Многие поклонники Древних Свитков знают о TESA: Redguard как о спин-оффе, предшественнике легендарного Morrowind. Но что представляет собой эта игра? Не взлетевший эксперимент Bethesda, или неоцененный шедевр, который интересно пройти даже в наши дни? Попробуем разобраться в обзоре.
откуда есть пошли редгарды
Редгардами зовется народ с запада Тамриэля, из каменистых земель Хаммерфелла и жаркой пустыни Алик’р. Это темнокожие и темноволосые люди, сильные и смелые, особенно искусны они во владении мечом. Их культура и вера весьма самобытны, ведь редгарды прибыли в Тамриэль в древние времена с таинственного погибшего континента Йокуда. Поиграть за представителей этой расы было можно и в предыдущих играх серии, и в последующих. Но в данной игре мы играем только за них, точнее за конкретного редгарда по имени Сайрус (Cyrus). Этот факт некоторые почему-то сразу определяют в недостатки: мол, в предыдущих играх был какой-никакой, но выбор расы и внешности, а здесь лишь один персонаж. Хочется спросить: а что, вы хотели бы, чтобы в игре под названием «Редгард» протагонист был темным эльфом? Разве кого-то смущает, что в таких играх, как Tomb Raider или Elex, действие ведется от лица конкретного персонажа? Впрочем, и в самом деле, в этом спин-оффе разработчики предлагают нам не возможность создать героя или героиню по своему образу и подобию. Они предлагают приключение и историю Сайруса. Вместо огромного мира небольшой живописный остров Строс М’Кай на западе Хаммерфелла. А еще, в отличие от Arena, Daggerfall и Batlespire, это наконец-то полностью 3d-игра. Да, здесь у женских персонажей треугольная грудь, прямо как у Лары Крофт в первых частях серии, окружение выглядит примитивно, и дома немного висят в воздухе, а не стоят на земле, но уже очень четко ощущается, что еще немного, еще один маленький шаг, - и это будет наш родной TES III: Morrowind.
В отпуск на остров строс м'кай
На момент написания этого обзора игру можно спокойно выкачать из интернета вместе с русификатором. Рекомендую GoG-версию, весом превышающую 1 гб, с мануалом. В лучшей олдскульной традиции никакого обучения нет, вас сразу бросают в жаркую схватку с пиратами на шпагах. Не прочитав руководство, можно не разобраться сходу в тонкостях боевых приемов. Они здесь, конечно, состоят не из «тридцати восьми захватов, семи сотен пятидесяти атакующих и восьми сотен защитных позиций, а также почти девяти тысяч движений, необходимых мечнику», как написано в легендарной редгардской «Книге кругов» Хандинга. Боевая система в Redguard не балует разнообразием. Магия есть, но Сайрус волшебными умениями обделен. Поэтому бои проходят по обыкновению так: видите противника, достаете шпагу, «да и ну друг в друга пырять», прямо по заветам Пушкина в «Капитанской дочке». Однако в игре есть несколько любопытных приемов, в том числе, например, блокирование.
Признаюсь, первая моя попытка поиграть не увенчалась успехом. Игре свойственно порой, если Сайрус покидает город (или по какой-то другой, известной разве что лордам даэдра причине), стартовать сначала, втягивая вас в длинную кат-сцену. И вот в один далеко не прекрасный день, видимо, по велению Клавикуса Вайла, у меня на старом компе она еще и стала намертво зависать в этот момент при попытке вызывать меню. Однако вспомнив подвиги героя редгардов Хандинга, я не пала духом и попробовала начать все с чистого листа на другом компе. Оперативной памяти 16 gb DDR5 и железа, конечно, не топового, но способного заставить летать Cyberpunk 2077 на ультра-настройках, кое-как хватило потянуть эту игру 1998 года, да и то иногда в диалогах пару раз «Редгард» ухитрялся зависать. Но это оказалось не критично: достаточно просто часто сохраняться в разные ячейки и перезагружаться.
Текст русского перевода, конечно, не очень похож на шедевры Шекспира, оставляет желать лучшего и вообще иногда очень странный. Но если вы хорошо знакомы со вселенной TES, вас вряд ли смутит то, что soulgem перевели как «изумруд души», а вместо «редгард» можно иногда увидеть… «красногвардеец».
Брат Сайрус наводит порядок
Хотя родоначальником серии TES является Arena, события Redguard разворачиваются за 400 лет до того, как коварный маг-изменник Джагар Тарн заточил императора Тамриэля в Обливионе, откуда его сумел вызволить безвестный герой. Сюжет игры немножко похож на… старый добрый фильм «Брат». Герой возвращается с суровой службы, а на родине хозяйничают бандиты и иноземные захватчики в заговоре с некромантом и драконом. И протагонисту приходится использовать боевые навыки и бороться против зла. Но главная его задача – найти пропавшую сестру. Как и в «Брате», герой от начала до конца остается чужим, храбрым одиночкой против целого враждебного мира (хотя вроде бы с драконом Данила Багров не сражался, разве только в переносном смысле). Также есть сходство с историей про Робин Гуда: злой губернатор обижает простых редгардов, вам придется помогать бедным, стоять за правду, действовать против имперцев, но за подлинную справедливость. А еще обстановка на Строс М’Кай очень напоминает… Скайрим. Уже в начальной заставке нам показывают, что землю редгардов раздирает гражданская война между сторонниками Империи и местного короля, а точнее, уже его наследника. Только в Скайриме мы застаем закат наследия Тайбера Септима, а в Redguard, наоборот, рассвет этого легендарного деятеля.
Redguard вообще отличается колоссальной проработкой деталей лора. Это обнаруживается со вступительного ролика, в котором происходит длинный экскурс в историю этих земель Тамриэля (и не надо говорить о том, что этот рисованный анимированный ролик примитивен, ведь и ныне в 2024 году Blizzard по своим играм выпускает подобные небольшие проморолики). С мурлыкающей речи хаджита С’Ратры, когда вы понимаете, что его оригинальная озвучка – нечеловеческий язык. Когда в разговорах в таверне упоминают Морровинд, город Сентинел или такое божество, как Аркей, чувствуется, что это не прямо сейчас придумали, чтобы позабавить игроков. Это уже целая вселенная, которая живет своей жизнью. В Redguard выпадает редкий – а до выхода TESO и единственный - случай во всей вселенной ТЕS встретиться с представителем расы слоад (и его же придется прикончить: злодей терроризировал весь остров, зато у него был Амулет Некроманта – любопытный артефакт, возможно, знакомый вам по более поздним играм). Упоминаются и забавные детали – бармен-аргонианец Дрикиус наводит кринж на посетителей тем, что ловит языком мух со стройки и жрет их. Запомнилась необычная певучая озвучка селянки Мариам. Пока губернатор воюет с Лигой Неугомонных, она просто пытается восстановить сад и вернуть городу былую красоту.
плохое и хорошее в redguard
Но я понимаю, что вам может не понравиться Redguard. По сравнению с современными игра медленная, тормозящая, а управление временами корявое. Также для прохождения не помешает знать, как в реальности пользоваться компасом (впрочем, может, наоборот здесь можно этому научиться). Продираться сквозь испытания трудно и неудобно, можно столкнуться с багами и провалиться сквозь землю в текстуры. Еще игра часто втягивает вас в кат-сцены и принудительные диалоги, точь-в-точь как в, помилуй Аркей, Andromeda (там тоже хочешь не хочешь, а тебя постоянно заставляют влезать в беседы), но в Andromeda, к счастью, можно скипнуть диалоги и ролики, а и тут их никак не перемотаешь. Пожалуй, без преувеличения скажу, после прибытия Сайруса в порт прошли часы в реале прежде, чем я обошла всех жителей и узнала обо всем, что творится в городе. Поэтому я рекомендую Redguard в первую очередь любителям старых игр и сложных челленджей.
Прокачки тут нет, спать нельзя. Слава Аркею, хоть торговцы есть, и перед странствиями я от души советую вам наведываться почаще к Фелиции в Гильдию Магов и закупаться зельями, иначе приключение может оказаться несколько короче, чем задумывалось. Второстепенных квестов тоже нет. Но все ниточки, которые ведут к разгадке, сплетутся в итоге в узор. Крафт представлен только возможностью смешать листик алоэ с водой и получить самопальное лечебное зелье. Зато сразу 20 бутылок, и их можно бесконечно обновлять, достаточно лишь зачерпнуть колодезной воды. Полечиться можно в принципе и за 1 золотой за городом у статуи Морвы, древней редгардской богини. Если купить лопату, то можно копать. Но мне удавалось выудить из разогретого хаммерфельского песка только вещи по квесту, а просто так найти клад не получалось.
Присутствует система диалогов, более примитивная, чем в Morrowind, но можно поболтать с местными жителями, и часто услышать новые фразы по ходу развития сюжета. Если залезть на стойку бара, Дрикиус делает Сайрусу замечание. Появился дневник, по которому можно ориентироваться, куда пойти и что делать.
Это здесь, а не в Oblivion, впервые уличный бродяга предложит вам отойти подальше от посторонних ушей, чтобы поделиться подробностями квеста. Также придется иногда проследить за кем-то. По улицам шатающейся походкой бродит пьяный, бормоча что-то занятное. Над островом парят чайки.
Как по мне, здесь самые интересные двемерские руины во всей вселенной TES! Очень разнообразные интерьеры, местами переходящие в развалины, местами во что-то вроде заброшенной фабрики. Там очень захватывающе и… опасно.
Встречаются очень милые детали: например, здоровье протагониста изображается в виде свечки, и когда вы чуть живы после очередной стычки с толпой врагов, ее огонек едва теплится. Когда вы в первый раз видите персонажа, перед ним опция «поговорить с мужчиной» или «поговорить с женщиной». А после знакомства будет отображаться имя.
Манипуляции с предметами зачастую неочевидны, но в прохождениях в Сети можно найти все ответы. Например, я даже не пыталась рассматривать микроскопические фрагменты карты сокровища в инвентаре и отсчитывать количество шагов по острову, а сразу отправилась с лопатой в нужное место, указанное в видеопрохожении. Правда, странный момент: скриншоты решения головоломок с elderscrolls.net почему-то не соответствовали действительности, а на этом сайте все подсказки были актуальны. Возможно, это как-то связано с версией игры...
Хочется отметить и великолепный саундтрек. Он небольшой, но композиции вдохновляют и настраивают на дух приключений.
Что тут еще ждет вас в Redguard? Пираты из Неугомонной Лиги и поиск кладов, паркур по крышам и схватки со стражниками в духе своеобразного «Принца Персии», исследование пещер со странной светящейся зеленой жижей, починка двемерской лаборатории деталью, которую вам предварительно надо выдрать у злобного парового центуриона, полеты на ударной волне от алхимического взрыва, превращение в уродливого гремлина, посещение Полей сожаления – плана даэдрического князя Клавикуса Вайла. В этой игре можно поговорить не только с местными обитателями, но и с коровой и попугаем, и в последнем случае получить наводку на поиск клада, а финальная битва со злом будет происходить в воздухе.
Каскад творчества
Вместе с игрой выходил комикс "История Сайруса" (The Origin of Cyrus). Планировалось, что игра станет родоначальницей новой серии The Elder Scrolls Adventures, были созданы некие заготовки для сиквелов Paradise Sugar – приключения, связанные с хаджитом С’Ратрой, и Eye of Argonia – поиски некого драгоценного камня, который открывает врата в потерянный город в Чернотопье. Были написаны 2 рассказа за авторством небезызвестного Майкла Киркбрайда: Lord Vivec's Sword-Meeting With Cyrus the Restless («Дуэль лорда Вивека с Сайрусом Неугомонным») и Tiber Septim's Sword-Meeting with Cyrus the Restless («Дуэль Тайбера Септима с Сайрусом Неугомонным»). Для игры были созданы оригинальные концепт-арты.
Во многом Redguard был новаторской, необыкновенной игрой, которой предначертано было занять место среди шедевров. Что же пошло не так? Это лишь мое личное мнение, и я не претендую на истину, но в Redguard не было прекрасных девушек в обтягивающей одежде или вовсе без оной, как и в новой «Смуте», пожалуй, слишком углубились в историю и политику. К тому же в этой игре вам без конца придется отбиваться от стражников, которые составляют достойную конкуренцию скальным наездникам из Morrowind по назойливости, и это очень раздражает. А еще в игре, конечно, не трагический финал, но и назвать его хеппи-эндом все равно как-то язык не поворачивается.
Итоги
TESA: Redguard - замечательная игра для своего времени, недооцененная прекрасная драгоценность. Тем, кого не отпугнет сложность и неудобства старых игр, конечно, стоит отправиться на Строс М’Кай, проникнуться его колоритным тропическим вайбом и духом приключений. Стоит погрузиться в лор Древних Свитков, показанный в этой игре изобильно и интересно. Да, пройти Redguard нелегко. Но по итогу вы получите незабываемый опыт и, возможно, посмотрите на Morrowind и более поздние игры другими глазами.
Комментарии