
Средний балл — 4,6.
НР: В целом довольно неплохо, читается легко, стилистических ляпов поменьше бы. Бытописательский ровный текст.
РЗ: Это же рассказ от первого лица, а местами там, где должны возникать вопросы — они не возникают. И при этом опять проблемы с оборотами вплоть до «чеховской шляпы». В общем, обыгрывание названия конкурса есть, идея есть, и прехорошая, а реализация подкачала.
13-12 место: Game Developer: «История одного редгарда»
Средний балл — 5,2.
ИТ: Ровная, качественная история с мешочком мелких огрехов. Вопросы вызывает темп повествования: все происходит очень уж быстро, и только-только мы познакомились и привязались к героям, как рассказ уже окончен.
НР: Действительно история редгарда, краткая, но не поучительная. Ушел из дома, скитался, нашел боевых друзей, спас легата, вернулся домой и занялся бизнесом вместе с зятем. Что автор действительно умеет — описывать еду. А сражения — не слишком.
13-12 место: Alex S: «Песни барда Ульфрика Языкастого. Том 2. Сага о капусте»
Средний балл — 5,2.
РЗ: Буду здесь, к сожалению, злым критиком. Со стихами всегда сложно работать, а здесь и подавно, так как это имитация, считай, дворового творчества, на что надо делать скидку. С другой стороны, мы знаем, что скальды и барды часто играли в культурах вроде нордской (читай, скандинавской) большую роль, и у плохого скальда не было шансов. Еще хуже приходится скальду, неосторожному с русскими словами. Выражения вроде «не разгибая и колен» или «не выгоняйте из стен», плюс разные там окупаемые члены и разрушенная личность способны ввести в ступор.
ВМ: Перво-наперво — сердечно поздравляю автора с выполненным челленджем. Всей околожурейской тусовкой делали ставки, хватит ли у вас духу наваять 15К знаков стихотворной, да еще и хотя бы немного около-лорной поэзии. Хватило. Хвалю. Зачет!
11-10 место: Игорь Бородаенко: «КНИГА. Том V»
Средний балл — 5,6.
НР: Столкновение героя с дядюшкой Ше, исчезновение, послесловие стражника и пресловутая стрела в колене. Вычленить сюжет удается с трудом.
ИТ: Витиеватость изложения хорошо работает при описании всякой эзотерической шляпы, которая происходит с главным героем, но сильно бьет по качеству диалогов и проработке всяких мелких бытовых вещей. Плюсом, автору явно тесновато в предложенных конкурсом рамках, поэтому очень сильно не хватает деталей и подробностей; задумка-то явно рассчитана на большее, чем сорок тысяч символов.
11-10 место: Виталий Баранов: «Тварь на пороге»
Средний балл — 5,6.
ВМ: Элемент неожиданности, психологизма, игра на ожиданиях читателя — все эти маленькие нюансы отличают условно-хорошее произведение от просто крепкого середнячка в духе мистической страшилки. У вас, к сожалению, второй вариант. Текст отполирован плохо, это факт, и на вашем месте я бы дал ему хотя бы пару дней полежать перед публикацией. Видно, что какое-никакое чувство стиля у вас есть, и все недоработки — это, по большей части, результат торопыжничества. Предполагаю это с большой долей уверенности, потому что сам грешил и грешу ровно тем же самым.
РЗ: Идея весьма хороша. История развивается по канонам, напряжение возрастает, загадка ощущается, невзирая на спойлер о том, что нас ждет некая тварь. Будучи знакомым с игрой, а особенно с аддоном Солтсхейм, конечно же, понимаешь и всю историю, и страдания старика, и его страх (умозрительно, потому что мы-то играли Довакином, который не особо боится, и черных книг пооткрывал немало, и чудовищ положил бессчетное количество). А потом все обрывается в цитату из репертуара курьеров, и непонятно — принял он курьера за существо или у даэдра специфичное чувство юмора. Как в страшном рассказе для детей про черную-черную комнату с красной морковкой в конце. Остроумно, но немного беспомощно.
9 место: Владимир Ральт: «Тень зверя»
Средний балл — 6.
НР: Классическая легенда в обрамлении, сложная форма для небольшого рассказа. Старик рассказывает приключенцам легенду об оборотне накануне охоты на оборотня. Но дальше автор начинает слишком часто дробить и прерывать действие, и получается не рассказ, а подробный синопсис романа с огромным множеством персонажей, а приключенцы так и не «выстрелили».
РЗ: Хороший, подробный, интересный сюжет сказки, облеченной в реальность, в которую то и дело возвращают комментарии слушателей как раз в те моменты, когда сам уже думаешь: «что за вранье!». Это очень симпатично сделано. Ну и финал крепкий, хотя и предсказуемый.
8 место: Листик Мяты: «Стремление души»
Средний балл — 6,4.
ИТ: Качественная, ровная работа. Это работает и в хорошую, и в плохую стороны. С одной стороны, стиль у автора явно наработанный: читается быстро, легко, шероховатости не сбивают с толку. Попадаются неудачные формулировки, но на общем фоне придираться к ним не очень хочется. С другой стороны, глазу и правда не за что зацепиться: история разворачивается клишированно, ярких твистов тоже не получилось, и события идут друг за другом в предсказуемом порядке.
ВМ: Из плюсов с удовольствием выделю крепкий, опрятный слог и хорошую проработку текста с точки зрения стилистики. Вы очень хорошо поймали манеру, в которой написаны внутриигровые книги серии Свитков, и смогли развить ее даже в более объемном тексте — это однозначный зачет.Текст можно (и нужно) облагородить как внятной затравочкой, так и россыпями деталей, которые сделают переход мага на темную сторону силы куда более внятным и логичным. Тогда, я уверен на все сто, произведение заиграет совершенно новыми, куда более яркими красками.
7 место: Водитель автобуса № 7: «Торговые дела»
Средний балл — 7,6.
НР: Встреча торгового каравана с мертвецами и оригинальный выход из положения. И это действительно рассказ, сделанный по канонам рассказа.
«Для первого он был слишком умен, для второго слишком ленив и грузен.» Единственная фраза, а Тоддрика видишь сразу, как живого. Парочка данмер-альтмер тоже прелестна и вносит здоровое оживление. Как и немногословный охранник-норд.
РЗ: Рассказ именно как рассказ понравился. Динамичный, полный приключений, итог соответствует теме, и что самое главное, этот итог вообще есть и он не совсем уж скомкан, потому что для такого размера замах великоват.
6 место: Oleg Luxo: «Хаминг»
Средний балл — 8.
ИТ: Хорошо, но мало! У автора есть стиль, лексикон, умение работать с источниками: все задатки для того, чтобы написать что-то внушительное и захватывающее. Но, к сожалению, история обрывается на полуслове, поэтому и со всеми эпитетами восхищения приходится поступить так же.
НР: Война глазами ребенка. Вот только почему его не пустили на казнь, современными мерками, лишили телевизора? Объяснение, что опасались атаки, для нордов, имхо, слабовато. Зато действие динамичное, без провисов. И адекватная боевка. Хороший, живой текст. Твердой точки мне не хватило, но впечатления не испортило.
5 место: OLucky: «Высокие ели песком занесло»
Средний балл — 8,2.
РЗ: Это очень понравилось. Хорошо написано, и очень вкусные эмоции. Авторы часто за этим не следят, или весьма неумело пытаются вызвать у читателей этот резонанс, и немногие владеют умением это сделать, чаще чувствуется невнятное напряжение. Некоторые моменты затянуты, но тут это связано в некий узел, и развязка очень органична, и главное — самое важное — характеры персонажей никак не противоречат их поступкам.
ВМ: «Высокие ели» — один из немногих рассказов на конкурсе, который понравился мне без всяких «но» и без дураков. Отличный слог, хорошее владение матчастью — не без мелких огрехов, но они совсем уж незначительные и на общем повествовании не сказываются совершенною. Незамысловатый, но оттого крепкий сюжет. Вас, дорогой автор, в комментариях журили за «излишнюю кровавость» — но вы не верьте. Крови и мяса в произведении ровно столько, чтобы придать пикантности батальной сцене, но не перегрузить ее.
4 место: Alexey Smirnov: «Удача бродячего мага»
Средний балл — 8,(6).
РЗ: Мы все понимаем связь Хелгена и дракона, этакий приквел к истории, рассказанной в TES V. Поэтому в отличие от других рассказов, более напоминающих отрывок, чем целое, тут такой ход простителен. Сложность повествования от первого лица — балл в зачетную книжку автора. Характер персонажа раскрыт, приключение с дамочкой разбавило атмосферу юмором, и в целом придираться не хочется, написано хорошо.
ВМ: Дорогой автор, отдаю должное — вам удалось написать произведение, которое в самом деле читается легко и с удовольствием. Я всегда считал, что искусство Иллюзий в серии ТЕС незаслуженно отодвинуто не на второй даже, а на третий план, и проявляет себя разве что в редких сюжетах внутриигровых книг. Прочесть про прикладное, утилитарное использование заклинаний школы (причем не мастерских, а самых простеньких) было весьма любопытно.
3 место: Лександр Полищук: «Идлаф изгоняющий. том I. Рожденный с мечом»
Средний балл — 8,8.
НР: Скайрим во весь рост. Даже поле это узнаю.) И пасхалки хороши.
Идлаф прекрасен. Поиск себя крестьянским парнем во весь рост. И его толковый сосед не отстает. Работа на контрасте дает отличный результат. Грязекраб Малакат с мечом — тоже удачная находка.
ИТ: Прелестный (и местами довольно-таки смешной) рассказ. Есть мелкие стилевые огрехи и ошибки/опечатки, но они не портят общую картину. Накал эпичности достойный, диалоги выписаны хорошо, персонажи тоже. Мне понравилось, как реплики — и даже целые события — из игры и условности геймплея вплетены в повествование. Так что в целом даже не очень хочется придираться. Пишите ещё.
2 место: Adam Weishaupt: «На земле чужой»
Средний балл — 9.
НР: Старик-данмер вспоминает юность. Колорит Тамриеля во весь рост. И хорошее знание лора. Квартал данмеров в Виндхельме с его проблемами описан превосходно. Интересна также композиция, когда путь по Скайриму пробуждает в ГГ воспоминания, и события закольцовываются от триолита святому Олмсу до данмерского храма, подаренного ГГ другом.
РЗ: Этот рассказ можно было бы назвать «Книгой покоя и завершений». Неспешный, задумчивый, полный воспоминаний. Кажется, в таком темпе и суховатом содержании нечего искать, но концовка наполняет все эмоциями. Искусство — это умение вызывать резонанс, а значит, ничего не выдумывать лишь бы угодить. Вроде бы, рассказ ни о чем, и мало чем отличается от других, но точными мазками вызывает все необходимые эмоции. Очень хорошо, и прицепиться может было бы к чему, но не хочется.
1 место: Deathfloratorrrrr: «Четыре сезона Герльдюр»
Средний балл — 9,2.
РЗ: Что скажешь, работа прекрасная — персонажи, сюжет, манера повествования. Разве что то, что эта манера сохраняется неспешной в течение всего рассказа, нигде не возвышаясь и не напрягаясь, делает всю картину блекловатой. Концовка примечательна. Все всё понимают, но такова жестокая жизнь. И в то же время она серьезно усложняет портрет Герльдюр. То она в начале будто холодно и неохотно встречает родню, да еще не с первого раза, будто не горит желанием, то убивает ради племянника несчастного ученика, даже не пытаясь решить проблему по-иному. То у нее достаточно сил, чтобы быть преподавателем или сдержать бушующий пожар, то пять разбойников кажутся ей чем-то непреодолимым. Хотя конечно же, это все о выборе и потемках чужой души, было бы хорошо их подраскрыть, но объем, понятное дело, не дает, ничего не поделаешь.
ВМ: Автор в рецензиях узколобых критиков явно не нуждается. «Четыре сезона» — очень добротное, качественное произведение, действительно написанное в духе внутриигровых книжек если не по формату, то по духу и наполнению. Снимаю шляпу, прочел на одном дыхании и ничуть не жалею.
И напоследок…
Приз зрительских симпатий получает Дмитрий Газдик, чей рассказ "Узы крови", 14 место, получил внушительные 38 лайков.
Еще раз поздравляем Лександра Полищука, Adam Weishaupt и Deathfloratorrrrr!
Засим все! Мы еще вернемся с новыми конкурсами (но это не точно).
Оставайтесь на линии!
Комментарии