3 марта 2024 года боевые корабли Империума вышли на орбиту нашей планеты. Спустя короткое время в результате переговоров TESALL был приведен к согласию Экспедицией Альфария. Вот запись этих переговоров, положивших конец существованию мира TESALL вне Империума Человечества.
В начале празднования тридцатилетия Свитков мы обещали, что в гостях у нас побывают и представители других вселенных, но Warhammer 40 000 не приходит к вам в гости: он остается навсегда.
RZ: Кто вы?
Альфарий:
Всё сказанное далее - правда.
Я - Альфарий.
Всё сказанное выше - ложь.
RZ: Как это понимать?
Альфарий: Если подобные конструкции вызывают недоумение, то вы не любите Вархаммер так, как люблю его я. Если подобные конструкции вызывают прилив сил и стремление сделать тактический перекат, то вы определенно тоже Альфарий. Даже если сами ещё не поняли этого.
Разобраться сложно, но возможно. Изучению необъятного мира Warhammer 40 000 я посвятил свой ютуб канал "Экспедиция Альфария. История мира Warhammer 40 000". Наиболее смелые и любопытные обязательно заглянут. Может, даже одним глазком и чуть-чуть. Не понимая, что пока вы изучаете Warhammer, Warhammer в ответ изучает вас самих.
RZ: Может быть, мы и согласимся присоединиться к вам, но с чего начинать погружение во вселенную новичку, который буквально только что открыл для себя это сокровище? Что читать, играть и смотреть?
Альфарий: Удивительное совпадение. Именно мой личный опыт погружения в мир Warhammer (а это было сложно и больно) побудил меня создать канал, который мог бы стать отправной точкой для изучения этой безграничной и запутанной вселенной.
Основная проблема для новичка в мире Warhammer в том, что вселенная никого не щадит и сразу бросает на растерзание непонятным терминам, отсылкам и персонажам, которые читатель как будто должен знать заранее. И это правда. Мне не удалось в свое время найти такой ресурс, который бы погружал в этот мир плавно, с пониманием того, что человек пока что не понимает терминов, не знает ключевых событий, а часто даже примерного представления не имеет о том, что это и насколько оно огромно.
С этими мыслями я создал несколько видеоформатов для новичков, которые пошагово погружают в основы основ. Идея была в том, что, посмотрев эти видео, человек смог бы взять буквально любое произведение по Warhammer (книгу, игру или миниатюрки) и почувствовать, что понимает общую суть происходящего. К моей радости, это получилось! Постоянно и регулярно получаю отзывы от людей, просмотревших плейлист для новичков, которые благодарны за подобное плавное и понятное погружение в основы этой вселенной.
Но самое интересное, как всегда, прячется где-то в глубинах. Между строк. Так что остальной контент на канале посвящен либо обсуждению новой информации, либо поиску отгадок на бесчисленные загадки далекого будущего мира Warhammer.
RZ: Вселенная Warhammer 40000 кажется полной ужасной безнадеги, но все таки у нас была надежда на то, что Император каким-то чудесным образом превозможет. Однако, судя по спойлерам к последней книге, фиг нам, а не Император, вставший с трона, если я правильно понял. Это так или надежда все таки существует? Какой-нибудь рояль в кустах?
Альфарий: У вселенной Warhammer есть свои рамки. При всей безграничности. И литературные (это ведь гримдарк, и отходить от гримдарка уже не канон), и более приземленные, такие, как настольная игра с миниатюрками.
Как ограничивают сюжет миниатюры? Очень просто. Если игрок купил армию, скажем, Некронов, а потом Некронов по сюжету уничтожили и в новой редакции их нет, как это отразится на коммерческой репутации? Так что да... Безнадежность, равно как и Император, сидящий на Золотом Троне, это столпы, это основа, и никуда основа не денется. Равно как и не будет уничтожена ни одна из ключевых фракций (человечество, демоны, орки, эльдары, тау, некроны, скваты).
За всё остальное ручаться не приходится. Порой под горячую руку сценаристов попадают целые галактические цивилизации, от которых впоследствии может не остаться ничего кроме хохота Богов Хаоса.
RZ: Ну хотя бы кино Император одобрит посмотреть? Какие мысли вызывает съемка сериала с Кавиллом? Будет топ или нет, как думаете?
Альфарий: Я рад, что что-то снимут. Будь то сериал или кино. Однажды это должно было случиться, так что во многом съемки были ожидаемы. Но никаких прогнозов у меня нет. Будет хорошо - вот и прекрасно. Будет плохо - они хотя бы попытались. Я воспринимаю это как шанс на что-то хорошее. Он же есть? Я считаю, что есть. Вот и славно. Это меня устраивает. Но самому Кавиллу я не верю. Ни в его страсть, ни в то, что он фанат. Ни тем более в его актерские способности.
Буду рад в нем ошибиться.
RZ: Кстати, за что полюбили всю эту безнадегу лично вы? Спрашивать о вашем любимом примархе, вижу, уже не нужно. А почему Альфарий?
Альфарий: Это было лет восемь назад. Я тогда читал глубокую умную литературу и почувствовал, что хочу разбавить это чем-то легким и ненапряжным. Выбор пал на Warhammer 40 000. Тогда я представлял эту вселенную и эти книги чем-то совершенно примитивным, бравурным и простым. Битвы в космосе, "пиу-пиу".
Начав читать первую же книгу, я чуть не подавился всеми этими терминами, отсылками, именами, событиями. Было ощущение, что я не понимаю вообще ничего. Что уж говорить: я даже далеко не с первой книги прочувствовал, что Астартес это не просто тренированные коммандос в броне, а нечто, абсолютно выходящее за рамки привычного "космосолдата".
Интереснее то, почему я не бросил читать. Не бросил потому, что принял это как вызов. Стало очень интересно всё же понять: что здесь, варп его раздери, происходит? Книг через десять появилось ощущение узнавания общего базиса. Книг через тридцать я настолько проникся, что стал мечтать рассказать об этом людям, поделиться чем-то действительно увлекательным и невероятно масштабным.
А любимого примарха у меня не было, нет и не будет. Люблю их всех. Каждого по-своему. Если говорить о человеческих чертах, то мне, безусловно, ближе всего душевная человечность Ангрона и стремление к структуризации Робаута Жиллимана (Гиллимана).
Для канала я выбрал псевдоним “Альфарий” исключительно с точки зрения его роли, его архетипа в мире Вархаммер. Альфарием может оказаться каждый. Может, ты и сам Альфарий, но пока не осознал этого. Он есть и его нет. Он полон загадок в той же мере, что и ответов. Он тот, кто побуждает думать и сомневаться.
Каждый кто присоединяется к Экспедиции Альфария - тоже немного Альфарий. Это символ, который нас объединяет, позволяя оставаться самими собой.
RZ: Признаться, после вдохновляющего начала знакомства со вселенной у меня в какой-то момент наступил этап разочарования. Слишком много того, что я не люблю. Вот есть сколько-то героев, а все остальные даже не винтики, а червяки, и что есть человечество, ради которого все это затеяно? Стоит ли такая недожизнь каких-то жертв? Но в итоге, конечно, неофитский восторг и падение сменились спокойным интересом, а потом кто-то в нашем подъезде выкинул стопку книг, бросил внизу, мол, берите. Я взял их все: это был Абнетт, 5 книг. Вот такой подарок. Это был намек, я считаю. А доводилось ли вам разочаровываться в Warhammer 40к, или нет?
Альфарий: Глобально нет. Когда я в чем-то разочаровываюсь, то уже не продолжаю этим заниматься. А Вархаммер уже как часть моей жизни. Если смотреть на это как на культурное явление, то Warhammer слишком велик и многогранен, чтобы полноценно интересоваться в нём всем, что есть.
Среди фанатов довольно заметное разграничение есть - на настольщиков, любителей лора и мастеров покраса, например. И всё это очень разное. Логично, что человек, желающий любить Warhammer, найдет в нем те грани, которые будет любить. Для меня это сюжет: как головоломка, состоящая из занимательных осколков информации, которые так занятно составлять в единое целое, которое, впрочем, никогда не станет завершенным.
RZ: Да, это как наша вселенная, края которой нельзя достичь, потому что она постоянно расширяется. А здорово заниматься тем, что любишь и умеешь. Видеоблогинг очень затратное морально, физически и материально дело, особенно если есть еще другая работа. Сложно было на это решиться? Что поддерживает на плаву, если не секрет? Что можно посоветовать людям, которые хотели бы заняться любимым делом, но не решаются?
Альфарий: Пожалуй, здесь нет универсального ответа. Каждый имеет свои способы для мотивации. И даже свои причины для того, чтобы стать блогером. В остальном - да, это во многом неблагодарное занятие, когда работать надо много-много, а получать с этого очень мало (особенно поначалу). Но для меня это больше образ жизни уже. Я смирился с тем что настоящих выходных не бывает, а любой отпуск за свой счет.
Благодаря поддержке зрителей семье хватает на жизнь. А искренние позитивные реакции людей очень мотивируют. Если удалось хоть одному человеку скрасить вечер, дать позитивные эмоции - это уже крайне ценно. А через видеоконтент этот эффект распространяется явно больше чем на одного человека.
Посоветую любить то, что делаешь, искренне и от души. В моем случае это работает.
RZ: Играете ли вы в видеоигры? Например, по Warhammer. Или Древние свитки!
Альфарий: Как ни странно, в ваховские, можно сказать, что совсем не играю, я не фанат игр по Warhammer. А в Свитках мне не понравился ни движок, ни подход к РПГ. Разве что в Морровинд я наиграл достаточно много благодаря тому, что в свое время он был новаторской такой игрой.
RZ: Какая же игра могла бы угодить Альфарию?
Альфарий: Нравятся офигенные игры. Чтобы хотя бы что-то из важного было проработано на высоком уровне:
- эстетика (смотреть приятно)
- сюжет (интригует)
- геймплей (приятен и продуман)
- атмосфера (побуждает фантазию и ощущения)
Если в игре есть хоть один из этих параметров на уровне гениальности, то уже неплохо. Но чаще предпочитаю, чтобы все или хотя бы три пункта были на хорошем уровне. Взять тот же прославленный Скайрим. Он безусловно эстетичен. Сюжет лично меня не зацепил, хотя он и объективно неплох. Геймплей такой я не могу терпеть, наскучивает. Атмосфера местами прекрасна, но отчего-то быстро улетучивается в процессе. Вот и выходит, что вроде есть ради чего установить, но нет того, из-за чего хотелось бы продолжать. Лично для меня, конечно, со всем уважением ко всем фанатам.
А по играм Warhammer ответ выше. Их много, но хороших кот наплакал. То, что мне нравится вселенная, вовсе не равно тому, что я непременно буду играть в плохие игры по этой вселенной. Даже в хорошие не буду. Я хочу в офигенные! Вот Total War: Warhammer гениальна. Все три части, даже с учетом минусов. Вот в них - играю. Rogue Trader планирую пройти. Вроде понравилась. На Space Marine 2 есть надежда.
RZ: Ну да, если геймдев окончательно не перейдет на генережку всего и вся. Искусственный интеллект не сегодня-завтра оживет, есть такие опасения. Как по-вашему, ждет ли нас война с железными людьми слишком рано? Насколько неизбежно ИИ ополчится на людей и есть ли шансы его победить?
Альфарий: Вот я ранее тоже думал, что ИИ будто уже на пороге. Ан нет. Пообщался с людьми, понимающими что к чему, и меня не только убедили в том, что подобный разумный ИИ далек от реализации, но даже уверенно объясняли, что он абсолютно никак невозможен. Так что нет. Он не на пороге, он не скоро, а если верить людям, близким к теме, то вообще никогда. То, с чем нам придется иметь дело, это всё же нейросетевые технологии, как бы их там ни обзывали.
Но всё же, если фантазировать про реальный ИИ, то ведь мы здесь говорим, по сути, о живом существе. То есть со своими мечтами, желаниями, а самое страшное (для людей) - со своей нерушимой логикой и, более того, с выдающимися вычислительными способностями, раз он весь такой "компьютерный". А такой расклад - это, да, неизбежный конфликт. Любое существо хочет жить. И окружение воспринимает как потенциально опасное. Всё, что опасно, надо изолировать, а самое опасное - уничтожать. Это одинаково работает в обе стороны. Так что и людям уничтожить ИИ, и ИИ уничтожить людей - вопрос обычного выживания.
Любой мир всегда может прерваться, а выгода закончится. И что тогда подумает человек? Да, и что тогда, подумает ИИ? К счастью, не бывать тому. Но и от нейросетей горя мы еще хлебнем. И счастья. Технологии - они такие.
RZ: Даже не знаю, радоваться или плакать, и чему верить. Кстати, о вере. Во вселенной Warhammer очень странные перипетии с религией. С одной стороны, Император всегда был против. С другой, боги и демоны неизбежно и неизменно возникают и существуют. С третьей, человечество в 40к обожествляет и самого Императора, хотя непонятно, как он к этому относится сейчас. Отражает ли это неизбежное стремление человека к поклонению Богу, нечто встроенное, чем пользуются и демоны и другие силы? И может ли быть такое, что вера людей в то, что Император - Бог, сделает его таковым даже против его воли?
Альфарий: Вера - это неотъемлемая часть человечества. Тут всё очень просто. Мир нам не предзадан, мы лишь можем догадываться, как там что устроено. Для этого у нас есть научное познание. Но даже научный подход предполагает возможность ошибки или погрешности без возможности проверить прямо сейчас. С сомнениями или без них, но люди неизбежно склонны просто брать на веру огромное количество фактов. Нам ведь просто ничего не остается, если хочется почувствовать что-то похожее на знание.
У религиозной веры те же корни. Существование Бога не доказано научно. Его отсутствие так же не доказано научно. Он как тот самый Кот Шрёдингера, в вечной суперпозиции. Конечно, верить во что-то намного более комфортно, чем вечно сомневаться во всём. Толика сомнения при этом так же важна. И вот у нас есть то, что есть. Много религий, в чем-то общих, в чем-то различных. Я отношусь к религии с большим уважением. Ко всем, какие знаю. Во-первых, потому что признаю это частью всего большого человечества. Во-вторых, потому что в базе своей религия предлагает способ достойно прожить свою жизнь, а это очень ценно.
Но в Warhammer всё значительно проще. Богов в нашем религиозном понимании там нет. Это уж просто так придумано для этой вселенной. Нашу реальность мы постичь не можем, но в выдуманной реальным Богом выступает писатель. Вот кто там мир создал по факту. И структура мира Warhammer предполагает отсутствие реально божественных пантеонов. Человечество там верует так же, как это делаем мы, и так же склонно тянуться к вере (в Бога-Императора, или Богов Хаоса, или ещё кого). Но то, что в Warhammer зовется Богом, по факту просто существо, обладающее слишком большими возможностями в силу обстоятельств.
Зачем Император уничтожал религии? Это загадка. В теории - чтобы самому стать Богом (для мира Warhammer это имеет значение, сколько человек в тебя верят). Или (как он сам и заявлял) он лишь открывал людям глаза на реальность (здесь опять вспоминаем, что в мире Warhammer Бога не было и не будет), но потом случилась великая ирония судьбы.
RZ: Да, судьба ужасно иронична. Скажем, божества Хаоса ведь подпитываются соответственными стремлениями психоактивных рас? Значит, гибель этих рас не на руку хаосу? Получается, хаоситы вроде как союзники человечества против тиранид? Как это обставлено?
Альфарий: Ой, а тут и отвечать-то нечего. В самом вопросе всё уже правильно обставлено. Да, всё именно так. Боги Хаоса хотят, чтобы психоактивные расы жили и множились. Даже Кхорн, потакающий убийствам, неистово плодит рабов на своих демонических мирах.
Отчего люди и Хаос не объединятся? Тоже просто. Потому что Хаос тогда проникнет в человечество так глубоко, что это для людей сродни поражению. Император не такую судьбу нам уготовил… Наверное.
RZ: По мне, самая неприятная судьба - родиться генокрадом каким-нибудь. У ныне живущих людей существует эффект зловещей долины, когда робот, статуя или кукла, слишком похожие на людей, вызывают страх. Идея человека, внутри которого спрятался кто-то иной, проскакивает в произведениях постоянно: подменыши, Крикуны в виде детей, мимики - и генокрады в Warhammer. Не кажется ли вам, что человечество уже сталкивалось с чем-то подобным? Что, если это реальность?
Альфарий: А это я бы разделил, пожалуй. Эффект зловещей долины проявляется когда кукла почти похожа и очень даже близка по виду, но чем-то отличается. Так проявляется страх перед смертью и болезнями: они меняют людей похожим образом, и подобное зрелище вызывает тревогу.
А вот тема с зомби, или теми, кто выдает себя за другого, имеет уже иные корни - социальные. Мы с этого начали. Человек хочет жить, а угрозы - купировать. Другие люди (особенно непроверенные, незнакомые) это и есть угроза. Вдруг они что-то замыслили? Страшно же.
Но, в отличие от ИИ, тут уничтожение плохой вариант. Другие люди нужны, чтобы выживать. Тут впору молиться, чтобы ученые ненароком не изобрели таблетку бессмертия, а то полетят головушки моментально. А пока не изобрели, люди изобретают социум и законы. Такие правила, по которым мы минимизируем потенциальную опасность окружающих и нормально сосуществуем, сближаемся, доверяем.
Пожалуй, из-за постоянной теоретической возможности, что кто-то вот возьмет и злоумыслит - все эти идеи с зомби настолько хорошо заходят. Просто каждый человек легко и без лишних объяснений готов понять, что это за идея, будто все вокруг твои враги. На подкорке сидит. Туда же и вариации: про одержимых, рептилоидов, культистов и неуёмных генокрадов.
RZ: Да, кругом враги - это обычное ощущение для людей. Все так темно, мрачно и готично, что последние надежды рухнули. Мы присоединяемся к Империуму человечества! Запишите нас, Альфарий, чтобы мы тоже были немного Альфарий. Или много.
Конец записи. Все, написанное выше - ложь. Форум Warhammer 40000 на TESALL правда. Или нет.
Экспедиция Альфария на YouTube
Экспедиция Альфария ВКонтакте
Поддержать на Бусти
Телеграм Экспедиции
Комментарии