"Арена" - первая игра по вселенной The Elders Scrolls, положившая начало легендарной и любимой серии. Какие впечатления сегодня вызывает она, игра 1994 года? Казалось бы, такую древность надо оставить на полке и в ностальгических воспоминаниях. И все же вы получите непередаваемый опыт, если начнете ваши приключения в Тамриэле с первой главы.
вперед без страха и упрека
В ночь на второе месяца Утренней Звезды в Хаммерфелле выпал снег. Местные жители из числа редгардов надели разноцветные теплые плащи. А вот моя зеленовласая зеленоликая аргонианка провела половину ночи на улице, отстреливаясь огненными шарами от людоящеров и всякой нечисти, так третирующей поселения Империи Тамриэль в темное время суток, словно это «Майнкрафт» какой-то (кстати, и графика похожа). Немного посидела в таверне под гвалт посетителей и шумную музыку. Но часы текли томительно долго, а засыпать было нельзя. Стоило щелкнуть по значку с изображением костра и сомкнуть глаза, как являлись представители Темного братства.
Дело в том, что я взялась помогать принцессе города Белкар Гард, а проблемами она меня загрузила: то какое-то знамя ей добудь из катакомб, то спаси ее сестру из подземелья. И вот враги принцессы, к коим относилось Темное братство и Подземный Король лично (кто бы он ни был), мне тоже объявили вендетту, срывая каждую попытку отдыха. И так и не отвязались, пока я не сдала квест. Шкала здоровья у меня изрядно поуменьшилась, не говоря уже о потраченных нервах, но в итоге я была очень довольна, на полученное в награду золото купила новый посох в магазине “Драконье обмундирование” и отправилась дальше проверять, реальны ли легенды Тамриэля и исследовать эту удивительную землю.
Запуская «Арену», вы тоже можете пережить множество подобных приключений. Если вы не совсем новичок в мире Древних Свитков, конечно, вы слышали сказание о том, как подлый маг Джагар Тарн предал Уриэля Септима VII и запер его в Обливионе, а сам воссел на трон вместо свергнутого монарха под его личиной.
Пришло время стать частью этой легенды, если вы еще этого не сделали. И разумеется, перед тем, как встретиться с окаянным Тарном и начистить ему морду, вам придется обойти всю Империю. Подумать только, задолго до TES Online и даже Даггерфола в рамках одной игры мы могли побывать и в Чернотопье, и в Эльсвейре, и в огненных недрах древней крепости двемеров Дагот Ур!
Как гласит легенда, изначально разработчики планировали создать что-то вроде "Мортал Комбат" (отсюда и название "Арена"). Но решили немного проработать детали, а потом еще немного... А в итоге они подарили нам целую вселенную! Тамриэль здесь во многих аспектах повторяет саму реальность.
В этом фэнтезийном мире жители городов одеваются по погоде, меняется время суток, можно общаться и выпивать в тавернах, выполнять квесты, отмечать праздники, сражаться разнообразным оружием с не менее разнообразными монстрами или создавать заклинания, торговать, исследовать мир, – словом, наслаждаться игрой и вести жизнь героя. На выбор вам дается несколько рас. Только орки пока это просто монстры. Аргониане выглядят пострашнее нежити, но наделены полезными умениями. Хаджиты от эльфов или людей визуально отличаются разве что цветом лица. Характерные заостренные уши эльфа, хвост или шерсть представителей зверорасы могут предстать перед вами разве только в воображении. Но все равно есть где развернуться при создании персонажа.
В начале пути придется нелегко, уж поверьте. Особенно если вы ухитрились сбежать из имперской тюрьмы в ночь. Помню свои первые впечатления от игры. Это отчаяние и полная растерянность. Мчишься в темноте по бесконечно широкому пространству и надеешься, что сейчас попадется какой-нибудь указатель или квестодатель, который объяснит, куда меня, Обливион побери, занесло. Попадается агрессивный гоблин с алебардой. Ой, кстати, а как тут драться?.. Водить мышью по столу и видеть, как компьютер преобразует эти движения во взмахи меча вашего персонажа? Серьезно?
Но зато, когда вы немного разберетесь, то увидите, насколько это полноценный игровой мир, по разнообразию возможностей и атмосфере не уступающий более поздним шедеврам Bethesda. Тут есть быстрое путешествие (на лошади!) и заклинания невидимости или левитации, немало видов оружия и брони (и магия, разумеется). А еще диалоги с многочисленными обитателями Тамриэля, в целом приятная музыка и потрясающая атмосфера. Например, идешь по подземелью. Факелы колеблются на ветру. На полу лужи крови. Тут раздается бой барабанов. Сразу же вспоминается проход через Морию у Толкина во "Властелине колец". Еще можно выламывать двери и разрушать стены, писать себе заметки в карте пером. А если злоупотреблять горячительными напитками в тавернах, вместо спасения мира ваш герой может просто спиться!
Так что, пожалуйста, не спешите бросать игру спустя 10 минут после запуска, а постарайтесь разобраться. Когда нет четких инструкций и понятных правил, проявите хитроумие и инициативу. Клянусь Азурой, вы вполне сможете обеспечить себе довольно комфортное прохождение! Например, заклинание «Свет» превратит блуждание в потемках в уверенное исследование местности, «Силовое поле» не даст помереть от случайного неведомо откуда прилетевшего проклятья, «Невидимость» позволит пробегать мимо многих врагов и даже запросто наносить им удары, и они ничего не смогут вам сделать.
Пока не прокачаетесь, можно побеждать монстров хитростями, например, расстреливая их сквозь стены у дверных проемов или убегая за преграды, которые глупые чудища пересечь не догадываются. А вы можете стоять практически напротив и расстреливать их из лука. По идее, взяв на вооружение инфу из гайдов, можно даже сделаться неуязвимым и пройти всю игру супербыстро. Но это скорее будет скорее плодом злоупотребления багами и недоработками, чем доказательством собственной доблести и крутизны.
Путь героя непрост. Но погибнуть не страшно. Страшно после этого посмотреть в глаза призраку Рии Сильмэйн и выслушивать ее упреки. Иногда во сне является злобный Тарн и, сверкая красными глазищами, пытается привлечь вашего персонажа «шикарным» предложением: он вас убьет, чтобы вы потом могли восстать как нежить и служить ему. И никак до бедняги не доходит, почему вы не соглашаетесь.
Чем-то напоминает третью главу TES: легендарный Морровинд, в котором вашего Нереварина с какого-то времени начинают преследовать странные видения с фигурой в золотой маске. Истоки и идеи очень многих вещей в более поздних играх вы сможете обнаружить в «Арене», что неудивительно. До чего приятно осознавать, что вселенная Древних Свитков была практически такой же неизменной и увлекательной с самого начала! Тут даже можно найти легендарные артефакты типа посоха Магнуса или клинка Хризамер, если хорошенько поискать.
несколько ложек дегтя
Но, конечно, недостатки в «Арене» тоже есть, и на них сложно закрывать глаза. Например, тут много багов. По заверению автора одного из гайдов, система брони не работает. Совсем не работает. То есть можно не заботиться о том, чтобы добыть лучшую эбонитовую броню, а оставаться хоть в том, в чем из тюрьмы сбежали. Должно быть, в глазах неигровых персонажей это будет колоритное зрелище.
Чувствуется еще недостаточная оформленность мира: смешались в кучу какие-то ведьмы, минотавры, призраки, вот гильдия магов борется с какими-то культистами, в каждой деревне есть король или королева, а вот жрица бога пауков ставит ультиматумы всем босмерам. Чувствуется, что местами “Арена” еще подпитывается мифами и легендами из реала. Пока еще тут големы и гомункулы вместо атронахов и даэдра/дейдра. Но кровожадны и кусачи по отношению к смертным эти существа одинаково.
Графику в «Арене» я уже припоминала не самыми добрыми словами. Полчаса странствий, - и имеет смысл в реале использовать зелье, именуемое «глазные капли».
Но несовершенства графики разработчик предлагают компенсировать воображением. За многими дверями ждет описание того, что вы видите, причем в самом буквальном смысле, - в виде всплывающего текста. Такие надписи об увиденном, услышанном, даже учуянном возникают тут и там. Правда шрифт в "Арене" словно Шигоратом разработан, чтобы сводить игроков с ума. Читаю в дневнике, что должна сделать моя героиня: "Kiss ice golem" ("Поцеловать ледяного голема"). "Ничего себе!" – думаю. – "Вот это тут квесты!". Потом до меня доходит, что, видимо, имеется в виду kill ice golem (убить), просто это сложно разобрать. Ну, ладно, это еще куда ни шло.
Кстати, русификатор для этой игры существует. Его можно и даже нужно скачать (и я так и сделала, даже шрифт стал вроде поразборчивее). Перевод очень хороший, а загадки, которые периодически преграждают вашему герою путь к заветной цели, отличаются в русской версии особой креативностью. Да, тут мало прокладывать свой путь через рощи и лабиринты мечом или заклинаниями. Разработчики намерены испытать ваш ум.
ИТОГ
Это тот же прекрасный и удивительный Тамриэль, что и в поздних, более зрелищных и более комфортных для прохождения играх Bethesda. И если вам нравится эта вселенная, не упустите возможность испытать себя на «Арене». Проходить эту игру весьма интересно, хотя и несколько однообразно.
Как и в прочих играх TES, после прохождения основного квеста вы не видите финальных титров, но сможете продолжать свои приключения в бескрайнем Тамриэле. Выйдя из дворца после тяжкой битвы с гнусным Тарном и заслужив благодарность настоящего императора, моя героиня увидела, что в Тамриэле как раз наступила весна. До чего же приятное ощущение – исправить вселенскую катастрофу и вернуть в фэнтезийное королевство мир!
Комментарии