Для меня до сих пор загадка века, по каким критериям игроки голосуют, и как определяют "свой-чужой". Т_Т
В принципе, в этом вопросе - вся суть мафии. Так что вопрос в точку )
В мафии есть как бы два слоя игры. Ролплейная "обёртка" покрывает механику настольной игры. Игра начинается, как фрпг, но когда наступает т.н. "логическая часть" (в отличие от "чисто ролплейной"), те игроки, которые подписываются на это дело (можно чисто поролевить и свалить), получают тайные роли - не ролплейные, а фунциональные, связанные именно с механикой игры. И дальше они продолжают играть-ролплеить, но в голосованиях исходят, прежде всего прочего, из этих тайных ролей-по-механике - преследуют или пытаются преследовать цели своей группы, чтобы выиграть.
У изначальной настольной игры тоже есть свой "ролплейный сюжет", естественно примитивный. Город, в котором завелась мафия, которая скрывается среди мирных граждан и понемножку их режет. И самый простой вариант игры - когда есть только два типа ролей-по-механике: мирные и мафия, причём мафиози знают друг друга, а вот мирные и представления не имеют, кто же из них гад.
И в принципе, чтобы ответить на твой вопрос, этого достаточно: на голосовании мирные игроки стараются вычислить мафиози ВСЕМИ доступными внутриигровыми способами (логический или интуитивный анализ поведения и предыдущих ходов) и не слить случайно собрата-мирного, а мафы, естественно, ровно наоборот - стараются подставить какого-нибудь мирняка, причём так, чтобы не попалиться самим - они ж делают вид, что тоже мирные.
Но помимо этих двух крупных категорий, в игре есть ещё т.н. "активные роли" - они играют за ту или другую сторону (за мафов или за мирных), могут даже играть сами за себя (одиночки). Но это уже если разбираться в деталях.
Принцип "пальцетыка", насчёт которого вышла дискуссия, превращает игру в рулетку. Что тоже, конечно, забавно, но совершенно не стоит свеч, как говорится. Мафию непросто придумывать (чтобы совершенно конкретная механическая ситуация и куча связанных с ней условностей оказывалась гармонично вписана в литературный сюжет), непросто проводить, в ней люди проводят довольно много времени. И "рулеточный" подход всё это обесценивает. Ошибиться и даже сглупить - совсем не то же самое, что просто "не думать".
В общем, как говорилось в "Шерлоке" - «Думайте! Это сейчас считается сексуальным!» ))
И когда я говорил про вынужденную стрессоустойчивость игроков в мафию, я не шутил совсем. Это очень стрессовая игра. И без терпения и доброжелательности игроков между собой она невозможна.