Перейти к содержанию
  • В 2016 году о маленькой немецкой студии Piranha Bytes многие игроки даже не слышали. Или слышали, но как-то краем уха и особо не представляют, что это за студия и чем она занимается. Никаких по-настоящему громких и значимых для индустрии проектов студия не делает уже давно, сосредоточив все усилия сначала на серии Risen, а теперь на Elex. Это такие на 100% характерные для этой студии игры, которые имеют очень похожую механику, а заодно несут один и тот же багаж достоинств и недостатков.

    А ведь в начале двухтысячных всё было иначе. Серия «Готика» дерзко ворвалась в РПГ-чарты, мгновенно влюбив в себя десятки тысяч людей и породив многочисленные (и неутихающие до конца и сейчас) споры на тему, что же круче — «Готика» или «Морровинд» (промолчу о глупости такого спора). Тогда казалось, что у Piranha Bytes впереди светлое будущее, а их позиции на рынке ролевых игр крепнут день ото дня и приведут их прямиком на Олимп игростроя. Однако всё сложилось иначе. Я предлагаю вспомнить историю этой серии. Посмотреть, какой она была и какой стала.

    Тюрьма уютного режима. Готика

    Первая Готика вышла в Германии в 2001 году, а потом постепенно покоряла новые регионы. До России игра официально добралась лишь спустя полтора года. По словам Piranha Bytes, игра находилась в разработке около 4-х лет, в течении которых был создан и собственный движок ZenGin. Как позже шутили разработчики, движок был собран буквально на коленке в домашних условиях.

    Интересно! В России Готика была издана дважды: сначала под крылом 1С с переводом студии Snowball, а спустя какое-то время появилось так называемое «коллекционное издание» за авторством Russobit-M. Это издание содержало в себе некоторый отсутствующий в варианте от 1С контент, а также предлагало совершенно новую озвучку. На мой взгляд, первоначальный вариант перевода и озвучания на голову превосходит «коллекционный». А вернуть недостающий контент можно и в издание от 1С.
     

    gothic-5.jpg
    По магическому барьеру время от времени пробегали электрические разряды, и для того времени это выглядело просто замечательно!

     

    Тут можно было бы написать, что игра сразу завоевала множество наград и титулов «Игра года», но это не так. Игру приняли очень тепло, это факт (80% на Game Rankings и 81\100 на Metacritic, похвалы от отечественных изданий и сайтов), но чарты она не взорвала. Зато полюбилась игрокам, благо любить игру было за что.

    События игры разворачиваются в королевстве Миртана, которое находится в состоянии тяжелой войны с орками, дикие, но агрессивные племена которых давят королевских солдат. Единственный шанс одолеть кровожадных тварей — оружие и броня из особой, магической руды. Руда крайне редкая, и одним из немногих мест её добычи является остров Хоринис, в глубине которого располагается Долина Рудников. Чтобы подстегнуть добычу руды, в Долину ссылаются на каторгу все заключенные, независимо от тяжести преступления.

    А для предотвращения побегов король приказывает накрыть шахты магическим Барьером, который живых существ пропустит внутрь, но убьет при попытке выйти за его пределы. Однако колдовство пошло не по плану, Барьер накрыл всю Долину, а заключенные перебили охрану и взяли власть в свои руки. Королю пришлось идти с ними на мировую и налаживать бартерные отношения: заключенные поставляют руду, а король отправляет взамен еду, инструменты и рабочую силу. Именно в этот момент за неизвестное преступление за Барьер отправляют главного героя, безымянного молодого мужчину.

    Pyranha Bytes не без юмора обыграли безымянность нашего героя: он не прочь рассказать о себе…да только слушать его никто не собирается. Потому как в Долине он — никто, и на него всем плевать. Власть поделили между собой три лагеря-фракции (Старый, Новый и Болотный), в ряды одного из которых и лежит дорога нашего героя. Однако, чтобы быть принятым в ряды одной из фракций, Безымянному придется изрядно потрудиться. А уже заработав себе имя в Долине, можно думать о том, как выбраться из этого места.

    Мир Готики — место далеко не самое дружелюбное и гостеприимное. Тут, конечно, не мрачный циничный реализм Сапковского, но и не курорт для начинающих героев. Стоит зазеваться, как Безымянного либо сожрут хищники, либо отметелят каторжники. Бороться придется за каждый кусок мяса, каждую ржавую пародию на меч. Со временем, правда, наш герой все же станет машиной смерти, взирающей на НПС как божество на простых смертных, но до этого далеко.

    Интересно! Вспоминая Готику, мне сразу приходит на ум моя первая ночь в игре. Я, зашуганный дикими зверьми и недружелюбными стражниками оборванец, бегаю по Старому Лагерю и ищу свободную сковороду, чтобы разжарить с трудом добытое мясо. Над головой потрясающе красивое звездное небо, слышен стрекот цикад и далекое завывание волков, а вокруг кипит жизнь: усталые работяги устраиваются вокруг костров, пьют шнапс и болтают друг с другом. Стражники между собой жалуются на долгое дежурство. Кто-то, зевая, уходит спать. Удивительно уютная игра, особенно учитывая, что её мир сам по себе не слишком-то дружелюбный.

    Впрочем, сюжет — не самая сильная сторона игры, даже несмотря на наличие нелинейных квестов и приятных персонажей. Сильнее увлекает сам мир игры, логичный и правдоподобный (насколько может быть правдоподобным мир с ожившими големами, магами и орками). У каждого НПС здесь есть свой распорядок дня: с утра он, зевая, ползет на работу, вечером пропускает бутылку шнапса у костра и идет спать. Увидев, как игрока грызет какой-нибудь волк, местные НПС не станут стоять столбом, а кинутся на выручку. У самих хищников есть вполне понятная пищевая цепочка, более сильные охотятся на более слабых. Мир Готики живой, настоящий. Он не производит впечатление бутафории. В него хочется окунуться с головой: присоединиться к отдыхающим рудокопам, выпить шнапса и закусить жареным мясом, а потом в кривой хибарке, которая успела стать твоим домом, завалиться спать до утра, сквозь полудрему слыша далекий волчий вой.
     

    gothic-4.jpg
    Тролли - едва ли не самые опасные противники в Готике.

     

    Интересно! К слову о правдоподобности. НПС в Готике (как в первой, так и в последующих частях) крайне негативно реагируют на попытки героя обобрать их жилище. Стоит герою зайти в чужой дом, как хозяин (если он неподалеку) тут же прибежит и попросит покинуть его дом. В случае, если герой не поймет пару вежливых просьб, его вынесут из чужого дома вперед ногами.

    История в Готике разбита на главы, каждая из которых двигает сюжетную линию вперед, а заодно обновляет облик игрового мира. Появляются новые монстры, новые нпс, случаются какие-то события и мир Готики реагирует на них.

    Несмотря на то, что Готика это Action-RPG, ролевая система в ней достаточно интересная. С каждым новым уровнем герой получает очки способностей, которые он может потратить как на первичные характеристики (сила, ловкость, интеллект), так и на конкретные навыки (владение одноручными и двуручными мечами, стрельба из лука, навыки магии, крафтовые навыки). Однако чтобы потратить честно заработанные очки способностей, придется для начала найти учителя, который согласиться учить нашего героя. Причем как правило, за обучение придется заплатить, так что даже располагая очками способностей, игроку придется ещё и деньги на обучение найти. Другое дело, что особой гибкости в развитии героя нет: Готика предлагает игрокам классические архетипы — мага, воина и лучника. Гибриды возможны, но не эффективны.

    Добавьте сюда довольно интересную боевую систему с нехитрыми сериями ударов, отличную по своим временам графику, достойное музыкальное сопровождение и станет понятно, почему игра полюбилась игрокам. Однако нельзя не отметить, что уже в первой Готике немцы заложили дурную традицию выпускать свои игры изрядно забагованными.
    Начинается разработка продолжения…

    Готика 2. Большая и необрезанная

    Продолжение делалось по принципу «всего того же, но побольше» и вышло всего через полтора года после выхода первой части (игра вышла 29 ноября 2002 года). Шутка ли — в России к моменту выхода Готики 2 едва успели локализовать первую часть, а официальная локализация сиквела вышла вообще спустя два года (локализация от Акеллы подоспела лишь к 20 декабря 2004). Ввиду отсутствия официальной локализации, довольствоваться приходилось корявыми пиратскими переводами, которые умудрялись совмещать в себе по три языка: озвучены диалоги были на немецком, текст русский, но с вкраплениями английского. Эксклюзивная версия для полиглотов, не иначе.

     

    image.jpg

     

    Игра использует тот же движок ZenGin, что и первая часть. Однако его успели доработать, так что визуально игра стала интереснее, особенно удалась природа. Густые леса, утопающие в зелени, в своё время меня просто очаровали. Выросла дальность прорисовки, да текстуры стали поприличнее. В остальном же картинка изменилась слабо. Впрочем, для своего времени она была очень даже хороша, так что на что на что, а на картинку в игре жаловаться не приходилось.

    События Готики 2 разворачиваются на острове Хоринис спустя несколько недель после событий первой части. Барьер разрушен, бывшие заключенные пытаются найти себе место в статусе свободных, пусть и не помилованных официально, граждан, а отряд паладинов короля пытается нормализовать работу шахт в Долине. И все было бы хорошо, если бы не одно но, без которого не может обойтись ни один сиквел. Уничтожение Барьера пробудило ото сна драконов, существ крайне опасных и агрессивных. И тут либо мы их, либо они нас. И конечно же, именно нашему Безымянному протеже предстоит остановить их. Для этого ему нужно раздобыть священный артефакт Глаз Инноса, который находится у Паладинов. Но, как нетрудно догадаться, просто так артефакт не отдадут, и нашему герою вновь предстоит доказать чего он стоит.

    Готика 2 зиждется ровно на тех же китах, что и первая часть. Игроку снова предстоит взаимодействовать с несколькими фракциями (на этот раз это Паладины, Маги огня и Наемники), и именно выбор фракции повлияет на развитие сюжета, сам сюжет снова разделен на главы, игра изобилует нелинейными квестами с двойным, а то и тройным дном, у каждого НПС и монстра в игре свой распорядок дня, а игра все ещё удивительно уютная.

    Но при этом игра стала в разы больше. Шутка ли — в Готике 2 присутствует и Долина Рудников в своем полном размере, но занимает хорошо если 1/5 от общей площади игрового мира. Причем это как раз тот случай, когда игру увеличили ровно настолько, чтобы она с одной стороны, действительно ощущалась большой, а с другой, чтобы локации не казались пустыми. Немцам удалось не растерять того обаяния, которым обладала первая часть.

    Интересно! Готика 2 прочно удерживает первое место по количеству прохождений в моем личном чарте. В своё время я настолько полюбил эту игру, что излазил в ней буквально каждый метр и проходил её раз за разом, пробуя разные фракции, стили боя или просто наслаждаясь любимой игрой. Конечно, есть немало игр, в которых суммарное количество проведенных часов окажется на порядок выше, но именно Готику 2 я проходил раза 4. Для меня это очень большая цифра, как правило я не прохожу даже самые любимые игры больше 2-х раз.

    Вскоре подоспело первое и единственное дополнение к игре: «Ночь Ворона».
    Вкратце о дополнении: появилась новая область Яркендар, совершенно не похожая на старые локации (причем область не маленькая: площадь игрового мира выросла примерно на 30%), обособленная сюжетная линия, доработка ролевой и боевой систем (играть стало сложнее, но на порядок интереснее) и небольшие графические доработки. Основные события дополнения разворачиваются в новой области Яркендар, но предшествующие путешествию туда события и остальные новшества дополнения очень органично вплетены в оригинальную игру.
     

    img05.jpg

    В Яркендаре нашлось место и пустынным каньонам, и болотам, и древним руинам. Причем последних тут больше всего!

     

    Более того, можно смело сказать, что после выхода «Ночи Ворона» первая сюжетная глава игры вышла на совершенно новый качественный уровень, по сравнению с которым оригинальная Готика 2 кажется очень скучной, легкой и пустой. Почему, спросите вы? А потому, что именно в первой главе нашему герою в изобилии попадаются новые НПС и множество новых квестов. Вокруг нашего героя жизнь кипит, как никогда ранее: от количества квестов пухнет журнал, везде что-то происходит, интриги, заговоры, древние тайны. Именно в первой главе сильнее всего ощущаются балансные изменения, внесенные дополнением. И это одновременно хорошо и плохо. После столь насыщенного действия в начале игры, оставшиеся главы кажутся слегка пустоватыми, больно уж разителен контраст между затронутыми и не затронутыми «Ночью Ворона» областями игры.

    Дополнение вполне заслуженно получило даже большие оценки, чем оригинальная Готика 2 и до сих пор для меня лично входит в число лучших дополнений всех времен и народов.
    Готика 2 полностью и безоговорочно выполнила свою миссию: сохранив всё лучшее от первой части, она чуточку улучшила буквально каждый аспект игры, став ещё интереснее, ещё увлекательнее, ещё уютнее и намного больше.
    Получив широкую народную любовь и симпатию прессы, Piranha Bytes принялись за работу над следующей частью серии, которой предстояло стать роковой…

    Готика 3. Жуки и кабаны

    Какое-то время о Готике 3 было известно лишь то, что она действительно разрабатывается. Потом начали просачиваться подробности, капелька за капелькой, подоспели первые скриншоты…и вы знаете, это было ЧТО-ТО.

    Piranha Bytes решились на фундаментальные изменения, и та игра, которую они описывали в своих ранних интервью, выглядела как сладкий сон наяву. Огромных размеров игровой мир с тремя климатическими зонами, обилие городов, пересмотренный подход к фракциям, доработанный ИИ, сотни персонажей, сотни квестов…Добавьте сюда потрясающей красоты скриншоты. Можете бить меня, ругать меня, спорить со мной до хрипоты, но я считаю что Готика 3 может похвастаться одними из лучших пейзажей в игровой индустрии. Даже спустя много лет после её выхода густые леса Миртаны выглядят отлично. А уж в те времена это и вовсе казалось невероятным…
     

    10.jpg
    Один из промо-скриншотов игры. Дикие голые орки до релиза не дожили, зато старожилы серии - падальщики - остались на месте.

     

    Интересно! Готика 3 была одной из последних игр, выхода которых я по-настоящему ЖДАЛ. Знаете, так ждал, что каждую журнальную статейку об игре (в те времена интернета у меня ещё не было) читал по несколько десятков раз, у меня совсем не было сил терпеть до выхода игры, в ночь на 13 октября я лежал и не мог уснуть полночи, предвкушая как побегу покупать игру…Именно Готика 3 отучила меня возлагать чрезмерные надежды на какие-либо ещё не вышедшие игры, фильмы, книги и прочие продукты.

    Вскоре стало известно и о сюжете третьей части. Победив драконов и собрав немало сокровищ, Безымянный и его команда отплывают на континент Миртана, где располагается королевская столица. Однако континент охвачен войной с орками, которые захватывают один город за другим, а самого короля изолировали в его столице, которую его подручные маги спешно накрыли магическим барьером (да-да, точно таким же, каким «успешно» была накрыта Долина Рудников).  Что интересно, в третьей части орки впервые предстают перед игроков разумными и вполне культурными существами с которыми можно общаться. Они даже выступают в роли одной из основных фракций игры. В этот раз Безымянному придется решать, на чьей стороне ему быть.

    Долгожданный релиз состоялся 13 октября 2006 года. И игровая общественность испытала потрясение. Потому что на прилавки легла попросту не доделанная игра, из которой наспех вырезали все то, что не успевали доделать к релизу. А уж о такой роскоши, как тестирование и оптимизация и вовсе оставалось лишь мечтать.

    Итак, говоря о первой Готике, я упомянул, что обилие багов при выходе игры — своего рода «добрая» традиция для Piranha Bytes. Готика страдала от багов, Готика 2 тоже страдала от них. Но Готика 3 заткнула их за пояс и установила новый антирекорд качества. Баги встречались буквально везде, сложно с ходу сообразить, какой игровой аспект не был забагован в усмерть. Перечислять ВСЕ баги, которые доставляли неприятности пользователям, нет смысла. Самым меметичным и показательным багом можно считать местных кабанчиков, которые из-за бага анимации (из-за него они наносили удары с огромной скоростью) оказались самыми опасными и свирепыми существами в игре, разрывающими в клочья любого героя в любой броне. Единственным средством борьбы с ними оказался расстрел с какой-нибудь недосягаемой для свинтусов высоты.

    Ужасала и оптимизация игры: не было такого компьютера, на котором эта игра не тормозила. И это не говоря о постоянных вылетах на рабочий стол и прочих радостях. Piranha Bytes в поте лица трудились над патчами, исправляющими те или иные ошибки, но ложка хороша к обеду, и первое впечатление от игры оказалось испорчено бесповоротно.

    И все бы хорошо, если можно было бы произнести какую-нибудь банальность игрожура в духе «но если закрыть глаза на баги и технические проблемы, то становится ясно, что перед нами настоящий шедевр». Так вот, даже если закрыть глаза на баги и тех. проблемы, то шедевра перед нами всё равно не окажется. А вот глаза рано или поздно открыть придется.

    Совершенно очевидно, что на волне собственной популярности Piranha Bytes решили проглотить слишком большой кусок, коим в итоге и подавились. К тому же ещё в момент выхода игры было понятно, что на разработчиков сильно давит издатель, требуя выпустить игру поскорее. С какой-то стороны можно понять и издателя: выход игры переносили не один раз, и речь идет о тех временах, когда постоянные переносы ещё не стали нормой. Возможно, будь у «Пираний» ещё год-полтора, игра бы получилась шедевром…но что имеем, то имеем. Нужно было немцам более трезво оценивать свои силы.

    Да, Piranha Bytes смогли сдержать обещание и сделали огромный и очень красивый открытый мир с кучей городов, сотнями персонажей и квестов. Вот только кроме чисто эстетического удовольствия, ничего хорошего это не принесло. На смену нескольким детально проработанным поселениям (лагеря в Готике, Хоринис в Готике 2), в которых кипела жизнь и постоянно происходило что-то новое, пришли «проходные» селения и города, в которых игрок выполнял нехитрые квесты и уходил дальше, навсегда забывая о городе, из которого только что вышел. Стало ли лучше? Нет. Львиная доля всех НПС тоже превратилась в безликих болванчиков, которые совершенно не запоминались. Кроме старой компашки Безымянного, большую часть которой он встретил ещё в Долине Рудников, вспомнить некого.

    Хваленые доработки ИИ если и существовали, то были практически незаметны. В том числе из-за обилия багов, но в немалой степени и потому, что города в игре стали проходными. Игрок не так уж плотно сталкивался с жителями каждого конкретного населенного пункта, чтобы обращать внимание на то, стало ли их поведение более сложным, или нет. На глаз ничего не поменялось. Да, НПС честно делали вид, что у них тут кипит жизнь, но ничего радикально нового игроки не увидели.

    Боевая система изменилась в худшую сторону. В первой и второй Готиках была довольно интересная боевка с комбо-ударами, которая все-таки заставляла немного думать и смотреть на экран монитора, дабы не пропустить удар или вовремя совершить выпад. В третьей части на смену этой системе пришло банальное закликивание. Просто жмите левую кнопку мышки и всё будет хорошо. Я слегка утрирую, но поверьте, лишь самую малость. Особенно забавными выглядят схватки с группой противников: пока герой лупасит одного, остальные просто стоят кружочком и смотрят. Это к слову о продвинутом ИИ, ага.

    Измененный подход к фракциям тоже оказался очень спорным. Да, их роль в сюжете не столь значима, как раньше (и в первой, и во второй Готиках очень быстро наступал момент, когда ты либо вступаешь в одну из фракций, либо не можешь продвинуться по сюжету), но сами фракции от этого скорее потеряли, чем выиграли. Как и игроки. К чему сводится работа с фракциями? Бегаешь от города к городу и выполняешь довольно однотипные задания. А заработав определенное кол-во репутации, которую дают за выполнение заданий, можешь договориться с местным начальником о зачистке города\лагеря вражеской группировки. В конечном счете, все сведется к зачистке охраны всех населенных пунктов и водружении над ними флага выбранной вами фракции. И речь идет не каких-нибудь зрелищных баталиях с кучей НПС с обеих сторон и осадой городов. Приходите в очередной город и режете всех, кто на вас нападает. Чаще всего вам окажут помощь несколько НПС. А потом повторяете раз N-дцать (помните, городов-то в игре много!). Жуть как интересно!

     

    56a888fdadee0.jpg
    Даже спустя десять лет после выхода игры скриншоты её пейзажей выглядят неплохо.

     

    На фоне всего плохого, что обрушилось на игроков при выходе игры, было довольно трудно разглядеть что-то хорошее. Но тем не менее, у Готики 3 есть и сильные стороны. Например, интересные квесты (многие можно решить двумя, а то и тремя различными способами), относительная нелинейность игрового процесса (сюжетных глав больше нет, и игрок волен перемещаться по миру как ему заблагорассудится; рано или поздно все равно придется выбирать одну из 4-х концовок, но все же свободы действий стало намного больше), огромный открытый мир для исследования, чарующее музыкально сопровождение и великолепный визуальный ряд (впрочем, местные модели персонажей выглядели совсем «не очень» на фоне пейзажей, но это, пожалуй, традиция «Пираний»), и ролевая система стала более гибкой и в третьей части несколько проще сделать персонажа-гибрида. Да и в рамках серии появилось кое-что новое: впервые в серии здесь стало возможным носить щиты и шлемы (в начале двухтысячных о защите такой малополезной для героя части тела, как голова, немцы не думали), стало возможно сражаться двумя одноручными мечами.

    И Готику 3 полюбили несмотря ни на что. А может быть — вопреки всему. Ей простили сотни багов, простили смертельных кабанов, простили вылеты, фризы и тормоза. Простили все недоработки и огрехи. Выходили новые патчи, Готика 3 постепенно превратилась во вполне играбельную вещь. Потом подключились умельцы из комьюнити, которые начали пилить свой собственный патч для игры, который правил то, что не успели или не смогли поправить разработчики. Надо заметить, что до сих пор (!!!) появляются свежие версии этого самого Community Patch, что само по себе наглядно иллюстрирует привязанность поклонников Готики к этой игре.

    Однако для Piranha Bytes это был настоящий провал. Немудрено, что после выхода наиболее важных патчей их студию вежливо, но настойчиво отстранили от работы над серией и временно лишили прав на неё. Впрочем, от этого никто не выиграл. JoWooD, бессменный издатель трилогии, так и не выпустил под брендом Готики ничего путного, а самим «Пираньям» пришлось придумывать новый мир и прощаться с полюбившейся вселенной Готики.

    Реквием

    Номинально история серии на третьей части не кончается, но всё, что было после, описывать подробно нет ни желания, ни смысла. Если первые две Готики это признанная (пусть и не всеми, пусть и с некоторыми оговорками) классика, а третья часть пусть неудачный, но всё же не лишенный своего шарма эксперимент, то последующее паразитирование на серии рекомендовать не станешь и врагу. Поэтому оставшимся проектам серии Готика я уделяю буквально по абзацу, большего они и не стоят, в общем-то.

    Аддон к третьей Готике, «Отвергнутые Боги», сохранил все проблемы оригинала, но помимо этого завалил ещё и то, что в третьей Готике худо-либедно-ли работало и было интересным. Разработкой занималась малоизвестная студия Trine Games из Индии, основным направлением деятельности которой были мобильные игры. Нетрудно догадаться, что сделать мало—мальски качественное дополнение к такой игре, как Готика 3, им было просто не по силам. Аддон изобилует багами и другими проблемами похлеще оригинальной Готики 3, но в отличии от неё, ему совершенно нечего предложить игроку взамен. Покупка этого недоразумения — один из самых бессмысленных способов потратить деньги.

    12 октября 2010 года вышла последняя игра серии: Arcania: Gothic 4. Разработкой занималась студия Spellbound Entertainment (до этого отметившаяся несколькими очень спорными играми), а сама игра пусть и получилась лучше богомерзкого аддона к третьей части, но ни малейшего интереса для ознакомления не представляет. В этот раз мы играем за другого героя — простого пастуха, а главным антагонистом игры оказывается Безымянный, ставший королем Робаром III. Пресная, скучная, безыдейная игрушка. Поиграть можно, но лишь при наличии научного интереса и беспощадному отношению к собственному времени.

    Ныне студия Piranha Bytes насчитывает около 30 сотрудников. Хотя права на Готику и вернулись обратно к её создателям, заниматься продолжением или переизданием «Пираньи» не собираются. По словам Бьёрна Панкратца (глава разработки игр), студия не хочет разочаровывать поклонников. Ожидания от новой игры в именитой серии будут очень велики, а нынешние Piranha Bytes просто не смогут сделать такую игру настолько хорошо, как им бы этого хотелось.

    Несмотря на уход многих ключевых фигур (включая талантливого композитора Кая Розенкратца), «Пираньи» продолжают плавание и сейчас вовсю трудятся над новой игрой Elex.

    А вот готическая серия прекратила своё существование, и выход достойного продолжения кажется ещё менее вероятным, чем новая игра о Геральте от CD Project RED. Однако это была чертовски хорошая серия, в которой были свои отличные геймдизайнерские решения, и которая смогла вписать себя в историю хороших компьютерных игр. На этом у меня всё. Если вы вдруг никогда не играли в Готики, попробуйте сделать это сейчас. Готика — прекрасная игровая серия, которую, к сожалению, сгубила гигантомания её разработчиков.

    • Нравится 65

    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии



    GFoster

    Опубликовано

     Кстати, может кто подсказать - в Болотном лагере жильё давалось?

     

    Лестер предлагал свою хижину, насколько помню.

     

    Добротная статья. Я, честно говоря, понятия не имею сколько раз прошел первые две части, а сколько начинал - и подавно. Шикарный игровой мир, который цепляет манерой повествования и отлично прописанными персонажами, даже сейчас, спустя три или четыре года с последнего прохождения, я помню всех ключевых персонажей. Третья часть действительно была самородком, не во всех аспектах качественным, тем не менее достойным продолжением, после неё глупо упрекать разработчиков в том, что они не попытались разнообразить серию, возможно такой холодный прием общественности и заставил их вернуться к канонам разработки первых игр.

    • Нравится 1
    Izmegul

    Опубликовано

    17.07.2016 12:18:54, Icebaby сказал(-а):

     Risen и Elex ну никак не тянут. 

    так и хочется канделябром по голове хрястнуть таких, кто начинает вешать ярлыки на еще не вышедшие игры с новым лором.  Даже если в итоге будут правы.  

     

     Я вот третий ризен весной прошел. Залпом.  Понравилось.  Закончился аккурат тогда когда надоедать начал.  Сделан грубо до безобразия, картинка в начале глаза режет, сюжет уже забыл.  Но играть-то было интересно, черт побери! Наклонятся за каждым кустиком. Гриндить на експу вот этих монстров, но бегать от тех, потому как свежевать их толком еще не обучен. Бегать по острову, вставлять камушки в нужные места.  В сущности пираньи предлагают нам стандартный набор ММОрпг-шных "развлечений", но в очень уютном мире с чудесными пейзажами и музыкой и бодрым в меру сложным екшеном, и потому воспринимается на ура.

    И от Элекса я ничего не жду сверхестественного - хватит  новой сюжетной оболочки и мест для исследований ри сохранении прочих традиций.  Самая большая беда любых разрабов и издателей - когда они хотят понравиться всем.  Оно может и неплохо для продаж поначалу.  Но культовых игр так не сделать

    • Нравится 1
    CoDyDy

    Опубликовано

    Лучший способ продолжить Готику, это перезапустить ее с третьей части. Именно в третьей части начинается трэш. Ни нормальных драконов, ни какой то толковой боевой системы, даже боссы и те не о чем. Я уже молчу о AI. До сих пор вспоминается момент, когда какой то непись не мог спрыгнуть с метрового обрыва а пошел обходить гору дабы добраться до моего перса. Да и вообще монстры и персонажи какими то кукольными получились и многие на одно лицо. Радуют только пейзажи, и то такая климатическая зона, в которой пустыню и ледяную тундру разделяют несколько км просто не может существовать, но это уже мои придирки)

    Про Арканию я вообще говорить не хочу, чего стоит только эта уровневая система прохождения.

    Sveni

    Опубликовано

    >Интересно! В России Готика была издана дважды: сначала под крылом 1С с переводом студии Snowball, а спустя какое-то время появилось так называемое «коллекционное издание» за авторством Russobit-M. Это издание содержало в себе некоторый отсутствующий в варианте от 1С контент, а также предлагало совершенно новую озвучку. На мой взгляд, первоначальный вариант перевода и озвучания на голову превосходит «коллекционный».

     

    А мне вот больше перевод руссобита нравится, но озвучка больше нравится от снежнков, Чонишвили в роли гг неподражаем. 

    Truewolf

    Опубликовано

    перепутал. бгмерзкая озвучка от руссобитов же.

    Чонишвили? Иващенко же ГГ озвучивал?

    Maximilius

    Опубликовано

    Первая Готика выглядела для меня просто как какое-то волшебство в своё время. Вторая была отличнейшим продолжением, третья хм... третья мне тоже понравилась, хотя бы за тот огромный открытый мир. Жаль, что серия так печально закончилась. Хотя, надо сказать, первый и третий Райзены были неплохи.

    • Нравится 1
    Мутешонем

    Опубликовано

    Risen 1, 3 мне понравился.Бодренько весьма. А вот Готики - нет. 

    Icebaby

    Опубликовано

    Если права снова у них, имеет смысл вернуться к серии Готика. Risen популярности не снискал, Elex скорее всего тоже ждет аналогичная судьба. Надо вернуться к некогда популярному бренду. Они хорошо отточили свои навыки при создании этих (Risen, Elex) игр, думаю они не сделают тех же ошибок что были допущены в третьей Готике.

    Veil

    Опубликовано

    Сколько бы времени не прошло, сколько бы игр не вышло, все равно навсегда Готика останется любимой игрой, непередаваемые ощущения каждый раз, как запускаю игру(Готика 1 в коллекционном издании с книжкой описания игрового мира-вообще моя гордость).Мир, сюжет(как бы его не ругали), атмосфера, музыка-просто идеал средневекового рпг для меня.Особенно запомнился момент из первой, когда ты уже прокачанный и закаленный битвами с недружелюбным миром(на тот момент был Некромантом со всеми 6 кругами магии и мантия Ксардаса была моей мечтой, да и есть) и получаешь телепорт в старый Лагерь после резни магов и все крестьяне\рудокопы бегут  кто куда от тебя, а ты раскидываешься фаерболами налево и направо, а потом долгожданная расплата с Гомезом.Эх...

    • Нравится 2
    Maximilius

    Опубликовано

    17.07.2016 20:40:24, Veil сказал(-а):

    Некромантом со всеми 6 кругами магии 

    Воистину! Магом, как по мне, играть было интереснее всего. Прямо ощущалась какая-то собственная мощь. Беги, беги СМЕРТНЫЙ, сейчас мы будем проверять это моё утверждение! :) 

     

    Изголялся страшно, чтобы не потратить в самом начале ни одного очка на воинские способности, а с полным комплектом дотянуть до посвящения в маги. Страшнее всего было с 10 Силы и 10 Ловкости лезть в логово к ползунам! Как-то исхитрялся не умереть :)

    • Нравится 2
    Veil

    Опубликовано

    17.07.2016 20:49:08, Maximilius сказал(-а):

    Воистину! Магом, как по мне, играть было интереснее всего. Прямо ощущалась какая-то собственная мощь. Беги, беги СМЕРТНЫЙ, сейчас мы будем проверять это моё утверждение! :)

     

    Изголялся страшно, чтобы не потратить в самом начале ни одного очка на воинские способности, а с полным комплектом дотянуть до посвящения в маги. Страшнее всего было с 10 Силы и 10 Ловкости лезть в логово к ползунам! Как-то исхитрялся не умереть :)

    Именно, та старая система была идеальна, что в кругах-каждый был чем-то особенным и чувствовалось, вот она прокачка, вот они новые убойные заклятья и поинты на ману, что в гильдии, своя такая маленькая семья и никуда больше ни-ни.

    • Нравится 3
    Tolirance

    Опубликовано

    4 часть это короче Risen
    tankt34

    Опубликовано

    А Давайте вспомним классные модификации к Готикам?

    Вот несколько модов к первой Готике:

    К примеру аддон польских разработчиков "Мрачные тайны" фактически удлинивший игру почти на треть.

    Или "Диккуик" который был совместно с первой готикой от издательства Руссобит-м,а так же"Долгий путь домой" заменивший Безымянного на Безымянную.

    • Нравится 2
    Maximilius

    Опубликовано

    17.07.2016 21:01:07, Veil сказал(-а):

    Именно, та старая система была идеальна, что в кругах-каждый был чем-то особенным и чувствовалось, вот она прокачка, вот они новые убойные заклятья и поинты на ману, что в гильдии, своя такая маленькая семья и никуда больше ни-ни.

    Да, особенно когда столько сил положишь на то, чтобы в эту семью вступить, столько порогов обобьёшь, и в итоге тебя принимают, становишься частью круга, ощущения непередаваемые. Ну и новая одежка, конечно же! Как мне нравилась мантия магов огня - словами не передать! :) 

     

     

    18.07.2016 08:43:59, tankt34 сказал(-а):

    Или "Диккуик" который был совместно с первой готикой от издательства Руссобит-м

    Да, Диккурик неожиданно мне понравился, хотя сначала очень раздражала система, вычитающая силу, требуемую для ношения брони из твоей силы :)

    • Нравится 1
    tankt34

    Опубликовано

    18.07.2016 09:15:45, Maximilius сказал(-а):

     

    Да, Диккурик неожиданно мне понравился, хотя сначала очень раздражала система, вычитающая силу, требуемую для ношения брони из твоей силы :)

    Жалко что ребята создавшие "Диккурика" решили сделать из него отдельную игру и мод так и остался не завершенным=(

    Cassidy

    Опубликовано

    17.07.2016 20:49:08, Maximilius сказал(-а):
    Воистину! Магом, как по мне, играть было интереснее всего. Прямо ощущалась какая-то собственная мощь.

    Ну да, а ещё было очень забавно беседовать с Паладинами, будучи магом. Особенно с охранявшими корабль типами. Я тоже больше всего люблю играть магом в Готике. Хоть вот забавно - в большинстве других РПГ магов на дух не переношу.


    18.07.2016 08:43:59, tankt34 сказал(-а):

    А Давайте вспомним классные модификации к Готикам?

    Вот несколько модов к первой Готике:

    К примеру аддон польских разработчиков "Мрачные тайны" фактически удлинивший игру почти на треть.

    Или "Диккуик" который был совместно с первой готикой от издательства Руссобит-м,а так же"Долгий путь домой" заменивший Безымянного на Безымянную.

    А вот я почти не играл в какие-либо моды к Готикам. Мрачными тайнами прямо сразу заинтересовался. А что есть для второй части? Слышал про некое Возрождение (или Возвращение?), но тоже не слишком понял, что это и как.


    18.07.2016 09:15:45, Maximilius сказал(-а):
    Да, особенно когда столько сил положишь на то, чтобы в эту семью вступить, столько порогов обобьёшь, и в итоге тебя принимают, становишься частью круга, ощущения непередаваемые. Ну и новая одежка, конечно же! Как мне нравилась мантия магов огня - словами не передать! :)

    Да, фракции в Готиках были сделаны на ура! Именно этого ощущения семьи, частью которой становится герой, не хватает в третьей части.

    Рад, что не я один любовался мантиями магов огня. Правда особенно мне нравились продвинутые мантии из Готики 2. Будучи дитем, отчаянно мечтал купить себе такую)

    • Нравится 2
    tankt34

    Опубликовано

    18.07.2016 10:03:29, Cassidy сказал(-а):
    А вот я почти не играл в какие-либо моды к Готикам. Мрачными тайнами прямо сразу заинтересовался. А что есть для второй части? Слышал про некое Возрождение (или Возвращение?), но тоже не слишком понял, что это и как.

     Возвращение 2.0 Фактически новая игра,полная переработка квестов,баланса и графики.

      Gothic 2 - Мод "Велая - сказание о воительнице" , "Яктиль",  "Глобалмод"  "Темная сага"

    Сейчас ребята делают "Темную Сагу 2"

    • Нравится 1
    Sn@ke

    Опубликовано

    Эх, а я из тех кому вторая часть не зашла, в отличии от первой, очень не хватало атмосферы...

    Ну и про отличную графику автор преувеличил, мне помнится игра совершенно случайно попалась в руки сразу после морровинда, дык глаза чуть не вытекли(и это притом что я до сих пор нормально играю в Хсом 94 года и прочие старые игры).

    Серия ТЕС по моему до сих пор во многом Готике уступает. В частности - мне до сих пор персонажи ТЕС в сравнении с персонажами из Готики кажутся безмозглыми болванчиками.

    З.Ы. пожалуй самое яркое впечатление от игры - это когда нашел полуразрушенную башенку на краю земли, внезапно населенную ожившими скелетами.

    З.З.Ы. помнится долго в свое время баталии длились на тему того-что Готика(ну и морровинд с облой) не рпг, а экшн-рпг, но по сравнению с современными "рпг" Готика просто эталонная рпг...

    FromDarkTime

    Опубликовано

    "Ночь ворона", пожалуй, до сих пор занимает одно из первых мест моего личного топа игр, от которых я реально кайфовал.

    И нет ничего более пукановоспламеняющего в Готике, чем шариться в пустыне/лесу, убить орка и через полтора часа узнать, что он был одним из ключевых НПС для важного креста...И вот ты и другой нпс стоите возле трупа, тупите, и вскоре лезешь в сейвы, ибо делать больше нечего)))
    • Нравится 3
    Angelina1402

    Опубликовано

    Да, первая и вторая Готика были великолепны, 3 не очень, но сойдёт, играть можно. Но 4 часть это же просто... УЖАС! Как так можно было всё испортить? От Готики осталось по-моему одно название, да и только( (Нет, возможно как и отдельная игра она даже и ничего, но если уж делаете продолжение серии, то делайте продолжение, а не абы что)

    Хотелось бы, чтобы Пираньям дали второй шанс. Пусть они и не сделали игру такой, как все ожидали, но они сделали нормальную игру, в которую можно поиграть, а не то, что сделали Spellbound. Думаю, что Пираньи также любили своё детище, как и поклонники серии, и они могли бы сделать всё на порядок лучше, если бы не поджимали сроки. 

    Спасибо за статью, читала с интересом, правда хотелось немного побольше скриншотов, когда увидела, аж ностальгией повеяло) Ну это так, мелкий каприз, ещё раз благодарю за труд :)

    • Нравится 1
    Truewolf

    Опубликовано

    её и делали как отдельную игру, а не продолжение. даже название было - Аrcania: А gothic tale. или story, не помню уже. Спин-офф оригинальной серии с максимальным отмежеванием даже в названии. но в итоге решили назвать именно Аркания: готика 4. приставку убирали уже после выхода. как лодку назовешь, собственно.

    по моему мнению, аркания вышла не такой уж плохой. никакой не шедевр, проходняк, но хотя бы не уровня какого-нибудь сердца вечности. играть можно. но игру сгубила эта приставка Gothic 4. от готики все же ждали готики, а не какой-то другой игры.

    Sveni

    Опубликовано

    17.07.2016 16:49:23, Lord Truewolf сказал(-а):
    Чонишвили? Иващенко же ГГ озвучивал?

    Сергей Чонишвили озвучивал гг в версии отснежков.

    Scarab-Phoenix

    Опубликовано

    19.07.2016 18:33:04, Lord Truewolf сказал(-а):

    но игру сгубила эта приставка Gothic 4. от готики все же ждали готики, а не какой-то другой игры.

    Прямо как с Фоллаутом получилось.
    • Нравится 4
    Kir The Seeker

    Опубликовано

    Приветствую всех, рад, что некоторые хорошие игры не забываются. Написано было уже много, но я попытаюсь сделать систематизированное и, насколько получится, объективное дополнение. С серией Готика познакомился еще школьником и неизгладимый след остался в моей душе. Из серии TES знаком лишь со Skyrim и самую малость с Oblivion-ом.

    Тем не менее, среди многих последующих игр, некоторые аспекты, хорошо реализованные в Готике 2 НВ, я так и не нашел, их и хочу перечислить:

     

    1. Невероятная доступность мира 

    ГГ может идти в любую сторону, может ЗАЛЕЗТЬ или ВСКАРАБКАТЬСЯ куда угодно, насколько хватит нормальной высоты прыжка (мы не принц Персии, но навык "Акробатика" тут тоже есть и полезные "примочки" он добавляет). Никаких призрачных стен, 4 "неудачно стоящих булыжника", через которые не перепрыгнуть (привет Dark Souls, да и Skyrim, с этим "закрытым", но открытым со всех сторон, поместьем "Златоцвет"), "непреодолимых" водоемов и т.п. Нельзя преодолеть лишь запертые двери, а если место, куда требуется пройти не заперто, а охраняется, то есть возможность изловчиться и пробраться мимо, но, в случае обнаружения ГГ ЛЮБЫМ NPC, он начинает орать "ТРЕВОГА!!" и вас рубят в капусту стражники. Логично, что игровым миром, при таком раскладе, избирается маленький остров, а если вы попытаетесь покинуть его вплавь, то ГГ просто съедят морские жители. Также, почти интересные локации, с очень ценными сокровищами, доступны вам с самого начала, но охраняются сверх-сильно.

     

    2. Обилие анимаций и интерактивность

    Куча действий, которые выполняются и ГГ и всеми NPC, в НАСТОЯЩЕМ ВРЕМЕНИ, без задержек (Skyrim) или неуязвимости в процессе (Dark Souls). Все те же алхимия, кузнечное дело, взлом, "стелс". Тамошняя скрытность не сильно поможет вам в бою (не настолько бредово как в Skyrim, больше для воровства), хотя прокрасться до удобной позиции для стрельбы выйдет. А вот взлом сундуков в домах спящих жителей является вполне себе квестом - вам надо войти, чтобы этого никто не видел и не слышал (только с умением "Подкрадывание"), надо добраться до сундука, чтобы этого никто не видел и не слышал, и ,наконец, надо вскрыть сундук ЗА 1-2 присеста, иначе ЗВУК ломающейся отмычки БУДИТ хозяина и у вас остается лишь несколько секунд, чтобы свалить. Фактически паузы в игре можно сделать только для сохранения или просмотра характеристик - просмотр инвентаря, прием пищи или зелья, а также попытка покорения замка не остановят ни NPC, ни зверей в их попытках умертвить вас. Ах да, сохранения, сделанные в бою, очень часто "прогорают" - а ля "старый хардкор".

     

    3. NPC учителя

    Логично, что наш ГГ не может с самого начала знать все и быть гением самоучкой (было бы здорово обучаться драгоценный перкам в Skyrim-е у опред-х NPC), а значит надо искать тех, кто превосходит нас в нужной квалификации. Поскольку сии товарищи согласятся обучать вас либо за плату, либо за достижения в близкой им фракции, то прохождение, а не просто пробегание квестов разных групп обеспечено.

     

    4. Живой город Хоринис

    Второго Хориниса, я не встретил до сих пор. Чем именно этот городок хорош? Он в меру большой, т.е. хибары средне-бедных горожан напиханы одна к другой, что создает некий уют, а открытые площади и двух-этажные теремы мы видим лишь в достойных кварталах. NPC в городе около сотни, все чем-то заняты (даже в туалет ходят) и, как правило, обеспокоены своими насущными проблемами. Город Хоринис начисто лишен Skyrim-ого пафоса, т.е. глашатай у виселицы не рассказывает нам о тысячелетней истории древнего города, славных битвах и т.п., из-за чего избитое понятие "игровая условность" начинает казаться плохой шуткой.

     

    Чтож, это основные плюсы, которыми мне запомнилась серия, вернее первые 2 части. В третьей была интересная попытка ввести систему репутации, вместо жесткой привязки к фракции, но реализации есть и получше.

    Если вы знаете Action-RPG, превосходящие Готику в этих аспектах, очень прошу - поделитесь?

     

    Заранее благодарен.

    • Нравится 6
    Д.К.

    Опубликовано

    19.07.2016 23:05:34, Kir The Seeker сказал(-а):

    1. Невероятная доступность мира
    ГГ может идти в любую сторону, может ЗАЛЕЗТЬ или ВСКАРАБКАТЬСЯ куда угодно [...] 
    Нельзя преодолеть лишь запертые двери [...]
    Логично, что игровым миром, при таком раскладе, избирается маленький остров, а если вы попытаетесь покинуть его вплавь, то ГГ просто съедят морские жители.

    Ризен же!

    19.07.2016 23:05:34, Kir The Seeker сказал(-а):

    2. Обилие анимаций и интерактивность
    Куча действий, которые выполняются и ГГ и всеми NPC, в НАСТОЯЩЕМ ВРЕМЕНИ [...]
    Все те же алхимия, кузнечное дело, взлом, "стелс".

    Ризен же!

    19.07.2016 23:05:34, Kir The Seeker сказал(-а):

    3. NPC учителя
    [...] надо искать тех, кто превосходит нас в нужной квалификации [...]
    [...] согласятся обучать вас либо за плату, либо за достижения в близкой им фракции [...]

    Ризен же!

    19.07.2016 23:05:34, Kir The Seeker сказал(-а):

    4. Живой город Хоринис
    [...] в меру большой [...]
    [...] все чем-то заняты [...]
    Город [...] начисто лишен Skyrim-ого пафоса [...]

    Ризен же!

    19.07.2016 23:05:34, Kir The Seeker сказал(-а):

    Если вы знаете Action-RPG, превосходящие Готику в этих аспектах, очень прошу - поделитесь?

    Ризен же! Первый, само собой.
    Г2 он, впрочем, не превосходит... Однако, очень и очень удачно копирует.




    Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

    Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

    Создать аккаунт

    Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

    Регистрация нового пользователя

    Войти

    Уже есть аккаунт? Войти в систему.

    Войти

×
×
  • Создать...