Перейти к содержанию
  • Сапковский: «Умные люди в это не играют»


    329e6a53757441f9b698ba928b4bd8ce.jpg

    Игра «Ведьмак» покорила сердца сотен тысяч людей, но не угодила одному: «отцу» этого самого Ведьмака. Пан Сапковский дал интервью польской газете Polityka, из которого геймеры рискуют узнать о себе кое-что нелестное.

    Мартин Зверчовский: Каково сейчас ваше отношение к игре «Ведьмак»? В последнее время вы подчеркиваете, как много вреда книгам принесла работа CD Projekt.
    Анджей Сапковский: О самой игре как таковой я не могу так уж распространяться, потому что я её не знаю, я не играю в игры. Популярность и итоги продаж говорят сами за себя: была бы игра плохой, она бы не имела таких достижений. Но работая на собственный успех, игра, к несчастью, навредила моим книгам.

    Некоторые издательства разместили образы из игры на обложках моих книг. Многие читатели стали классифицировать мои книги как связанные с игрой либо написанные под нее. Таких книг на рынке научной фантастики и фентези очень много. Увидев на обложке моей книги картинку из игры, многие предположили, что игра вышла раньше. Серьезные читатели научной фантастики и фентези презирают такую литературу и не покупают её, потому что, во-первых, она вторична и не оригинальна, а во-вторых, она совершенно не имеет никакой ценности для тех, кто ни в какие игры не играет. А именно таких читателей подавляющее большинство.

    Не помогает и тот факт, что книжки «под игру» иногда пишут известные писатели, как например Майк Резник («Tomb Raider»), Алан Дин Фостер («Shadow Keep»), Грег Бир («Halo») и Брендон Сандерсон («Infinity Blade»). Реакция фанатов будет однозначной: «Он пишет под игру, словно маммона, ради презренной копейки». Обычно еще и пишут такое абы как, вполсилы, хотя эти книги можно простить. Пусть их читают геймеры. Но я был недоволен тем, что на книжных выставках, а так же конвентах, люди брали в руки мои книги, смотрели на их обложки и презрительно откладывали их в сторону: «Связаны с игрой. Нам не интересны игры, мы хотим чего-то оригинального, нового, Аберкромби, Аароновича или Тригиллиса».

    Уже давно я усердно борюсь с использованием графики из игр на обложках моих книг и не позволяю делать это издателям. Везде, где можно — но в США, например, я не могу этого делать. На обложке американского издания «Часа Презрения» мы видим Ведьмака, взятого из игры, который сражается с Песчаным червем. И я должен объяснять фанатам, что книга написана за двенадцать лет до того, как появилась игра, и что Песчаный червь — из игры, а не из книги. В книге какого-то червя не хватит даже на зелье.

    Мартин Зверчовский: В Полконе вы сказали: «Я знаю очень немногих, кто в это играл, особенно среди людей умных». Эти слова вызвали большое возмущение.
    Анджей Сапковский: Я лучше промолчу, что эта фраза достаточно нейтральна для слов, которыми один остряк кидается в другого, это просто слова на польском языке. И во время выступления на это даже внимания не обратили. Скажу лишь только, что это был конвент, а выступления на конвентах проходят по принципу «шоу должно продолжаться». Там много чего звучит, в том числе остроты, которым далеко до утонченности. Их всегда хватает, чтобы публика была в восторге. Шутки разносят смех подобно капле, создавшей рябь на воде. А вот те, кому этот юмор не по вкусу, зачем они туда приходят? Чтобы словить сенсацию и возмущенно публиковать ее в интернете? Устроить бурю в стакане воды?

    Не знаю, зачем я это говорю, никого не убедишь, что это какая-то неизлечимая болезнь, известная медицине как хроническое отсутствие чувства юмора, и она собирает с нас все более страшную жатву. Совсем как тот грипп, который бушевал в Ремонте. Добавлю так же, что абсолютно верен тот факт, что я не знаком лично практически ни с кем, кто играл бы в игры. Такова правда. А правду не заткнешь.

    Мартин Зверчовский: Я вижу здесь не столько конфликт книги и игры, сколько ваше недовольство тем фактом, что все перевернулось и работа, созданная на основе романа, вышла на первый план, заслонив оригинал. Можно так же сказать, что игра использовала вашу популярность, а не вы использовали популярность игры. Или все иначе? Ведь CD Project делали игру, основываясь на книгах, и разве книги, в свою очередь, не извлекли выгоду из того факта, что внезапно Геральт через игру попал к миллионам людей по всему миру?
    Анджей Сапковский: Логика подсказывает мне, что книга помогла игре, как и игра помогла книге. Делать точное взвешивание и расчет содержания сахара в сиропе здесь довольно бессмысленно. Хотя в душе я вижу больше читателей, идущих к игре, чем игроков, тянущихся за книгой. Позволю себе так же отметить, что мои книги были опубликованы в 23 странах. Вы же не думаете, что руководители издательских домов при отборе издаваемых авторов руководствуются компьютерными играми и их заслугами на рынке игр? Лично мне так не кажется.
    Не хотелось бы, однако, создать впечатление, будто между мной и игрой существовал какой-то антагонизм. Неприятности, которые благодаря игре у меня появились, и которые весьма обширны, как мне кажется, я описал в ответе на первый вопрос. Я ни в коем случае не виню саму игру. Ибо, как ни парадоксально, не что иное, как высокое качество графики и заставило некоторых моих издателей использовать её на обложке книг.

    И наконец — я не завидую несомненному успеху игры, я далек от этого. Я не боюсь, что игра выйдет, как вы это сказали, на первый план, что она заслонит меня и затмит. Потому что это просто невозможно. Мой книжный ведьмак является настоящим и оригинальным. Все адаптации только в большей или меньшей степени успешны и имеют все соответствующие недостатки адаптаций. Есть только один оригинальный «Ведьмак». Он мой и никто его у меня не отнимет.

    Мартин Зверчовский: Я припоминаю, что когда вы отвечали недавно на вопрос о новых текстах, вы говорили что-то вроде: «Очень возможно, потому что счета не оплатят себя сами». Это только ваши планы, или может быть, ведется работа над новой книгой, новым рассказом?
    Анджей Сапковский: Разумеется, планы есть, и, конечно же ведется работа — но я ни за что не скажу, ни над чем я работаю, ни в какой стадии находится эта работа. Придется подождать.

    Впрочем, маэстро давно уже не скрывал легкой неприязни к игре. А что скажете вы, нечаянно «шутки ради» выпавшие из категории умных людей игроки, какой "Ведьмак" вам понравился больше? А если вы не играли и не читали, уважаемые наши пользователи - будете сначала читать или играть?

    Перевод интервью с польского: Dimonoider

    • Нравится 42

    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии



    Aervill

    Опубликовано

    Думаю что пришло время высказать то, что никто до сих пор никто толком  не решился высказать напрямую.
    А именно - Сапковский, коего я уважаю как отличного писателя и неглупого человека, при всём при этом зашоренный и узколобый сноб.
    В интервью он явно указал на свою нелюбовь к играм в целом ( а многие, я думаю, согласятся что сами по себе игры злом не являются), и назвал дураками всех кто в них играет.
    Также у него странные представления о "серьёзных" читателях НФ. Неужели он и правда думает что они выбирают книги исключительно по обложке?
    Маркетинг - первое впечатление, всё это да, но имхо современный читатель умеет пользоваться гуглом.
    Целевая аудитория фантастов, даже не научных УМЕЕТ пользоваться интернетом, и не просто умеет, но ИСПОЛЬЗУЕТ!
    Так что заметки пана С. касаемо обложек неуместны.
    Или, может, он видит свою аудиторию другой? Хмм...
    Ну да ладно.
    А его нелюбовь к компьютерным играм просто смехотворна, объясняется просто - он постарел (но не устарел!).
    А то что среди его знакомых нет геймеров( что он указал в интервью), только подтверждает мою точку зрения.
    Так я всё вижу с учётом прочитанного.

    • Нравится 8
    katkat74

    Опубликовано

    09.10.2016 17:59:32, Aervill сказал(-а):
    он постарел

    Не в бровь, а в глаз!!!

    Perfect Stranger

    Опубликовано

    Сапек как был троллем, так и остался. А все ведутся )

    • Нравится 4
    Kastelian

    Опубликовано

    Когда в детстве прочитал Сапковского несколько книг про Ведьмака, понравилось. Уже после выхода игры решил перечитать бумажный вариант, тягомотина и нудятина. Для всего свое время.

    • Нравится 3
    Tramp

    Опубликовано

    09.10.2016 14:56:48, Karatel Indoril сказал(-а):

    А я категорически против этих рисунков. Я видел как минимум пару изданий, где Геральт похож не на сурового ведьмака, а на какого-то подростка из клубца. Пусть лучше все придерживаются вполне себе достойного образа Михала Жибровского, а не рисуют подобные бредни.

    Ну, что же у каждого свое мнение. Против образа Жибровского и сам не возражаю. А что касается Замаховского в роли Лютика, то на мой взгляд созданный им образ намного удачнее того, что сделали в игре.

     

    5yl9lrsfm1nm926dvqawqatzn.jpg

    • Нравится 4
    Truewolf

    Опубликовано

    Замаховский очень даже тянет на барда-пропойцу, но не на ловеласа. в этоп плане игровой Лютик более подходит под описание. Имхо, естественно

    • Нравится 4
    Karatel Indoril

    Опубликовано

    Ну Лютик мне тоже больше из сериала понравился, хоть и не ловелас он там. А и Йен в сериале тоже шикарная.

    Ingvar

    Опубликовано

    09.10.2016 06:27:16, Козак Вус сказал(-а):
    Я заметил, что большинство из тех, кто утверждает, что им понравились книги, не читал серию полностью. Странно...

    Только эти у меня были в печатном виде... А искать в инете... Сначала лень было, да и кроме Сапковского интересных книг хватает, хотя возможно когда-нить еще и до остальных "Ведьмаков" доберусь.

    Perfect Stranger

    Опубликовано

    Я заметил, что большинство из тех, кто утверждает, что им понравились книги, не читал серию полностью. Странно...

     

    Я все читал, кроме "Сезона гроз". После "Башни" серия стала скатываться, а после "Владычицы Озера" какое-то дурное послевкусие осталось. Как будто вместо шикарного финала получился нудный пшик.

    Lord RZ

    Опубликовано

    А что касается Замаховского в роли Лютика,

    Таким я его себе в жизни бы не вообразил. Он же, извините, стремный как ядерная война. :ermm:

    • Нравится 5
    Nerest

    Опубликовано

    Не увидел в словах Сапковского ничего криминального, если честно. Не понимаю, чего так прицепились к его фразе. Если бы она еще дословно звучала, как в названии статьи.

    Вполне адекватно его недовольство тем, что издатели публикуют книги с обложками из игр. Абсолютно естественна его реакция при мысли, что кто-то может попытаться отобрать у него "Ведьмака", ведь по сути это его творение и никто отобрать его не может. Единственное, где, по-моему, он заблуждается, - это то, как он считает, что больше читателей пришли к игре, чем игроков к книге. Я на самом деле не представляю, как любители фэнтези литературы вдруг, прочитав все его книги, летят в магазин в поисках игры (ну или на просторы интернета за торрентом). Думаю, им и так неплохо живется без всех этих игрулек. А вот сам я являюсь примером того, как, поиграв в игру, человек загорается желанием познакомиться с книгами Сапковского. Причем, после такой игры (начал я играть со второй части) я потратил гораздо больше сил на поиски книги, чем это происходит у меня обычно: в Минске оказалось не так просто найти книжного "Ведьмака", пришлось заказывать из России и с нетерпением ждать возможности поскорее окунуться в этот чудный мир с головой.

    • Нравится 2
    Aervill

    Опубликовано

    Возможно, не все знают, но у пана Сапковского есть также трилогия "Сага о Рейневане", более серьёзное в плане историзма произведение, но и во многом даже более интересное чем этот наш ведьмак.
    Рекомендую 8)

    Ordscare

    Опубликовано

    08.10.2016 21:58:14, rennin2012 сказал(-а):
    Игра прямое продолжение книги

    Она такое же продолжение книг как и рассказ "Что-то кончается, что-то начинается" про свадьбу Геральта и Йен. И если тебя от словосочетания "Свадьба Геральта и Йен" не вывернуло наизнанку, то у меня плохие новости.

    • Нравится 3
    Zurbagan

    Опубликовано

    Ну, художник и не должен быть нормальным человеком. Не всегда можно понять его взгляд на вещи, иногда можно попробовать это сделать через продукт его творческой деятельности. И даже при этом не всем дано постичь истинный смысл, заложенный автором. Конечно же оригинал лучше, чем игра. Но и игра, чёрт побери, идеальна. Она олицетворение современного искусства. Настолько точно воплотить в ней весь мир, заложенный автором в книге. До этого был только один такой удачный опыт. Это книга Толкиена и фильм от Питера Джексона. Тут же идеально созданная игра по одной из лучших в мировой фантастике. И, если по Властелину колец мы не можем видеть оценку автора о фильме, то в случае с ведьмаком нам это посчастливилось увидеть. И совершенно естественно то, что автор не совсем согласен. Ведь только он знает всю историю Геральта от и до. И только он способен дать людям знание, которое хранится у него на полочках сознания. Ну, а что касается того, что книга стала вторична после выхода игры. Не думаю. У всех есть аудитория. И даже в случае с тем, кто знает о Геральте только из игры это только вопрос времени. Через пару,тройку, пятёрку лет у многих из них не будет времени на игры, но зато найдётся время что-бы вспомнить и сравнить двух Геральтов, посредством прочтения оригинала. Так, что это только вопрос времени.

    Tramp

    Опубликовано

    10.10.2016 05:16:14, Ordscare сказал(-а):

    И если тебя от словосочетания "Свадьба Геральта и Йен" не вывернуло наизнанку, то у меня плохие новости.

    Кстати, очень любопытно, а почему от этого словосочетания должно вывернуть наизнанку? В чем тут подвох?

    • Нравится 1
    Тaб

    Опубликовано

    Кликбейт месяца.

    • Нравится 1
    Andral

    Опубликовано

    09.10.2016 07:47:17, Grisli сказал(-а):

    Кто бы вообще узнал о игре, если бы не книги?

    Я имею в виду не распиаренную вдоль и поперёк, собравшую 100500 "наград" ещё до выхода, В3, а изначальную В1.

     

    Мало разве что среди категории "живущих в компе/консоли". Да и то насчёт "компа" не уверен, на них и библиотеки хранят.

    Ну, все же даже среди читающих Сапковкого мало кто читал. Была своя узкая ЦА, которая читала, как у любого автора.

    Dxarg-Log

    Опубликовано

    Вот, лолэ тема для обсуждения
    Он сразу отмежевался от ведьмака.
    Непонятно зачем у него брали интервью с таким вопросом!

    Potatoider

    Опубликовано

    10.10.2016 19:09:05, Dxarg-Log сказал(-а):

    Непонятно зачем у него брали интервью с таким вопросом!

    Как это зачем. Именно для того, чтобы народ уже 6 страницу выяснял: козел Сапковский или не козел.

    • Нравится 7
    alfarec

    Опубликовано

    Вот ведь бомбит у некоторых, прямо полыхает :D: . Старый пан скилл тролля ещё не растерял, а эти ведущиеся дети и мудаком его называют, и козлом. Человека, между прочим придумавшего их любимого Геральта. И пусть это некоторых здесь и бесит, но не будь серия книг популярна в своё время, этой игры бы и не было. Для меня кстати, Геральт в игре никогда не ассоциировался с Геральтом из книг. Тот ведьмак погиб, загнулся от удара вилами. Да и туда ему и дорога, действительно плохое послевкусие осталось после прочтения серии, где реально не тягомотиной являются лишь первая-вторая и седьмая книги, а всей честной компании начинаешь желать под конец сдохнуть и искренне радуешься, когда ежут Крыс или приканчивают Кагыра или узнав что ту же Филиппу в конце-концов запытали до смерти. Вот не должны книжные серии вызывать такого чувства, но по другому относится к ним я уже просто не могу. Ну не умеет пан Сапковский писать длинные серии, у него и в рейневане третья книга уже начинает сдавать немного. И поэтому Геральта в игре я никогда и воспринимал как того самого Геральта, а мир - как абсолютно схожий с миром книжной серии. Ибо в ней все ответы расставлены и как бы мы не старались завершить хорошо третью часть, Цири не станет императрицей, имя наследника её папаши приведено, и никаких новых приключений у Геральта не было - его история обрывается после погрома краснолюдов, когда и он, и Йенифер погибли. А в игре это другой, просто похожий на тот мир, где всё ещё не решено. Вот так я для себя разделяю эти две вещи, игровую и книжную серии. Потому что книжная кончалась хоть и слабой, но надеждой на хорошее будущее для мира того, а в игре её после окончания третьей части не чувствуешь. Только война и кровь впереди.

    Скелл

    Опубликовано

    Реакция фанатов будет однозначной: «Он пишет под игру, словно маммона, ради презренной копейки». Обычно еще и пишут такое абы как, вполсилы, хотя эти книги можно простить. Пусть их читают геймеры.

    А чтоб вам, гражданин Сапковский, три года подряд читать и перечитывать всю графоманию Сальваторе, с девяти до шести без перерыва на обед. О том, что все сеттинги закопирайчены наглухо, вы не знаете, да?

    Scarab-Phoenix

    Опубликовано

    С Сапковским согласен. Тут многие даже смысл его слов не смогли уловить, ограничившись прочтением заголовка.


    09.10.2016 15:22:34, ЗлоDeiчик сказал(-а):
    Если честно, только подобные статьи у Сапковского мне и нравятся. С практикой у автора вышло хуже, чем с теорией.


    10.10.2016 16:35:13, Воин1 сказал(-а):

    Ну, все же даже среди читающих Сапковкого мало кто читал.

    Тебе-то откуда знать?
    • Нравится 5
    Nickolas Flamel

    Опубликовано

            Не могу согласится с Сапковским в том, что игры серии Ведьмак не побуждают интересоваться книгами по этой вселенной и ставят их в положение вторичного продукта по отношению к играм. Как раз таки наоборот, взять хотя бы меня - так случилось, что до того, как сыграть в Ведьмак I и остальные игры серии, книги я не читал (Терри Пратчетт со своим Плоским миром в то время занимал все мое время).

            Но именно после прохождения Ведьмака появился огромный интерес к этой вселенной - как результат вся сага была прочитана за месяц и до сих пор перечитывается с удовольствием. Разве это не заслуга великолепно сделанной игровой серии? 

            При этом ни разу не возникало мысли, что игры первичны, а книги не более чем приложение к ней.  Конечно, пан Сапковский, как автор, имеет особое право на собственное мнение. Но, на мой взгляд, его позиция, как и форма её изложения, является неуважением к огромной части поклонников именно литературной саги. 

    Nico-Bear

    Опубликовано

    Пана Анджея можно понять, и обидного он тем кто играет ничего не сказал, а вот над чем он работает и правда интересно, хотя я знаком только с книгами о Ведьмаке... Он уже не молод, дай Бог ему здоровья, чтоб его новое творение увидело свет! Жду с терпением!

    Ahriman Exile

    Опубликовано

    Игровой Геральт не будет думать как в книге и не маятся моральным выбором, в игре игрок без морали убьет все что ползает и изнасилует всех кого можно - кругом же ведь компьтерные болванчики. Смех да и только.

    Знатный троллинг пошел. Автор этого комментария вообще играл в игры?

     

    И если тебя от словосочетания "Свадьба Геральта и Йен" не вывернуло наизнанку, то у меня плохие новости.

    Я аж перекрестился...

     

    Абсолютно естественна его реакция при мысли, что кто-то может попытаться отобрать у него "Ведьмака", ведь по сути это его творение и никто отобрать его не может.

     

    Смысл отбирать, если он сам его сидикам "отдал"?

     

     

    10.10.2016 22:13:36, alfarec сказал(-а):

    Старый пан скилл тролля ещё не растерял, а эти ведущиеся дети и мудаком его называют, и козлом. Человека, между прочим придумавшего их любимого Геральта. 

    "Их любимого Геральта" придумали CD Projekt по мотивам оригинала, так будет куда точнее. Не надо путать Геральтов! Им обоим уже тошно от этого, как вы, кстати, сами правильно подметили.

    • Нравится 1



    Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

    Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

    Создать аккаунт

    Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

    Регистрация нового пользователя

    Войти

    Уже есть аккаунт? Войти в систему.

    Войти

×
×
  • Создать...