Видеоблогер AshKing в особом представлении не нуждается - хотя бы раз любители TES да смотрели его замечательные ролики о лоре. В преддверии тридцатилетия серии Elder Scrolls  AshKing любезно согласился побеседовать о тайнах вселенной и играх в общем.

Около 250 видео, посвященных лору, геймплеям и секретам вымышленных вселенных The Elder Scrolls, Ведьмак, Dark Souls, Готика, Cyberpunk 2077 - вот что такое канал AshKing на YouTube, и если вы чего-то еще не знали о любимых мирах - добро пожаловать на канал. Все ссылки будут в конце статьи, а пока наливайте себе мацта, будет интересно!

nolore

RZ: Давай для начала поговорим об играх. Часто идут споры о том, полезны игры или нет, и о мотивах игроков. А что побуждает играть тебя?
AshKing: Для меня игры - это один из видов хобби, возможно, это даже мое самое первое хобби в жизни. К сожалению, ввиду различных обстоятельств в последние лет пять моей жизни я стал очень мало играть, но вроде бы совсем недавно я вновь начал получать от игр удовольствие. Игры могут спасти от депрессии или просто от плохого настроения, подарить яркие эмоции от сюжета или геймплея, дать повод для обсуждения с другими людьми, а иногда и натолкнуть на какие-то другие хобби.

RZ: Любимый вопрос этого праздника как раз в тему: что тебе дали игры в жизни, в реальности, чем оказались полезны, на что натолкнули?
AshKing: Ну например, в 2008 году я начал заниматься паркуром именно будучи под впечатлением от реализации паркура в первом Assassins Creed. Эта игра в целом мне очень нравилась тогда. Большинство остальных игр серии мне, как ни странно, никогда сильно не нравились, а играл я в большинство из них. Даже культовый Assassins Creed 2 мне не особо нравится. Больше не могу вспомнить примеров, чтобы игры меня прямо чему-то научили или на что-то сильно смотивировали. Хотя ладно, можно сказать, что Джонни Сильверхенд из Cyberpunk 2077 немного смотивировал меня наконец-то начать играть на электрогитаре (и вообще на гитаре как таковой). Но там сложилось несколько факторов и многие другие вещи меня уже давно подталкивали начать играть на гитаре, так что моя увлеченность Киберпанком сыграла лишь где-то на 50% в мотивации для этого хобби.

Игры лично для меня стали полезны тем, что я стал видеоблогером, рассказывал о лоре (и не только) любимых мной игр, и в итоге это стало моей работой. Плюс познакомился с огромным количеством людей, с некоторыми из которых общаюсь и по сей день.

RZ: Свиткам исполняется 30 лет. Какая игра серии Elder Scrolls самая любимая и почему?
AshKing: Раньше я бы сказал - Морровинд, так как это моя первая игра в серии, плюс там, по моему мнению, лучший основной сюжет, очень проработанный лор, в том числе работающий непосредственно на основной сюжет, ну и огромное количество секретов, пещер и уникальных артефактов, разбросанных по карте.
Но с годами - и понял я это наверное года три назад - я больше полюбил Скайрим. На данный момент именно его я считаю примером идеального баланса всех механик.
Это графика, которая не стареет до сих пор и, возможно, не устареет никогда. Анимации и боевая система. Сражаться, пользоваться магией, а тем более стрелять из лука - одно удовольствие. Плюс многие предметы и сами npc разлетаются в процессе битвы в разные стороны и выглядит это довольно реалистично, причем именно в Скайриме почему-то больше, чем в каких-то других играх, от этих вещей получаешь кайф.
Система прокачки и навыки. Куча разных механик по типу алхимии, кузнечного дела, зачарования разных школ магии. Эти системы не перегружены различной духотой и разобраться в них довольно просто и приятно.
Все эти вещи, по сути, создают дополнительный интерес и возможность играть в Скайрим бесконечно, начиная игру заново снова и снова. И опять же, эти механики не выглядят натужными, введенными ради галочки. Большинство навыков и возможностей действительно полезны или как минимум приносят фан при очередном прохождении.
А еще система случайных встреч, которых очень много разных и которые, как ни странно, при каждом прохождении освежают геймплей и не дают заскучать. По крайней мере мне.

RZ: Какие еще игры ты можешь назвать своими любимыми? Что должно присутствовать в игре, какие компоненты, чтобы ты признал ее удачной?
AshKing: Любимые, пожалуй, Ведьмак 3, Cyberpunk 2077, серия Mass Effect.

Все таки в первую очередь в игре должен быть интересный геймплей, это самое главное. Далее идет интересный и грамотный геймдизайн (механик, визуального окружения, интерфейса). Ну и третье это либо крутой сюжет, либо проработанный лор, желательно и то и то. Но опять же, без увлекательного геймплея и грамотного геймдизайна в мир игры мне погружаться не захочется в большинстве случаев.

В тот же лор The Elder Scrolls я втянулся не сразу (это было бы странно), а благодаря тому что поначалу просто нравилось бегать по Морровинду, находить разные артефакты в пещерах, даэдрических храмах и т.п., ну а со временем и историю этого мира захотелось познать. Ну и так у меня в принципе со всеми играми. Если цепляет геймплей, сюжет и визуальные образы - возникает возникает желание изучать лор, по крайней мере, на каком-то уровне.

Даэдрические руины в Морровинде

RZ: Что ты ждешь от ТЕС VI? В идеале? 
AshKing: Касательно TES VI я стараюсь уже ничего не ждать, чтобы потом не было горьких разочарований. Хочется надеяться, что мир игры будет также интересно исследовать, как это было в предыдущих частях. От места действия жду, как и многие, Хаммерфелл и Хай Рок. Так было, кстати, и в Даггерфолле, но там действие было сконцентрировано вокруг грызни мелких королевств, а зона была сужена до побережий залива Илиак, в TES VI конечно хочется увидеть полные две провинции. А сюжет вокруг противостояния Талмора и Адамантиновой Башни, которая как раз на острове в заливе Илиак.

RZ: Было бы интересно перемещение во времени в TES вперед или назад, и если да, то в какие события ты бы поиграл? 
AshKing: Перемещения в прошлое я бы хотел только в рамках спин-оффов, с удовольствием поиграл бы в какой-нибудь линейный action-adventure или соулс-лайк во вселенной свитков, по типу TESA Redguard. Но в номерной части путешествий в прошлое не хочу.

RZ: А если бы TES экранизировали, какой момент ты бы хотел увидеть?
AshKing: Насчет фильмов - я думаю, самой идеальной была бы экранизация Битвы у Красной Горы. В ней участвовало огромное количество известных игрокам рас - кимеры (предки данмеров), двемеры, норды, орки и даже каджиты (книга "Сказ о Дро'Зире"). И финалом этой битвы как раз стало превращение кимеров в данмеров, и самое главное - исчезновение двемеров. Причем фильм ни в коем случае не портил бы интриги от того, как и куда они пропали, потому что большинство разрозненных источников называют один и тот же факт: двемер Кагренак использовал инструменты Разделитель и Разрубатель на Сердце Лорхана и в мгновение ока все двемеры исчезли. Для участников Битвы у Красной Горы это выглядело именно так, и в фильме можно было бы показать именно это исчезновение двемеров Морровинда на глазах участников заварушки, при этом никак не показывая и не объясняя, почему все остальные двемеры Тамриэля в тот момент тоже исчезли, ведь этого не требуется от фильма, фокус которого направлен на Битву у Красной Горы, а не конкретно на двемеров и тайну их исчезновения.

Также хорошей темой для экранизации было бы восстание Алессии против айлейдов, об этом у меня был отдельный ролик на канале. Ну еще в голову приходят Война Красного Алмаза и завоевания Каморана-Узурпатора. Но это все таки не такие удачные вещи с маркетинговой точки зрения и вряд ли их можно было бы прилично реализовать, скорее это было бы интересно только редким фанатам глубокого лора.

Двемеры, акавирцы, истинная биография Талоса - вот, пожалуй, три самые крупные загадки для меня.

lore

RZ: Я считаю, что говорить с AshKing и не поболтать о лоре прямо преступно. С акавирцами у меня тоже вопрос, если ты, конечно, знаешь на него ответ. Ты делал интересное видео про то, как некоторые моменты в игре не соответствовали лору. Очень понравилось, ибо мне досталось за цаэски в статье о сходстве моментов в игре и реальности. Я написал, что цаэски похожи на нагов из вполне земных легенд, я был в этом убежден из игровых книг, но в TESO цаэски оказался обычным гуманоидом с ногами, и все заявили, что это канон. Где, по-твоему, истина?
AshKing: Впервые гуманоидные цаэски появились не в TESO, а в Обливионе. Помнишь, квест был в Белом проходе? Там уже были скелеты, принадлежащие цаэскам, которые выглядели как скелет обычного человека, и призраки цаэски, похожие на имперцев в в доспехах Клинков. Хотя броня у них должна быть несколько другой. Броня Клинков и создавалась некогда на основе брони древних цаэски, которые принадлежали к драконьей страже Ремана, но в тот момент ее не существовало, сначала цаэски разбили в Белом проходе, а потом уже они стали драконьей Стражей Ремана. Но даже если все это списать на лень разработчиков, то все равно предполагается, что акавирцы имели гуманоидную форму. Они были, может быть, не полностью людьми, но очертаниями очень схожи. Есть, конечно, версия, что это разработчики полностью обленились и решили не рисовать хвосты, однако, тут все сложнее.

Тед Питерсон недавно давал интервью одному зарубежному видеоблогеру, а надо знать, что Питерсон работал над свитками со времен Арены. Арена, Даггерфол, Морровинд. При создании Морровинда Тед уже уволился, но оставался внештатным сотрудником для помощи в проработке лора по мелочи (как Киркбрайд в будущем, который хотя и уволился после Морровинда, внештатно еще консультировал). В первую очередь нам интересно, что Тед Питерсон написал несколько внутриигровых книг, в частности, серию “2920, последний год Первой эры”. Именно он упомянул в книге хвост сына потентата Савириена Чорака. 

В интервью блогер спросил у него про цаэски и вообще про акавирцев, что разрабы думали в момент проработки концепции, какими они должны быть, а по-моему, даже слова “цаэски” еще не было на момент Даггерфолла, но описывались акавирцы, и в этом описании можно уже сейчас  узнать цаэски. Хотя именно как они выглядели, не говорилось, нельзя было сделать никакого вывода - люди они, не люди, и про змей, кажется, еще не упоминалось.
По сути, информация эта появилась только в "Первом карманном путеводителе по империи" в игре Redguard, а потом в уже расширенном виде в книге “Таинственный Акавир” уже в Морровинде.

Акавир - это царство зверей. Ни люди, ни эльфы не живут в Акавире, хотя люди когда-то жили. Однако этих людей давно пожрал вампирский Змеиный Народ цаэски. А если бы их не съели, то эти люди рано или поздно перебрались бы в Тамриэль. Северяне же покинули Атмору ради Тамриэля. А еще раньше эльфы перешли в Тамриэль из Алдмериса. А редгарды даже разрушили Йокуду, чтобы отправиться в путь.

“Таинственный Акавир”

Тед Питерсон ответил, что во-первых, в студии даже не решили еще, как произносить слово “цаэски”, то есть они его написали по-английски, но у сценаристов и лороведов студии нет единого мнения, как это нужно произносить: цейчи, цеэйси или цаэски, как это как в русском у нас обычно транслитерируют. И как про двемеров они сами понятия не имеют, куда они пропали, и это должно оставаться тайной, так и о цаэски, змеи они там или нет, никто не скажет точно. И когда Тед писал книги серии 2920, то взялся уточнять этот вопрос, придерживаясь, как и ты, мнения, что они выглядят как наги. Он спросил: “какой у нас вообще канон на самом деле?”, и они ему сказали, что нет канона в целом, что они еще не придумали, может быть, в будущем какой-то твист будет, но пока непонятно, поэтому нужно как-то очень осторожно к этому  подходить. Но вот этот хвост, который он ввел, ему позволили про него упомянуть, потому что это художественное произведение внутри самого мира Свитков, поэтому оно как бы не вполне канон. 

Ну и тому есть ряд доказательств. TES Online признается беседкой как канон и там лица цаэски не показывали пока что, кроме одного случая, а так они обычно в масках своих традиционных, но выглядят как гуманоиды. И единственный цаэски, который появляется без маски, это рыцарь Ренальд, который упоминается в книге “Реманада”. Эта книга впервые появилась в Обливионе, она описывала того самого члена Драконьей стражи Ремана, в его случае - Ремана Третьего (был ли он жив при первом Ремане, неизвестно, хотя там сказано, они с другими цаэсками были братьями и “за много морей отсюда” и потом уже здесь, при Ремане, так что возможно, он приплыл изначально из Акавира и застал и первого Ремана, и второго, и третьего).
Это точно неизвестно, он, может, уже в Тамриэле родился, но суть в том, что в TES Online он есть и в конце всякие туманные намеки дает и из его слов можно сделать вывод, что у цаэски какая-то магия есть, необъясненная на данный момент магия и способность менять личину, и причем не просто как если бы ты взял чужое имя, чужую профессию и так далее, а еще свою расу поменял. Получается, Ренальд мог быть акавирцем-цаэски и в теории иметь змееподобную либо другую отличающуюся от тамриэльцев внешность, но он с помощью “сбрасывания кожи” изменил ее.
Это опять же отсылка на то, что цаэски со змеями сравнивают, в "Реманаде" тоже есть это сравнение. 

И в дни междуцарствия Ким-эль Адабал снова был утерян в жалких войнах королей-язычников. В те времена Запад и Восток не могли создать союза, и во всех землях, окружавших Сиродил, считали его гнездом змей и змеелюдей. В течение четырех сотен лет земля Ремана был расколота, и только усилиями верных рыцарей держались ее границы…
…В венах их текла кровь вампира, и жили братья-рыцари долгие века, после Ремана охраняли они змеиного короля Версидью-Шайе. Змеиный капитан Вершу, ставший Ренальдом, стал защитником северо-запада, когда черный дротик поразил Савириен-Чорака.

"Реманада"

Рыцарь говорит: “я стал имперцем Ренальдом”. У меня есть ролик об этом, про Зурина Арктуса - цаэски. Ведь до этого, как этот квест создали, основываясь на "Реманаде", была теория, и она мне очень нравилась, что Ренальд  - это Зурин Арктус, то есть он в итоге принял личину Зурина Арктуса. И квест, который вышел в TES Online, как я считаю, еще больше подтверждает эту теорию, и что сценаристам она тоже нравится и они, возможно, ее придерживаются.
Так что у меня есть два ролика о настоящей внешности цаэски и Ренальде - Зурине Арктусе. Сейчас инфы больше и может, получше можно было бы сделать. 

Как же выглядели акавири?

Арктус - цаэски?

Я сам думаю, что они все-таки гуманоиды, но это не стопроцентная инфа, то есть, разработчики все еще сами вот думают насчет того, змеи цаэски или нет. Может, в TES VI введут расу или представителей и как-нибудь обыграют тему со змеями. Может статься, цаэски в реале действительно являются нагами, ну или похожи на них, но могут принимать личины других рас и прямо трансформировать себя в представителей других рас.
Это может, конечно, оказаться змееподобный народ, как наги из “Героев” или других вселенных, верхняя часть человеческая, низ - полностью змеиный, их еще с саблями, знаешь, рисуют или кучей рук, или две руки, но при этом хвост змеиный огромный.
Но скорее, они как люди. Может, ноги есть, но при этом они все равно все покрыты чешуей и у них есть хвост длинный, как у аргониан. Может, у них есть клыки со змеиным языком, или же они выглядят как обычные люди, но со своими особенностями, то есть, скажем, если думать об Акавире как аналоге нашей Азии, как азиаты с узкими глазами с эпикантусом. Либо же какой-то промежуточный вариант, что это люди, но когда им надо, они трансформируются в змей, как оборотни, могут превращаться из одной формы в другую. А может, это вообще люди с чешуей змеиной, которую при ближайшем рассмотрении видишь, а в целом такой вот обычный человек, издали спутаешь.
Куча этих вот вариантов и ни один из них не ясен до сих пор, может, даже самим разработчикам. А я сам, как уже сказал, больше склоняюсь к тому, что они точно не просто наги змееподобные и все, этот вариант, скорее всего отпадает, скорее всего, все остальные варианты, которые я перечислил, на них нужно смотреть.

RZ: Что же, признаю, что был не прав, хотя то, что не на 100%, уже хорошо. А что насчет истинной биографии Талоса? Это тоже очень интересно! 
AshKing: Талос та еще загадка. Мы даже не знаем, какой он расы на самом деле, сам внутриигровой лор дает три версии того, кем мог быть Талос, или даже четыре: норд, имперец, бретонец и атморец. Здесь нужно разграничить нордов и атморцев, атморцем может считаться тот, кто еще в Атморе жил и прямо оттуда приплыл. Причем, это официальная пропагандистская версия, что Талос с Атморы, и в нее гигантское количество людей верит в самом Тамриэле. Полный бред, потому что по всем источникам еще в самом начале Первой эры с Атморы пришли последние корабли и сейчас там в живых никого нет. Ее еще в те времена сковало льдами, земли стали непригодными для жизни, все, кто мог, уже в Тамриэль перебрались.

Так что у нас остаются версии, что Талос был нордом, бретонцем или имперцем. То, что он был имперцем, тоже явная пропаганда. Он нигде прямо не заявлял о себе, что он имперец, он только имперское имя себе взял. "Тайбер Септим" - это чисто имперская структура имени-фамилии. Это произошло, когда он захватил Сиродил и стал править в Башне Белого золота в Имперском городе, то есть Сиродил сначала захватил как плацдарм, а потом уже от него принялся расширять Империю. Поэтому многие в Тамриэле, наверное думают, что он имперец, но это не так, и нужно рассматривать версии, что он либо норд, либо бретонец, либо смешанный вариант между этими двумя, кто-то из родителей был нордом, а кто-то бретоном.

В пользу того, что он норд, говорит то, что у него настоящее имя Хьялти, это имя фигурирует в Арктурианской ереси. Там как раз говорится, что это его первоначальное настоящее имя, Хьялти Раннебородый.

Статуя Талоса

Западный Предел был охвачен пламенем войны. Кулекайн, король Фолкрита в Западном Сиродиле, попал в скверное положение. Чтобы предпринять попытку объединения Коловианских земель, ему нужно было укрепить северную границу, где норды и предельцы столетиями вели войну. В битве у Старого Хрол'дана Кулекайн вступил в союз со Скайримом. Войска Кулекайна вел Хьялти Раннебородый. Он был родом из островного королевства Алькаир, в Хай Роке. И ему суждено было стать Тайбером Септимом, Первым Императором Тамриэля.

"Арктурианская ересь"

Есть квест в таверне "Старый Хролдан" в Скайриме: когда на кровати поспишь, появляется призрак, и в процессе прохождения его квеста призрак тебя принимает за Талоса и называет Хьялти. Ты там даже можешь к владелице таверны подойти, она скажет: “Не знаю никакого Хьялти, может, это одно из имен Тайбера Септима”. Она так предполагает потому, что это та таверна, в которой Тайбер Септим останавливался, когда эти Земли захватывал, и та же комната. В квесте упоминается как раз родина Тайбера Септима, Алькаир, эта же родина упоминается в Арктурианской ереси, хотя и с вопросом, а прикол в том, что Алькаир это земля в Хай Роке, на родине бретонов, но при этом имя явно нордское.

Этот призрак - норд в нордской броне, и о Талосе отзывается как о Хьялти, о своем названном брате, с которым они вместе в Алькаире учились искусству боя на мечах, вместе воевали. Отсюда можно сделать вывод, что либо Талос и вот этот человек могли быть нордами, которые родились в Хай Роке, либо сам Тайбер был вот ребенком от смешанного брака. Версия про Тайбера-бретона была в серии TES изначально, она появилась в Даггерфоле. Лор там еще был на начальном этапе развития, и сами разработчики, если читать книги внутриигровые, скорее всего считали, что Тайбер именно бретон, и сами бретоны считают так же, мол, он из бретонского рода происходит. Ну а уже потом, с развитием серии, в Редгарде, Морровинде, там остальные уже версии появлялись, лор расширялся.

Это кратко, а чтобы сказать больше, уже нужно отдельно ролик пилить.

RZ: Да, да, больше роликов, полностью с тобой согласен. Спасибо за замечательный содержательный разговор и уделенное время, ждем очередных открытий!

PS: я был в полном восторге от познаний своего собеседника, ведь все это он просто наговаривал в реальном времени, напоминая какого-нибудь ученого, до тонкости разбирающегося в предмете. Нет никаких сомнений в том, что стоит подписаться на каналы AshKing и поддержать автора, так что вот ссылки:

YouTube
Вконтакте
Boosty

19

Комментарии

Добавить комментарий

Очень интересное интервью. С лором свитков начал знакомится, как раз с его роликов. Да и до сих пор смотрю.

ааааа наконец-то интервью с Эшем. Спасибо большое! Любимый лоровед и мой земляк.
Эш, ждём новые видосы.

Этот комментарий оставил М'айк, отец М'айка

Почти все ролики смотрел, с лором свитков. Подача нравится. С некоторыми теориями не согласен. Но запомнился Эш прежде всего словами Скараб-Феникса о сабже. Не особо лицеприятными, много лет назад.
Отдельное спасибо Рихарду, я в кои то веки заглянул в новости и прочитал с большим интересом.

Смотрел и смотрю все ролики Пепельного на ютубе касательно Свитков, человек очень хорошо разбирается в том, о чём говорит. Из последнего особенно интересно было послушать про пасхальное присутствие Шеогората в некоторых местах Скайрима (в том же Айварстеде). Благодаря ему и его лороведческим разборам я давно не вылезаю с uesp, а пару лет назад даже редактировал внутриигровые книги из старых игровых частей, сверяя их с оригиналами, чисто для себя и своих сборок.
Как и Олег, с удовольствием посмотрел бы сериал с Нереваром и его Командой, лол)

Авторизуйтесь, чтобы оставить новый комментарий. Или зарегистрируйтесь.