Сколько людей - столько и мнений. Для меня вот Скайрим - безусловно лучшая игра в серии, притом что играю я в тесы еще с баггерфолла. Недавно как раз переигрывала в Морровинд, так вот, прогресс просто колоссальный. На мой взгляд, РПГ-составляющая в скае была как раз здорово улучшена по сравнению с Морровиндом и Обливионом, а не обрезана. Если сравнивать с Даггерфоллом, то, пожалуй, обрезана, но сравнивать с Даггерфоллом будет некорректно, т.к. это была совсем другая игра про другое.
Я согласен на счёт сколько людей - столько и мнений. Но всё таки где же прогресс РПГ-составляющей? Не знаю, что такое для вас РПГ-составляющая, но для меня это:
1. Вариативность диалогов, которая в идеале хоть как-то должна зависеть от моих навыков. Вариативности диалогов в TES вообще как таковой нет, но как альтернативу можно взять количество vs. качество диалогов, к примеру, у той-же Вильи тем для разговоров гораздо меньше, чем у какого-нибудь квестового персонажа. Только вот одно, но у Вильи под одной темой спрятано ещё по несколько штук тем, не говоря уже о том что она связывает скайрим с предыдущей частью хоть и в виде своеобразного фанфика. У среднестатистического квестового NPC в теме диалога, почти всегда обязательно есть вопрос на который есть два ответа, либо согласие либо отказ.В том же обливионе вся эта ситуация с диалогами была куда лучше. А некоторые NPC в обливионе могли не рассказывать всё сразу, без нужного отношения к ГГ, хотя опять же, если ГГ в обливионе был мастером красноречия, то можно было обойтись парой лишних диалоговых веток чтобы войти в доверие к NPC.
2. Вариативность выполнения поставленной задачи в зависимости от класса и прокачанных навыков. Её просто нет. Тут вспоминается ветка тёмного братства в обливионе и условия выполнения их квестов, а так же дополнительные награды за выполнение убийства как-то по особому. Плюс тогда существовало понятие о смерти квестовых NPC так что их приходилось защищать.
3. Какие-то требования для вступления в гильдию. Это убрали ещё в обливионе, но в том же обливионе без соответствующего уровня нужных скилов просто невозможно было пройти первые квесты гильдий. В скайриме же даже тупо махая мечом можно было пройти гильдию магов. А соратников обходясь магией одной только магией взяв со стола топор в йоррваскре для тренировочного боя с Вилкасом. И в этом заключается главный бред - маг может пройти ветку соратников не напрягаясь и тоже самое воин может сделать проходя ветку коллегии винтерхолда.
4. Отыгрыш выбранной роли. В обливионе лично я обыгрывал три ипостаси. Туповатый рыцарь, мудрый чародей и галантный ассассин аля Джеймс Бонд. У первого была сила, но не было большого ума. Посему красноречие и магия были недоступны для моего персонажа. Чародей был статным мужчиной, либо в рясе, либо в лёгкой броне и пользовался, либо только магией, либо коротким клинком в добавок к магии. Вдоволь отыграть ассассина позволяет квест "Детектив" там мы заперты в поместье саммитмист с пятью неудачниками думающими лишь о деньгах. Можно просто войдя в дом перебить их всех - просто и эффективно. Но можно потрудится, поиграться с красноречием, алхимией, скрытностью и привлекательностью и после этого несчастные бедолаги даже не будут знать кто или, что их убило.