Battlespire, или Шпиль Битвы – игра легендарная и весьма причудливая. Не являясь частью Древних Свитков, этот спин-офф все же предлагает весьма оригинальное приключение.
Начало легенды
Задумывались ли вы о Римской Тамриэльской Империи? Почему коварный Джагар Тарн довольно легко захватил трон, упек законного императора Уриэля Септима VII в Обливион, и никто не смог ни разоблачить его, ни бросить вызов злодею? Возможно, причина в том, что Тарн сумел заранее устранить потенциальных противников: он заключил сделку с лордом даэдра Мехруном Дагоном и отдал ему на растерзание крепость боевых магов Шпиль Битвы.
История эта уходит корнями в глубину эпох: ее начинает рассказывать вам безымянный повествователь во вступительном ролике, да и то говорит, что лишь слышал ее от сына Старого Кимера. Тем не менее вы можете приобщиться к легенде: пройти через 7 (хотя на самом деле 8) уровней Шпиля, расположенных отнюдь не в измерениях смертных и кишащих даэдра, остановить вторжение и надавать Мехруну Дагону по самодовольной роже.
Вы – претендент на статус боевого мага. И в один прекрасный день - как раз когда вам нужно проходить экзамен в «Шпиле Битвы» - вы переступаете через магический портал, и на вас сразу обрушиваются две новости. Хорошая: экзамена не будет. Плохая: в крепость ворвались чудовищные даэдра, поубивали всех, кто попался на глаза, и теперь хозяйничают там, перекрыв все проходы. Тут не до проверки знаний, не до исследования мира, а ноги в руки да бегом из цитадели. Только это будет непросто…
За орков все еще играть нельзя. Доступны лишь человеческие и эльфийские расы. (Причем дамам выдали мало одежки). Можно настраивать внешность, точнее, выбирать из вариантов. Однако у меня все герои выходили какими-то сердитыми или напуганными. Хотя в таких обстоятельствах чего еще ждать!
У вашего персонажа даже каноничное имя есть: Джозиан Кейд или Ваташа Тренель. Причем, когда вы создаете одного героя, второй персонаж поначалу невидимо выступает вашим ангелом-хранителем: оставляет вам немного зелий и записки с подсказками. А потом его (или ее) еще спасать придется. Подстройка игры под пол вашего персонажа мне напомнила первые части Mass Effect, хотя тут совсем другая вселенная.
Графика... Ну, вы сами видите. Узоры из камней, черепов и (какая неожиданность) трилобитов, сизо-коричневая гамма, - это может показаться немного однообразным. Но в целом, пожалуй, она неплоха для игры 1997 года.
Признаюсь, я не думала, что в итоге напишу о Battlespire положительный отзыв. Некоторые называют эту игру обрезанным Даггерфоллом. Многие сходятся во мнении, что играть в нее дико сложно и неудобно. Но мне кажется, что эта игра получилась именно такой, какой, наверное, и задумывалась Арена, первая часть серии. В Шпиле вас ждет не открытый мир, а коридорные локации, наполненные разнообразными головоломками. Испытания на боевые навыки, интеллект и еще, пожалуй, терпение.
Как попасть в шпиль битвы и нужно ли учить даэдрический?
На момент написания обзора Battlespire легко можно выкачать из интернета в виде версии для GOG. Обнаруживаются и русификаторы. Старожилы припоминают, что существовала даже версия игры, в которую наши доблестные переводчики вдобавок к саундтреку ухитрились вставить песню Высоцкого! Но перевод, который попался мне (и не только мне, его названия и термины даже можно прочитать в прохождениях в Сети), - создан, по-видимому, архиврагом Джагаром Тарном. Он коряв и запутан словно специально для того, чтобы не дать пройти сюжет и максимально испортить впечатления. Например, одна и та же шестеренка (cog) называется то «гребнем», то «зубцом»; скилл dodging (уворачивание) перевели почему-то «айкидо» (айкидо во вселенной Древних Свитков!). Диалоги и записки на редкость несуразные, словно действие происходит не в цитадели боевых магов, а в плане лорда безумия Шеогората. Усугубляет сходство то, что часть реплик или паролей иногда превращается в кракозябры. Кроме того, локализация вызывает многочисленные если не вылеты, так баги, а на 5 уровне, где разворачивается Дикая Охота на острове, у меня в принципе перестали загружаться сейвы (но помогало загрузить сейв какого-нибудь предыдущего уровня, а потом снова Меню и загрузить нужный сейв. Представляете, если вас убьют, вам придется загружаться дважды!). Хотя, возможно, в столь нестабильной работе игры виноваты отнюдь не наши переводчики. Ведь в русификаторе файлы от 21.01.1998, а в английской GOG-версии – 14.09.2012 (видимо, это уже более поздняя и пропатченная версия).
Короче, с русифицированной версией мучилась я мучилась, как Лорхан, которого побили все даэдра разом, дошла до того, что сохраняться в разные ячейки приходилось после каждого поворота (зато сделала скриншоты вам для этого обзора). А потом плюнула, припомнила Мехрунову мать (если она у него есть) и поставила чистый оригинал. Представьте мое удивление, когда обнаружилось, что в Battlespire нет никаких вылетов, переклинивания управления, нет кракозябр, стало больше текста, все начало выстраиваться в четкую и понятную картину. Некоторые сцены открылись с неожиданных сторон. Например, на первом уровне вы находите тело боевого мага со скелетом дракона. Из записки, лежащей рядом, вы узнаете, что этот маг, Самар Любящий Звезды, спешил отыскать свою «возлюбленную драконицу Папру», но даэдра убили ее, и от горя Самар скончался, мечтая только воссоединиться с возлюбленной в мире ином. Что-что? Человек с драконом – влюбленная парочка? Так что же, и с Алдуином в Скайриме в теории можно подружиться и увидеть его собутыльником на пирах? Не правда ли, это шокирует? Но оригинал шокирует еще больше. Ведь там нет никакой драконихи: Папр – дракон мужского пола. Но не спешите хвататься за сердце. В оригинале записки сказано, что Папр просто маунт напарник. И Самар спешил к нему пробиться, чтобы улететь из Шпиля и сообщить всем о нападении. Там нет ни слова ни о какой любви.
Еще в оригинальной версии нет-нет и пробегают слова из старинного английского языка типа thou (в значении "ты"). Ведь жанр фэнтези чаще всего переносит нас в какую-то условную старину. Для англоязычных игроков некоторые фразы в диалогах воспринимаются как "Ой ты гой еси, даэдрический князь!"
Конечно, играть в английскую версию кому-то может быть неудобно. Всплывающий текст Daedra Spider dies не вызывает такую улыбку, как «Даэдра Павук всё». И, конечно, оригинальная версия не меняет неудобное меню диалогов, в котором ваши реплики и фразы собеседника разбросаны бородавчатый вермай знает как. Но я рекомендую ставить ее еще потому, что на нее можно установить EZ Mod. Этот патч увеличивает ваш урон и дебаффит врагов. Тогда битва с призраком Паксти Биттором, предателем, лично распахнувшим войскам Мехруна Дагона врата Шпиля, займет хотя бы поменьше, чем полчаса реального времени.
Ценный источник лора
Почему еще интересно поиграть в Шпиль Битвы? Конечно же, потому что это уникальная встреча с лором игры! Артефакты и книги Тамриэля, которые будут встречаться вам в поздних играх, здесь не просто разбросаны, а связаны с событиями или квестами. Например, для меня особое значение теперь имеет «Книга Покоя и Завершений». В Морровинде это просто очередная вещь, текст туманного содержания. В Battlespire с поисками этой книги связан целый квест, и для ее нахождения приходится опрашивать толпу враждебных призраков в Каирне душ. Вы узнаете наглядно, что такое Кираса шкуры спасителя и историю ее создателя почти из первых уст. А круглые башни и сигилы, которые блокируют или открывают проходы, и вообще само обиталище Мехруна Дагона, так удивительно похожи на то, что потом встретится в TES IV: Oblivion... Ой, как раз не удивительно.
В Battlespire еще стоит поиграть, потому что в игре показан мир даэдра/дейдра. Их виды, доспехи и оружие (эти самые полумесяцы, правда, увидите вы их тут в действии только в ролике), загадочные сигилы в виде букв даэдрического алфавита, странные обычаи, где предельная жестокость причудливо сочетается с представлениями о чести, и вообще так называемые вайбы очень колоритны и проработаны. Что меня поразило в Battlespire, так это то, что всевозможные даэдра оказались созданиями, интригующими и жаждущими свести счеты между собой. По ходу игры вам придется лицезреть противостояние огненных даэдра с морозными. Можно проявить хитрость и науськивать их друга на друга, наблюдая со стороны битвы льда и пламени. А еще игру не пройти, если не заключить союз с дреморами (не волнуйтесь, он предполагается по сюжету, не получится ни пропустить, ни отказаться).
В этой игре вам совсем не нужно прорубать путь мечом. Это все же не Doom. Да и пойти путем кровожадных даэдра не выйдет, поскольку периодически будут попадаться неуязвимые противники. Вроде призраков погибших боевых магов на третьем уровне или рогатых херне («старших братьев» скампов), защищенных правилами Дикой Охоты. Придется пускаться на хитрость или просто быстро убегать. Иные противники так неразборчивы, что будут принимать вас за вашего напарника или даже за… замаскированного даэдра. А еще, чтобы выбраться из Шпиля, вам постоянно нужно будет то загадки разгадывать, то пароли узнавать, то ключи и всякие артефакты подбирать. Квесты довольно скромные по масштабам даже Арены - всего 1-2 на целый уровень. Но бегать приходится, как скампу на побегушках, нарезая круги по всей карте уровня.
Особенности прохождения
Когда-то в Battlespire был даже мультиплеер, но, как это нередко случается, его поддержка прекратилась, причем даже без участия Мехруна Дагона. И сейчас вы можете увидеть от него только опцию в меню. Есть надежда поиграть в мультиплеер с помощью дополнительных программ и плясок скампов с бубнами. Но я лично не пыталась. Одиночная кампания игры, мне кажется, достаточно интересна и увлекательна.
Однако в Battlespire настолько суровая атмосфера, что не до отдыха. В буквальном смысле нет сна и здоровье можно поправить только зельями, заклинаниями и таинственными левитирующими фиолетовыми кристаллами, которые разбросаны тут и там по уровням весьма неравномерно. Денег нет. Торговцев нет. То есть смысла собирать лут нет. Подбирание интересного хлама может даже помешать плавать, что критично для преодоления некоторых преград. Ведь геймплей отличается интересной особенностью: если вы носите с собой слишком много тяжелого груза, то сразу пойдете камнем на дно. Притом, что в других играх TES можно запросто плавать в тяжеленных даэдрических доспехах и ничего, эх!
Система заклинаний, как по мне, очень запутанная, сложная да и не работает толком, мне кажется. Чтобы сражаться, надо зажимать кнопку мыши и водить ей по коврику, и это будет передаваться в игре, как взмахи мечом. Если вам приходилось играть в Арену и/или Даггерфолл, сия манера вести бой вас, конечно, не удивит. Периодически всплывают текстовые подсказки, удачно ли вы нанесли удар или наоборот огребли от супостата. Кажется, это предтеча приемов боя в более поздних играх TES. Иногда оружие могут выбить из рук. Арсенал вооружения и броня поражают, но не изобилием, а больше буквально. Вещи кажутся однотипными. Зачарованные предметы не имеют видимых отличий от обычных. Но можно понять, какой у них должен быть эффект, по названию (типа штаны сопротивления магии). Я пишу «должен быть», потому что за всю игру не заметила никаких чудес от надетых портков или как бы волшебного клинка. То ли эффекты не работают, то ли я просто такая невнимательная. Если сложно подобрать какой-нибудь свиток или ткнуть рычаг, зажмите enter, курсор превратится в даэдрический полумесяц, и вы сможете мышкой навести его точно на предмет. От заклинаний монстров иной раз получается закрываться… другими монстрами. Нередко пытаясь добраться до вас, даэдра приканчивает своих собратьев, а порой даже самовыпиливается, облегчая вам работу. А еще чем примечательна эта игра – что бы с вами ни случилось, помереть здесь вы можете только от старости :)
Многие пишут, что проходить Battlespire очень долго. Вовсе нет, когда знаешь, куда идти и как действовать. Секрет прохождения - несколько сейвов в разных ячейках. Один обязательно в самом начале уровня. Побродите, изучите что как. А потом можно переиграть и получить лучшие результаты (например, у вас сохранится больше стрел и зелий) и самое главное – на этот раз просто наслаждаться сюжетом. Также вы можете воспользоваться сейвом, который я создала для вас специально, чтобы можно было заглянуть в каждый уровень и увидеть все самое интересное. Например, на первом уровне можно послушать зловещий смех Джагара Тарна. А еще в игре довольно неплохой мрачный и роковой саундтрек на мой вкус. Вот ссылка на плейлист в нашей группе ВК, если вы захотите добавить музыку себе.
Итог
На самом деле «Бэттлспайр» - отличная игра. Нужно лишь некоторое время, чтобы в ней разобраться и освоиться. В наши дни, когда давно обещанные новинки от известных разработчиков нередко выходят сырыми и оставляют горечь разочарования, возможно, стоит чаще обращаться к классике, на которой и стоит вселенная The Elder Scrolls.
Прохождение в нашей базе.
Комментарии