Даггерфолл, великий и ужасный. Игра, на которую написано немало уважительных отзывов, но вряд ли среди них найдется много восторженных. При всей моей любви к старым играм и солидном геймерском стаже в десятки лет, настолько неудобной и глючной игры я никогда не встречала! И все же вторая часть Древних Свитков стоит внимания.
На берегах залива илиак
Илиакский залив глубоко врезается в каменистые земли Тамриэля, разделяя провинции Хай Рок и Хаммерфелл. На прибрежных землях и островах кипит жизнь. Там соседствует больше десятка королевств и огромное количество городов, деревень, ведьминских ковенов, священных урочищ, где обитают существа всех рас, включая орков, которые в этой истории являются уже не монстрами из подземелий, а молодой расой, в тяжелой борьбе начинающей определять свой путь. Короли и королевы заключают браки, ведут войны, знать плетет интриги, простые жители занимаются сельским трудом и отмечают праздники, в темных закоулках орудуют гильдия воров и гильдия убийц (и в обе можно вступить!), в дома жителей забираются разные существа от крыс и бесов до тигров и гарпий (и вам надо будет очищать их по заданиям гильдии бойцов воинов), рыцари различных орденов вершат свои подвиги. Впрочем, нет нужды углубляться в описания природы и нравов: обо всем этом довольно подробно написано в статье Серокко.
Вас заносит в эти края по поручению Императора, того самого, которого пришлось вытаскивать из Обливиона в первой части The Elder Scrolls. Да, действие игры разворачивается спустя 4 года после событий «Арены», которые и доселе в сиквеле на слуху. Уриэль Септим VII отправляет вас разгадать деликатную и, на первый взгляд, абсолютно непостижимую загадку, почему покойный король Даггерфолла Лизандус вместо того, чтобы добропорядочно лежать в склепе, бродит по ночам в виде призрака и орет: «Это Спарта! Возмездия!», пугая подданных. Не правда ли, прямо шекспировская завязка? Знаете, на заре кинематографа многие фильмы являлись экранизацией какой-нибудь классики. Видимо, и тут на рассвете геймдева разработчики обращались к известным литературным штампам. Но когда вы начинаете расследование и погружаетесь в бурную жизнь аристократов, трудовые будни гильдий, шумный гул таверн, вы обнаруживаете, как тесно и парадоксально в мире TES переплетаются самые обычные и сверхъестественные вещи. Постепенно выясняется, что в странных событиях замешаны силы более влиятельные, чем союзники и недруги старого короля, а на карту поставлено нечто большее, чем судьба одного только королевства Даггерфолл. Вам предстоит приложить руку к событию, которое станет легендой в последующих играх. И оно будет известно как «Деформация Запада». Звучит захватывающе, не правда ли? Вот только сначала надо продраться через неудобный и безумный геймплей.
Приключение начинается
Установить себе Daggerfall в наши дни можно в Steam, причем совершенно бесплатно и не притворяясь жителем Обливиона другой страны с помощью VPN. По крайней мере такова ситуация на момент публикации этого обзора. Патчи и русификатор также под рукой в Руководствах. А вот дальше стоит задуматься: то ли начать открывать для себя Daggerfall, то ли, например, запустить Skyrim с самыми хардкорными модами. Возможно, прохождение какой-нибудь Dark Souls покажется легкой прогулкой, по сравнению с тем, что вас ждет в заливе Илиак. Однако если вас не страшат призраки и баги, вы получите поистине незабываемый опыт. О котором, возможно, пожалеете.
Лучше, конечно, если вы уже успели познакомиться с «Ареной», тогда управление не слишком вас шокирует. Осуществляется оно в основном клавиатурой, а сражаться надо, двигая мышь туда-сюда. В игре это будет отображаться как взмахи оружием вашего персонажа (арсенал, кстати, весьма разнообразный, и еще магия есть).
И все же Arena и Daggerfall - игры очень разные. Если вы вбивали в поисковик «прохождение Дагерфолла», вам наверняка попадались статьи с ругательствами и проклятьями в адрес какой-то «дьявольской лапши». Так вот, под лапшой подразумеваются подземелья Дагерфолла. Они запутаны, совершенно нелогичны (например, за дверью может оказаться стена, причем какой-то треугольной формы) да еще почти все, кроме ключевых из основного квеста, генерируются в реальном времени. То есть на карты и видеопрохождения положиться не выйдет. Но выход есть. В Сети имеются гайды, как подредактировать файлы игры, чтобы телепортироваться по ключевым точкам подземельях. Иными способами проходить их, честно говоря, не представляется возможным. Ведь вы вполне успеете одолеть мифики с ключами какого-нибудь дополнения WoW за то же время, пока будете мыкаться всего по одному захудалому данжу в потемках под явно не приветственные вопли местных обитателей, выполняя третьестепенный побочный квест по поиску какой-нибудь горсточки праха. А ее еще и не окажется на месте из-за бага. Впрочем, не считайте мои слова рекомендацией, а выбирайте сами, как играть.
На самом деле в Daggerfall разработчики добавили огромное количество возможностей, которое предоставляет игроку практически безграничную свободу действий. К вашим услугам впечатляющий арсенал снаряжения и оружия, огромное количество заклинаний, разбитых по разнообразным школам, плюс специфические умения, например, этикет и знания языков гигантов или драконов. У хаджитов хвостики позади, аргониане – зеленые. Можно искать даэдрические артефакты, пить и есть в тавернах, совершать кражи и взломы, заполнять камни душ, стать вампиром или кабаном-оборотнем, скакать на лошади и даже пойти взять кредит в банке!
По сути, это то, что нам привычно видеть в более поздних играх (кроме кредитов, но их можно увидеть в реальности, брр). А они это все добавили в 1996 году. Это, конечно, очень ярко характеризует амбиции команды разработчиков Bethesda. Но, похоже, на такое обилие технических наворотов движок не был особо рассчитан, и баги в игре стали еще более привычными, чем явления призрака Лизандуса каждую ночь, за что игра получила нелестное прозвище "Баггерфолл". Бороться с этим можно, используя несколько ячеек сохранения. Призрака, конечно, тоже можно побить, и он исчезнет ненадолго. Собственно говоря, в Daggerfall можно делать все то же, что и в современных играх TES. Разве что любоваться видами не особо получится из-за несовершенства графики тех лет.
А что еще поражает в Дагерфолле, так это, как ни странно, изобилие наготы. И не только в храмах Дибеллы. Это в поздних играх людям приходится изворачиваться, ставить какие-нибудь Better Bodies, FMRA, UNP или даже BHUNP BBP-TBBP-3BBB. А тут у самих разработчиков не только человеческие существа, – атронахи и те бегают, одетые в одни языки пламени (да, кстати, в Daggerfall огненные атронахи – это парни). И тексты книг порой попадаются такие, что «Аргонианская дева» Крассиуса Курио отдыхает.
Бесконечные квесты
Большинство квестов в Daggerfall - не оригинальные истории, а шаблоны, которые словно натягиваются на ткань игры: меняются имена персонажей, кого надо отвести/спасти/уговорить/убить, места, сроки, только суть никогда не меняется. Напоминает квесты гильдии воров в Скайриме (чес, рыбалка, взломы), но это все в масштабе целого Илиакского залива. Кстати, по поводу сроков сдачи квестов, если вы избалованы другими играми так, что стремитесь набрать как можно больше заданий, во второй части Свитков это окажется не лучшей тактикой. Многие квесты, в том числе ключевые, имеют ограничения по времени. Из-за чего есть шанс запороть даже главную историю в самом начале и застрять.
Вот понимаете, в чем засада: если вы думаете играть в Daggerfall на расслабоне, то нет, ничего не выйдет, это же настоящий марафон! Придется вникать в детали, проводить расчеты. В этом главный минус. Вы не сможете просто наслаждаться миром. Потребуется, наверное, часов 60, чтобы просто разобраться, как все устроено во второй части Древних Свитков. Daggerfall настолько причудливая и изощренная игра, что прохождения основного квеста на русском и на английском отличаются в плане того, что за чем следует. А я еще ухитрилась наткнуться на квест, который не был нигде описан. Там надо было выяснить причину странной чудовищной бури, из-за которой вы потерпели крушение в начале игры. Спойлер: причиной этого оказалась магия. На досуге я тут написала гайд. Если он чем-то поможем вам, буду рада.
Само же прохождение можно разделить на 2 части. Сначала вы носитесь как угорелый по городам и весям Илиакского залива, выполняя разрозненные квесты и стараясь удержать в памяти суть аристократских многоходовочек, ускользающие связи между братом-оборотнем служанки во дворце и пропажей письма королеве из основного квеста и т.д. А потом, когда события, словно бушующая река, выносят вас к судьбоносному порогу, предстоит пройти длинный, чрезвычайно сложный и запутанный лабиринт в Этериусе, некой противоположности Обливиона. В его центре вы встретите бога безумия Шигората, что как бы намекает. Вообще такой кошмар челлендж с нагромождением нереальных испытаний я видела только в старом известном моде для Morrowind «Имени Скального наездника» от EJ-12. Но пройти даже Шигоратов лабиринт можно, благодаря терпению и гайдам.
Финал Daggerfall отличается наличием нескольких концовок в зависимости от вашего выбора. А как вы думаете, какую концовку разработчики назвали каноничной? Не поверите, но… все из них. Такое вот «Все везде и сразу». Если финал показался вам запутанным, прочитайте книгу «Деформация Запада» в поздних играх. Уверена, она вызовет у вас тяжелые вздохи, но при этом и улыбку ностальгии.
Да, проходить Daggerfall непросто, но потом многие моменты в лоре станут для вас совершенно понятными и даже в чем-то родными.
Подводя Итоги
При всех своих багах, несуразностях и неудобствах Daggerfall стоит у истоков вселенной The Elder Scrolls, которую мы так любим. Это замечательная игра, просто ее замысел превосходит воплощение, технически доступное на тот момент. Пусть прохождение и потребует от вас безграничного упорства, гораздо большего, чем для борьбы с Дагот Уром, Алдуином и всеми боссами TES Online вместе взятыми в будущих играх, стоит хотя бы раз побывать на берегах Илиакского залива.
Предыдущие статьи серии:
Возвращение в Тамриэль. TES I: Arena
Возвращение в Тамриэль. Я знаю, что вы (не) будете делать этим летом (Oblivion, ч. 1)
Возвращение в Тамриэль. Казнить нельзя помиловать (Oblivion, ч. 2)
Комментарии